«Я только недавно понял, что в Харькове не хуже, чем в Киеве»
Мэр Михаил Добкин о борьбе с коррупцией и финансовым застоем
У Харькова новый, молодой и, по мнению многих, не в меру энергичный городской голова. Баллотируясь на пост мэра, Михаил Добкин знал, что его политический рейтинг намного ниже, нежели у его главного соперника и тогдашнего мэра Владимира Шумилкина. Самым большим просчетом последнего было то, что он сильно «насолил» простым жителям Харькова, выдавая большое количество разрешений на строительство жилых домов и торговых комплексов в тех местах города, где это очень не нравилось харьковчанам. Окончательно «раздавило» рейтинг В. Шумилкина устойчивое желание последнего поднять тарифы на квартплату. Пообещав навести порядок в Харькове и защитить горожан от увеличивающихся цен, Михаил Добкин победоносно вырвался вперед на недавних выборах. Теперь на посту городского головы ему придется выполнять обещания. Ведение хозяйства полуторамиллионного города со множеством проблем оказалось для молодого хозяина тяжелой каждодневной работой и сражением с армией чиновников.
— Михаил Маркович, какая ноша тяжелее — быть чиновником или депутатом?
— Думаю, что все зависит от человека и его отношения к работе. Есть активные депутаты, с пользой использующие отпущенное им избирателями время. У хорошего депутата работы много. Есть, конечно, мэры, которые не отягощают себя обязанностями и заботами. Поэтому быть депутатом, у которого меньше ответственности, — приятная альтернатива. У меня же есть определенная ответственность перед людьми, которые меня избрали и ждут решения огромного количества городских проблем. Вот, например, мне «составили» список негласных поборов, которые приходится пройти человеку, пожелавшему оформить земельный участок. В списке: сопровождение на фракции — 200 грн., сопровождение на сессии горсовета — 200 грн., получение решения в протокольной части горсовета — 150 грн. и т.д. Сюда надо также добавить 1000 гривен членам исполкома. Сейчас также продолжают платить. Сидя в исполкоме, вне поля зрения мэра, чиновники кажутся «белыми и пушистыми», но когда к ним приходят горожане и бизнесмены, они сразу становятся колючими, как дикобразы, которым на каждую иголку надо «наколоть» 50 или 100 гривен. Попробуй все это искоренить...
— Достаточно ли у нынешнего мэра полномочий для полноценной работы?
— Работа местной власти определяется полномочиями, данными законом и делегированными государством. Однако не все полномочия выверены. Например, образование. Отвечает за него государство, а руководит местная власть. Беря на себя финансирование, государство заботится об образовании через мэрии. Вместе с полномочиями, однако, нам не передается нормальное финансирование. Согласно законодательству, учителя уходят в отпуск на три месяца. Мы должны выплатить им отпускные на весь этот срок сразу, однако доходная часть бюджета выписана таким образом, что выплата расписана на каждый месяц отдельно. Приходится снимать средства с одних статей бюджета, чтобы все выплатить учителям. С этим нововведением, которое выдвинули профсоюзы образования, предыдущее руководство мэрии столкнулось два года назад. Городу пришлось брать кредит, что, по всей вероятности, ожидает и нас. Выплатив кредит, придется погашать проценты за счет бюджета. Из-за таких забот все время напряженная ситуация с деньгами.
— Харьковским метростроителям почти все время грозят прекращением финансирования работ, хотя губернатор Арсен Аваков уверяет, что первая партия бюджетных денег из обещанных государством 50 миллионов гривен вот-вот будет в Харькове.
— Из недавнего разговора с министром финансов я понял, что в лучшем случае нам можно ожидать 25 миллионов. Реально же рассчитывать можно на 12 — 15 миллионов, которых не хватит на окончание строительства метро (по словам А. Авакова, все 50 миллионов будут выплачены в течение года за счет средств из общего фонда и специального фонда бюджета. Первые 25 миллионов будут понемножку перечислять Харькову, а вот вторую половину, вероятно, можно ожидать на основании решения уже нового Кабинета Министров и нового состава парламента. — Ред. ). Если уж мы тратим деньги на строительство метро, то пусть эти вложения будут в городское предприятие, а не в государственное. Поэтому горсовет будет инициировать вопрос о передаче метро в коммунальную собственность города. Обузой для города метро не станет, если эффективно им управлять, тем более, что реклама в подземке дает хорошую прибыль, большая часть которой уходит в Киев. Оценив свои финансовые возможности, мы сами будем решать, строить ли дальше метро. Ведь в противном случае лучше нормально эксплуатировать его и содержать. Начальник метро Сергей Мусеев уже давно предлагает повысить цену за проезд до одной гривни, так как подземка работает себе в убыток. В любом случае, пока метро находится в государственной собственности, решать этот вопрос предстоит областным властям.
— Вас считают яростным противником повышения тарифов...
— На ближайшей сессии Харьковский горсовет намерен принять обращение к Президенту по поводу задержек финансирования из госбюджета строительства Харьковского метрополитена и повышения тарифов на энергоносители. Я не сторонник поднятия тарифов, но когда у меня спрашивают, буду ли я повышать цены на тепло, то отвечаю, что готов сделать это, если государство выделит из госбюджета субсидии жителям Харькова за увеличение цен на энергоносители. Если же этого не будет, то и я не подниму цены. Думаю, что так же поступят многие мэры, потому что перекладывать ответственность за ошибки НАК «Нефтегаз Украины» на плечи людей – по меньшей мере несправедливо. В законе написано, что в течение бюджетного года повышать тарифы нельзя. Мы по старым тарифам полностью рассчитались, и откуда же нам тогда брать эту разницу?!
— Что, на ваш взгляд, надо обязательно менять в Харькове?
— В первую очередь, для экономики города необходимо эффективное управление той собственностью, которая у него есть и должна приносить доходы в городскую казну. Как это ни дико звучит, но на сегодняшний день аренда квадратного метра недвижимости, принадлежащей Харькову, стоит шесть гривен, и это при том, что реальная его цена . Эта разница, выливающаяся в огромную сумму в масштабах города, оседает в чьих-то карманах, не попадая в городской бюджет. На все это длительное время закрывались глаза. На основании этих фактов исполкомом Харьковского городского совета было дано поручение прокурору города проверить соответствие действующему законодательству тех договоров аренды, которые заключались в этом и прошлом году. Очень странно, что в 2003 году бюджет города получил от аренды прибыль в 17 миллионов гривен, в 2004-м — 18, а в 2005-м — 20 млн. грн. Странная динамика прибыли, особенно если учитывать, что за последние год-два рынок аренды, как и рынок продажи недвижимости вырос в несколько раз. Динамика же роста прибыли от сдачи в аренду собственности города выросла максимум на 10%. На вторичном рынке разница цен недвижимости, которую предлагает город и коммерсанты, отличается в 10 — 20 раз. В Киеве аренда городской собственности дешевле лишь в два раза. Мягко говоря, странно обстоят дела и на рынке земли. За последние четыре года, по решению сессии, городом заключено более 16 тысяч договоров аренды земли. Однако реальных договоров заключено только 2,5 тысячи. Как это может быть, спросите вы? Для того чтобы арендовать землю, необходимо пройти две сессии, получить разрешение, а затем заключить договор с городом. Если договор заключен, то в бюджет города начинают поступать деньги, но если нет – то земля все равно закреплена за арендатором, и передать ее кому-либо другому нельзя. Это — конкретный пример того, как у нас в Харькове решался вопрос ухода от уплаты в городскую казну. Суммы колоссальные.
— Вас с секретарем горсовета Геннадием Кернесом обвиняли в переделе рынка рекламы Харькова.
— Дело в том, что, по нашим расчетам, то количество рекламных носителей, которое есть в городе, должно реально приносить Харькову около 50 миллионов гривен. В бюджете же есть только 25 миллионов, остальные же, наверное, «гуляют» по карманам чиновников, выдававших разрешения на размещение рекламы. Так как в конце года все рекламщики все равно будут перезаключать с городом договора, мы не требуем от них делать это сейчас. Фактически предприятиям рекламного рынка указали, что они способствовали воровству, и теперь у них никто не будет принимать конверты, но и закрывать их бизнес мы также не собираемся. Мы пошли на уступки и предложили им выплатить 25 миллионов в городскую казну, обходя все конверты, сейчас, не дожидаясь конца года. Нам деньги сейчас нужны. Никто из предпринимателей не обратил внимание на то, что их освободили от уплаты остальных 25 миллионов, которые они раздавали в качестве взяток. И это при том, что большое количество рекламных щитов в городе стоит вообще без каких либо разрешений.
— Почему вы решили вести войну с киосками?
— Киоски в городе — отдельная тема, достойная того, чтобы о них сняли фильм, чем я и займусь. Когда-нибудь эту малую архитектурную форму можно будет увидеть только в видеоархивах. Представьте себе типичную ситуацию, когда выдается разрешение на установку ларька по продаже «кока-колы» и чипсов за абсолютно символическую плату. А вместо записанного в договоре, там начинают торговать пивом, сигаретами, готовят хот-доги и кофе. Кроме того, владельцы не заключают с коммунальными службами договора за предоставление услуги по вывозу мусора, которым они щедро снабжают ближайшие урны или просто прилегающую территорию. Эти киоски уродуют лицо города, и хотя бы в центре они должны быть убраны, а после доберемся и до остальных. Без разрешения в городе работают около 2000 киосков, которые ничего не вкладывают в городской бюджет. Лучше строить полноценные продуктовые магазины.
— Не менее важна и культурная жизнь Харькова. Говорят, что вы покровительствуете строительству церковных сооружений?
— Есть такое дело, но я это делаю исключительно как гражданин Украины Михаил Добкин, а не мэр Харькова. Артистка Евгения Мирошниченко предложила мне поучаствовать в создании в ее родном селе Графское часовни. Надеюсь, что мой личный денежный вклад поможет, и строительство православного здания будет окончено за два года. В следующем месяце начнет работать первая построенная на мои деньги часовня. Я всегда приветствовал и намереваюсь поддерживать добрые начинания, особенно если это касается Харькова и харьковчан. Готов поддерживать любые полезные инициативы, с удовольствием помогу в проведении выставок и поддержу театры — пусть только предлагают нестандартные методы работы, а не тривиально просят денег. Я выслушаю предложения, как можно сделать что-то интересное, чтобы их деятельность отличала Харьков от остальных городов. К своему большому стыду, только во время избирательной кампании познакомился с деятельностью Харьковского камерного хора под руководством Вячеслава Палкина. Я был приятно поражен. Всегда думал, что самое лучшее можно увидеть и услышать только в Киеве, а теперь понимаю, что в Харькове не хуже, чем в столице. Пообщавшись с В. Палкиным, узнал, что в то время, как наш хор в Харькове почти не известен, он получил признание в Германии, Польше, ждут его выступлений в Киеве... Такая тенденция почему-то часто наблюдается в Украине. Я же хочу, чтобы то, что рождается в Харькове, оставалось здесь и приносило ему славу. У меня есть даже идея празднования Дня города, который у нас отмечают 23 августа. А именно — устроить большой концерт на площади с участием хора В. Палкина и пригласить исполнителей мирового уровня. Тогда все жители и гости города увидят и будут гордиться тем, что абсолютно на равных на одной сцене могут выступать знаменитости и харьковчане.
СПРАВКА «Дня»
Добкин Михаил Маркович
Родился 26 января 1970 года в г. Харькове. С 1997 по 2002 год учился в Национальном Университете внутренних дел, на специальности правоведение. В 2004 году вступил в Харьковский Национальный Экономический Университет, где учится по настоящее время. В 1998 году был избран депутатом Харьковского городского совета XXI II со зыва. В 2002 году — народным депутатом Украины по одномандатному избирательному округу № 174, был членом комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета. Начинал свою работу народным депутатом во фракции «Деминициативы», потом «Центр», потом — активный член СДПУ (О). С осени прошлого года и по сей день — член Партии регионов. Награжден орденом «За заслуги» III степени, а также Почетной грамотой Кабинета Министров Украины.
Выпуск газеты №:
№88, (2006)Section
Общество