Взрывоопасное «равновесие»
Количество технологических новаций в США в 100 раз больше, чем в развивающихся и переходных экономикахМногие знают о том, что по части доходов в данный момент развитой и развивающийся миры разделяет огромная пропасть. Гораздо меньшее число людей понимает, что разрыв между богатыми и бедными в смысле науки и технологии еще шире, чем денежное неравенство.
В то время, как население богатых стран насчитывает 16 процентов от населения всего земного шара, а его покупательная способность составляет примерно 60 процентов от мировой, этим странам принадлежит около 99 процентов патентов на новые изобретения, выданных в последние годы в Соединенных Штатах и странах Европы. Если мы серьезно хотим сократить существующее между богатыми и бедными странами неравенство в доходах, то нам стоило бы серьезно задуматься о том, как поднять научно-техническую отдачу при решении проблем бедных стран.
В сегодняшнем мире экономическое процветание вызывается не наличием природных ресурсов и не объемами промышленного производства, скажем, стали или угля, а внедрением новых идей и новых продуктов. Динамичная американская экономика во многом обязана своим подавляющим преимуществом потрясающей способностью к инновациям — идет ли речь об информационных технологиях (таких, как программное обеспечение и материальная база компьютеров) или же о биотехнологии (скажем, о создании новых медикаментов и новых сортов растений), либо же о новых телекоммуникационных технологиях (например, о передовой оптико-волоконной технике и орбитальных спутниках).
В противоположность Америке, бедные страны едва ли вообще занимаются нововведениями. В результате — многие из них полагаются на экспорт сырьевых товаров, ассортимент и методы производства которых практически не меняются годами, а то и десятилетиями.
Последние данные, предоставленные американским Бюро по патентам и торговым маркам, действительно вызывают изумление. Из 163 000 патентов, выданных в США в 1998 году, 90000 были выданы американским изобретателям и 72000 — иностранным изобретателям. В категории иностранных японцы получили 32000 патентов, немцы — 9500 патентов, а еще 28000 патентов были выданы прочим 15 развитым странам. Три из них — Корея, Тайвань и Израиль — десять лет тому назад считались развивающимися, но все три добились быстрого и стабильного экономического роста на долгие годы — не в последнюю очередь благодаря своим научным достижениям. В общей сложности патенты, поданные развивающимися и посткоммунистическими экономиками, в 1998 году составили менее одного процента от совокупного количества патентов, выданных в США в прошлом году. Вклад тропических стран (как правило, бедных) в общее число патентов был фактически нулевым (единственное заметное исключение составил Сингапур).
Можно было бы нормально отнестись к тому, что развитые страны являются изобретателями, а развитые страны — пользователями новых технологий. Но сложившееся «равновесие» очень рискованно для более бедных стран. Когда развивающийся мир почти всецело полагается на инновации, осуществляемые богатыми странами, многие характерные проблемы, присущие исключительно бедным странам, не получают должного внимания со стороны мировых ученых и ведущих высокотехнологических отраслей промышленности. Например, многие беднейшие страны расположены в зоне тропиков, и проблемы тропического здравоохранения (скажем, малярия) и тропического сельского хозяйства, вообще говоря, игнорируются учеными из богатых стран.
Очень немногие страны, в частности Израиль, Корея и Тайвань, трансформировались, превратившись в производителей высокотехнологической продукции. Эта трансформация помогла им разбогатеть. Развивающемуся миру пришла пора поднять приоритетность развития науки и технологии гораздо выше.
Следует пересмотреть существующую политику, что включает в себя следующие меры:
— укрепление системы университетского образования (в том числе поощрение частных университетов в конкуренции с государственными);
— увеличение государственных расходов на содержание научных институтов;
— привлечение инвестиций высокотехнологических фирм развитых стран в развивающиеся страны;
— поддержка научно-технического партнерства между университетами и компаниями из богатых и развивающихся стран;
— усиление охраны прав интеллектуальной собственности с тем, чтобы содействовать изобретательской деятельности;
— перемещение центра тяжести международной финансовой помощи с предоставляемых МВФ и Мировым банком кредитов на структурную перестройку на научно-технические разработки в приоритетных областях (таких, как здравоохранение и сельское хозяйство).
Данные шаги помогли бы увеличить жизнеспособность науки и техники в развивающихся странах и таким образом придать новую энергию их экономическому развитию в целом.
КСТАТИ
Как сообщила корреспонденту «Дня» Александру МИХЕЛЬСОНУ заведующая отделом по экономическим вопросам Киевского регионального комитета профсоюзов НАН Украины Дина Ткач, по Киеву и региону, где расположено около 80% всех институтов НАНУ, средняя зарплата научных сотрудников, начислявшаяся в период 1997—98 годов, составляла порядка 200 гривен. За девять месяцев текущего года заработная плата составляет около 160 гривен в месяц, что, по словам Д.Ткач, связано с уменьшением Кабмином утвержденных Верховной Радой ассигнований в этом году на науку на 23,5%. В связи с этим многие НИИ переходят на неполный рабочий день. В свою очередь, это не позволяет говорить о четком уровне зарплаты в зависимости от ранга научного сотрудника. Дина Ткач сообщила также, что за 1996—98 гг. годы задолженность по зарплате перед учеными составила 8,5 млн. грн., и только после акции протеста (осеннего пикетирования Кабмина) было погашено 4 млн. грн. из этой суммы.