Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Выстрелы по колесам

Украинско-молдовская граница: правоохранители против криминала
15 января, 00:00

Начало года — время подведения итогов. И не только предшествующих двенадцати месяцев, но и значительно больших периодов. Прошло более десятилетия с тех пор, как на украинско-молдовской границе впервые прозвучали выстрелы. Что происходило там, в ранее отнюдь не «горячей» точке бывшего СССР, помнят, наверное, все. Воевало Приднестровье. Часть Молдавской Советской Социалистической Республики, почти треть которой составляли этнические украинцы, не захотела войти в состав нового Молдовского государства. Так появилась не обозначенная на карте самопровозглашенная Приднестровская Молдавская Республика. 17 марта 1992 года, как тогда писалось, в связи с «обострением обстановки в приграничных с Украиной районах Республики Молдова» тогдашний Президент Украины Леонид Кравчук подписал Указ «О мерах по охране границы Украины с Республикой Молдова». В скором времени три отряда пограничного контроля – Могилев-Подольский, Котовский и Березинский – закрыли «огнеопасный» отрезок. Началась история новой границы – украинско-молдовской.

К сожалению, выстрелы на землях бывшей Бессарабии звучат и до сих пор. Тем не менее уже не из-за выяснения межэтнических отношений. На арену вышла не менее опасная сила – криминал. Контрабандный спирт, мясо и сигареты – вот основной источник прибылей многих дельцов с обеих сторон границы. Речь не о тех случаях, когда бывшая учительница или безработный инженер переправят окольными путями через границу несколько коробок безакцизных сигарет, или, как они еще их называют, «макарон». Этих людей можно понять. Проживая в регионе, где уровень безработицы один из самых высоких в Украине, многие выживают именно благодаря такому незаконному бизнесу. Намного опаснее так называемая организованная контрабанда, ведь здесь счет идет не на десятки, а на тысячи и даже сотни тысяч гривень. Однако к экономическим факторам, характеризующим этот участок как нестабильный и проблемный, к сожалению, добавляются еще и политические.

ЛИНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ

Приднестровская Молдавская Республика, экономически изолированная от всего мира, так и не прийдя к согласию с официальным Кишиневом, остается главной темой расхождений по пограничным вопросам между Украиной и Молдовой. Последняя нередко предъявляет обвинения нашей стране в потворстве Приднестровью при провозе через границу контрабанды, в том числе оружия, наркотиков, и даже причастности к терроризму. Однако представители, в частности, миссии ОБСЕ, проработав недавно 5 дней на этом участке и осмотрев подразделения охраны границы по обе ее стороны, так и не получили никакой убедительной информации о нарушении украинской стороной международных норм. А по данным Госкомграницы Украины, в последние три года органами Погранвойск на украинско-молдовском участке выявлено и передано таможенникам контрабандных грузов на сумму более 12,5 миллиона гривен — на 20% больше, чем было задержано на остальных участках государственной границы. За этот период изъято 52 единицы оружия, более 15,5 тысячи штук боеприпасов, 5,5 тонн взрывчатки, около 3,3 тонн наркотиков. На фоне таких показателей заявления о якобы неконтролируемом потоке контрабанды представляются по меньшей мере сомнительными.

С получением в декабре 2001 года поручения Президента Украины об усилении охраны молдовского участка границы Погранвойска начали целый комплекс мер по его реализации. Прежде всего нужно было увеличить, как говорят пограничники, плотность охраны границы, то есть численность личного состава. Создание и развертывание новых пограничных подразделений — дело нелегкое и требующее значительных ресурсов, и человеческих, и материальных. Однако, когда речь идет фактически о безопасности государства, говорить об экономии, наверное, неуместно.

По сравнению с 2000 годом штатная численность Погранвойск на украинско-молдовской границе увеличилась почти в 4,4 раза. Сегодня ее охраняют 5 пограничных отрядов, 76 подразделений охраны границы, 3 контрольно-пропускных пункта, 45 подразделений пограничного контроля и 22 подразделения для выполнения специальных задач. Как объяснил начальник управления пограничной службы Госкомграницы Украины генерал-майор Василий Серватюк, последние были созданы для оперативного реагирования на любые события на государственной границе — контрабандные перевозки, преступную деятельность, переправку незаконных мигрантов и т.п. Небольшие по численности, мобильные, с хорошо подготовленным личным составом, они способны мгновенно перекрыть объездные дороги (а таких на этом участке 359), выставить дополнительные наряды или в любой момент заменить наряд линейной заставы. С какой целью это делается, догадаться нетрудно. Чего там греха таить, и среди пог раничников попадаются нечистые на руку люди. Таких увольняют немедленно, хотя обнаружить коррумпированного военного тяжело, действует он максимально осторожно. Однако случается, что кое-кто, путешествуя окольными путями с ящиками безакцизных сигарет, абсолютно уверен, что в точке Х его будет ждать «прикормленный» лояльный правоохранитель, ужасно разочаровывается, увидев перед собой совсем незнакомые и отнюдь не дружеские лица...

Незаменимы такие подразделения и во время проведения совместных пограничных операций, когда внезапность и оперативность решают, как говорится, все. Только в прошлом году в результате таких операций как «Антитеррор», «Граница», «Рубеж», «Юг», «Канал», «Магистраль» и т.п. государственная казна пополнилась сотнями тысяч гривен.

Пропускные пункты идут отдельной строкой. Их на этом участке целых 55. Железнодорожные, автомобильные, обычные пешеходные, речные и даже паромные – они принимают на себя основные потоки людей и транспорта. Однако и с их функционированием связаны определенные проблемы. Хотя в прошлом году были выделены значительные средства, и у нас теперь уже пропускные пункты европейского уровня, такие, скажем, как «Могилев- Подольский – железнодорожная станция». К слову, фактически все существующие на сегодняшний день пропускные пункты были определены соответствующим Соглашением с Республикой Молдова еще в начале 1997 года. Однако со временем пассажиро- и грузопотоки переместились в другие русла, и теперь некоторые ПП фактически существуют только на бумаге. Ситуация парадоксальная: соглашение есть, а люди там не ходят и транспорт не ездит.

ИНСПЕКТОР ПОГРАНИЧЬЯ

Должности инспекторов пограничной службы были введены сначала в качестве эксперимента на границе с Россией, а со временем и на других участках. Связано это было со спецификой так называемой новой границы, где отсутствуют привычные глазу такие элементы инфраструктуры советских времен, как контрольно-следовая полоса, колючая проволока, инженерные сооружения. После того, как по сотням объездных путей через необустроенные рубежи двинулся вал контрабанды, а в пограничье начали орудовать организованные группы людей с очень сомнительным прошлым, стало понятно, что одним лишь механическим увеличением численности войск и выставлением дополнительных нарядов проблему не решить. Нужна оперативная информация, благодаря которой можно было бы найти причины, а не следствия того или иного события. Тогда и появилась идея ввести должность пограничного участкового инспектора, однако с особыми функциями. Основная его задача – сбор необходимой информации об обстановке на границе и возможных нарушениях законодательства, контроль соблюдения режима границы и пограничного режима в пограничной полосе и вне ее. Пограничный инспектор, как правило, человек местный, таким образом прекрасно знает, кто из его односельчан ни при каких условиях не пойдет против закона, а кто не погнушается неправедно добытой копейки. К примеру, благодаря предоставленной старшим инспектором заставы «Степановка» прапорщиком Дмитрием Чубенко информации, пограничникам Котовского пограничного отряда только в прошлом году удалось задержать 25 нарушителей, несколько больших партий контрабанды и изъять целый арсенал оружия. А с учетом того, что всех инспекторов пограничной службы недавно «пересадили» на новые мотоциклы белорусской марки «Пионер», можно надеяться, что эффективность их работы возрастет.

ЧТО ДАЛЬШЕ

Нельзя обойти вниманием еще одну проблему — экономическую. Несмотря на действие разнообразных и президентских, и правительственных, и ведомственных программ, состояние финансирования нужд пограничников оставляет желать лучшего. В целом в нынешнем году подразделения Черновицкого, Котовского, Могилев-Подольского, Березинского и Измаильского пограничных отрядов профинансированы только на 80 % от запланированного.

Учитывая это, сегодня актуально сотрудничество с органами местной власти, которые уже давно поняли, что порядок в вверенных им районах находится в прямо пропорциональной зависимости от эффективности службы «зеленых фуражек». Поэтому вопросы оказания шефской помощи решаются без промедлений. А председатель Одесской облгосадминистрации Сергей Гриневецкий едва ли не первый из руководителей такого уровня выступил с инициативой провести прошлый и нынешний годы под лозунгом всестороннего обустройства государственной границы. И, надо отметить, слово свое сдержал. Для нужд пограничных подразделений, дислоцированных в Одесской обл., был направлено миллион гривен.

Приобщаются к делу и разнообразные зарубежные и международные организации. В частности, в конце октября прошлого года правительство США в рамках «Программы безопасности границ и экспертного контроля» передал украинским охранникам границы большую партию технических и инженерных средств.

Усложняет решение этих и других актуальных проблем украинско-молдовской границы и политическая нестабильность на землях наших соседей, и незавершенность оформления этого участка. Выход пограничники сегодня видят в создании принципиально новой модели охраны государственной границы. Только при таких условиях можно надеяться, что в ближайшем будущем выстрелы на границе прекратятся.

Из оперативных сведений Госкомграницы

Весна 2001 года. На участке пограничной заставы «Степановка», что в Раздольненском районе Одесской области, на объездном пути был задержан грузовой автомобиль КамАЗ, в котором контрабандисты провозили на территорию нашей страны 15 тонн ликеро-водочных изделий известных мировых фирм. На требования пограничников остановиться водители не реагировали. Лишь после того, как выстрелами были пробиты колеса автомобиля, транспорт остановился. Стоимость изъятой контрабанды, по оценкам экспертов, составила около миллиона гривен.

Март 2002 года. Пограничный наряд заставы «Иосиповка», которая дислоцируется во Фрунзенском районе на Одесщине, 15 километров по объездному пути преследовал грузовик с контрабандой. Остановили нарушителей только выстрелы по колесам. Результат – более 20 тонн куриного мяса на сумму около 130 тысяч гривен было передано в местную таможню.

Июль 2002 года. Неподалеку от райцентра Красные Окны на участке заставы «Дубовое» пограничники задержали колону из 4 автомобилей КамАЗ. Контрабанда – все то же куриное мясо. Всего 72 тонны на сумму около полумиллиона гривен.

Август 2002 года. Отделение пограничного контроля «Могилев-Подольский – железнодорожная станция», поезд «Кишинев – Москва». На этот раз в поле зрения пограничников и таможенников попала 62-летняя гражданка Молдовы. Ее чемодан, как выяснилось, имел двойное дно. Верхняя часть заполнена чесноком (чтобы не учуяла служебная собака), а нижняя – марихуаной. Всего 7 килограммов наркотического вещества.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать