Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Взгляд с киевских холмов

В мае столичный фуникулер отпраздновал 110 лет со дня основания. За это время многое изменилось...
27 мая, 11:03

«Нижний готов. — Верхний готов. — Готовность получила», — именно так ежедневно в семь утра начинается работа киевского фуникулера. После согласования движения с операторами обоих вагонов, машинист Нина Лежнева дает сигнал на отправление — и вагоны начинают двигаться, перевозя часть пассажиров на Владимирскую горку, а другую часть   — к Почтовой площади. Пани Нина работает на фуникулере уже больше десяти лет. Ее работе можно только позавидовать. Каждый день из огромного окна женщина наблюдает за движением вагонов на живописных склонах. Хотя руководить фуникулером не так уж просто.

«Мы работаем на автоматическом запуске, — делится пани Нина. — Если вагоны останавливаются, например, выключается свет, то ими можно руководить и вручную. На приборах у меня показана скорость, загораются лампочки, когда вагоны прибывают на станцию. Откровенно говоря, учиться не просто, потому что машинист должен понимать, как работает фуникулер, а для этого знать нужно действительно много. Если пойдете в машинный зал, увидите, сколько там всего, — вы поймете, в чем сложность. В этом деле помогает лишь практика».

Фунікулер

СНАЧАЛА ФУНИКУЛЕР СЧИТАЛИ ТРАМВАЙНЫМ МАРШРУТОМ, КОТОРЫЙ ДАЖЕ ИМЕЛ СВОЙ НОМЕР. ОТДЕЛЬНЫМ ВИДОМ ТРАНСПОРТА ОН СТАЛ В 1930-Х / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО СЕРГЕЕМ ПЯТЕРИКОВЫМ

Пани Нина руководит вагонами не сама. Ей помогают операторы, находящиеся непосредственно в вагоне. Они следят за тем, чтобы все пассажиры успевали занять места, предупреждают их об отправлении, в случае возникновения чрезвычайной ситуации могут даже самостоятельно остановить вагон и отвести пассажиров в безопасное место.

Фуникулер

«Если вдруг возникает чрезвычайная ситуация, к примеру, пожар, я могу воспользоваться аварийными тормозами, — рассказывает одна из операторов Валентина Кузьменко. — После остановки я предупреждаю пассажиров и организовано спускаю их по лестнице в безопасное место. Но такое случается очень редко, преимущественно работа у нас позитивная. Здесь очень красивая природа, птички поют. Пейзаж — просто прекрасный. Люблю встречать на фуникулере рассветы и закаты. Вообще, я транспортник, 20 лет проработала на трамвае, для меня все это родное».

ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ №1

Вместе с пани Валентиной мы спускаемся на фуникулере в кабине оператора. Здесь левый берег Днепра — как на ладони. От красоты пейзажа перехватывает дыхание. В салоне замечаем маленького пассажира, который разделяет наше любопытство. Сереже пять лет, сегодня они с няней Верой совершают импровизированную экскурсию по городу. Только что мальчик впервые покатался на фуникулере и эмоции его просто переполняют.

Фуникулер

ОПЕРАТОР ФУНИКУЛЕРА ВАЛЕНТИНА КУЗЬМЕНКО РАССВЕТЫ И ЗАКАТЫ БОЛЬШЕ ВСЕГО ЛЮБИТ ВСТРЕЧАТЬ НА РАБОТЕ

«Мне очень понравилось, особенно как мы ехали зигзагом, а еще как мы спускались вниз, а соседний вагон двигался нам навстречу. Хочу покататься еще. Мы сегодня гуляем, были на Пейзажной аллее. Я загадывал желание возле кота. Загадал, чтобы Вера была всегда моей няней», — улыбается мальчик.

Взрослые пассажиры подходят к вопросу более прагматично и ценят фуникулер за удобство.

Фуникулер

«Фуникулером я пользуюсь не очень часто, — делится пассажир Ирина Славич. — В основном, когда гуляю по Киеву или провожу экскурсию для гостей. Это очень удобный вид транспорта и хорошее место для фото. Но стоило бы добавить украинские мотивы. Вот видите — вагоны сине-белые. Почему бы не сделать их сине-желтыми? Еще на белом можно орнаменты красивые нарисовать, это ведь несложно. Надеемся, после ремонта мы его таким и увидим».

«СЕРДЦЕ» ФУНИКУЛЕРА

В завершение экскурсии следуем совету пани Нины и спускаемся в машинный зал. Здесь находится «сердце» фуникулера — огромное колесо, благодаря которому двигаются канаты и тянут за собой вагоны. Механизм далеко не простой, и это не все. В соседней с колесом комнате — электрические щитки, которые и передают напряжение на оборотные элементы. Здесь все стены завешены электрическими схемами. При этом поломку найти не просто, рассказывает начальник киевского фуникулера Николай Окольничий.

Фуникулер

«У нас работают только высококвалифицированные работники. Если здесь выйдет из строя хоть одна деталь — фуникулер перестанет двигаться. Чтобы проверить на предмет исправности все, нужно много часов, а фуникулер не может себе позволить больших задержек, потому наши работники должны быстро ориентироваться в ситуации», — объясняет он.

Фуникулер

За 110 лет фуникулер пережил три реконструкции: в 1928-м, 1954-м, 1984-ом, а сам фуникулер сегодня просто не узнать.

«На фуникулере постоянно обновлялись вагоны, сначала они у нас вообще были открытыми, — рассказывает Николай Окольничий. — Обновилась и система управления движением. Сам вагон — это лишь оболочка. «Сердце» фуникулера — система управления. У нас она теперь полуавтоматическая. Хотя в настоящий момент оборудование уже немного устарело. До 1980-х годов фуникулер был более коротким, доходил только до трамвая. Сейчас колеи забрали и продлили нашу трассу на 38 метров. Когда продлевали — сделали новую станцию с витражами. К слову, эти витражи уникальные, их всего три в Европе. Это мозаика из венецианского стекла».

ДРУГОЕ НАСТРОЕНИЕ

Ежедневно фуникулер перевозит от двух до семи тысяч пассажиров. В зависимости от их количества, вагоны могут сделать от 100 до 160 поездок, рассказывает бухгалтер Лидия Вакуленко.

Фуникулер

ЕЖЕДНЕВНО ФУНИКУЛЕР ПЕРЕВОЗИТ ОТ ДВУХ ДО СЕМИ ТЫСЯЧ ПАССАЖИРОВ, А ВАГОНЫ МОГУТ ОСУЩЕСТВИТЬ 100—160 ПОЕЗДОК

«Мы работаем все равно что на солнечной энергии. Пока солнце светит — пассажиров много и ездим часто. У нас здесь и с детками гуляют, и экскурсии водят. Дождь — уже меньше. Когда зима, снег заметет и транспорт стоит — тоже все у нас катаются. Также туристов из-за границы много, частые гости — немцы. Вообще мне приятно даже просто быть в этом месте. Бывает, грустно на душе, а проедешься раз, посмотришь на Киев весной, когда все распускается, или зимой, когда снег лежит, — и сразу другое настроение», — рассказывает Лидия Вакуленко.

Пассажиры бывают разные, но в основном воспитанные. Особенно пани Лидию радует молодежь. «После революции очень изменилось поведение молодежи. Если раньше просто брали жетон и шли, то теперь — обязательно поздороваются при входе, поблагодарят. Очень вежливые стали», — улыбается женщина.

Всего путь фуникулера занимает две минуты. Двигаются вагоны с интервалом в четыре минуты, в час пик — интервал одна минута. Заместитель начальника фуникулера по техническим вопросам Павел Кондратов рассказывает, что длительных поломок у них не случается.

ПЕРСОНАЛУ ФУНИКУЛЕРА В РАБОТЕ ПОМОГАЮТ ПЕРНАТЫЕ И ХВОСТАТЫЕ СОСЕДИ. А МЕСТНЫЕ БЕЛКИ ЧАСТО И САМИ НЕ ПРОЧЬ СТАТЬ ПАССАЖИРАМИ

«Вагоны ремонтируют на месте. От поломок, конечно, никто не застрахован. Бывает, что и человек вдруг «ломается», не только техника. Но для того, чтобы избежать чрезвычайных ситуаций, транспорт проходит профилактику. На ремонт закрываемся на месяц, в предыдущие годы это было осенью, а теперь будет летом. Кроме того, каждый четверг ночью происходит полный осмотр вагонов, да и каждый день тоже проверки происходят. Никогда не было такого, чтобы мы неожиданно останавливали работу, максимум минут на пять задержимся», — объясняет Павел Кондратов.

Сейчас на фуникулере началась «модернизация». Недавно здесь установили вай-фай. В ближайшее время в холле станций появятся интерактивные доски, которые будут помогать туристам ориентироваться на местности. В этом году фуникулер закроют на ремонт 20 июля, а вновь запустят 20 августа, чтобы на День Независимости на обновленном фуникулере имели возможность кататься как киевляне, так и гости города.

ПЯТЬ ФАКТОВ О ФУНИКУЛЕРЕ

►  Фуникулер в Киеве появился в 1905 году. Он стал вторым фуникулером Украины после Одесского, который начал работу в 1902-м. Идея строительства фуникулера принадлежит директору правления Московско-Казанской железной дороги, инженеру путей сообщения Артуру Абрагамсону. До его сооружения киевлянам приходилось добираться с Подола до Верхнего города  по деревянной лестнице, которая имела 500 степеней и 36 лестничных площадок.

►  Разница высот между станциями составляет 74 метров, длина трассы — 222 метра. В вагон помещается сто человек. В целом фуникулер перевозит до четырех тысяч человек в час и до трех миллионов человек в год.

►  В 1928 году во время плановой замены каната вагон, стоявший на верхней станции, сорвался, упал вниз и разбил нижний вагон. Люди не пострадали, но вагоны были разбиты вдребезги. Это стало толчком к первой реконструкции. За время существования фуникулер перестраивали еще дважды: в 1958-м и 1984-м.

►  Фуникулер перевозил пассажиров и во время немецкой оккупации Киева в 1941—1943 годах. Тогда пассажиропоток составлял более миллиона человек в год.

►  В новой роли фуникулер предстал перед киевлянами 22—25 марта 2013 года, во время снегопада, который был рекордным за последние 100 лет наблюдения. Тогда экстремалы использовали фуникулер в качестве подъемника для катания на лыжах и сноубордах с Владимирской горки и Андреевского спуска. 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать