«...Як я жив за німців»
К своему юбилею дирижер Роман Кофман представил новую книгу
В день своего 75-летия, 15 июня, всемирно известный украинский дирижер, скрипач, композитор, педагог, режиссер, народный артист Украины Роман Кофман выступал в ипостаси писателя. В концертном зале Национального союза композиторов Украины, который не смог вместить всех сторонников творчества маэстро, состоялась презентация его новой, уже шестой на сегодняшний день, книги. К юбилею дирижера издательство «Дух і літера» выпустило две его автобиографических повести, объединенных названием «Пасторальна симфонія, або Як я жив за німців».
Первая из них показывает в разных плоскостях и в разном времени две Германии. Как будто две конфликтные темы музыкального произведения звучат в повести рассказ-впечатление Романа Кофмана о современной Германии (во время его работы на должности главного дирижера Боннского симфонического оркестра и Боннской оперы), и трагическая история времен войны о еврейском симфоническом оркестре в немецком концлагере. Вторая часть литературной симфонии повествует о детстве и юности Романа, о несовместимости в жизни мира и войны. Войны, которая повела на расстрел в Бабий Яр его бабушку и дедушку и оборвала жизнь старшего брата. Широчайшую гамму эмоций вызовет у читателя монолог-воспоминание человека, которому пришлось пережить полярные чувства, — ужас войны и семейное счастье, боль унижений и триумф славы, стыд за человечество и радость творчества.
Представление книги Романа Кофмана вышло за презентационные рамки и превратилось в действо, где рассказы автора о своей жизни перемежевывались отрывками из книги и вопросами-ответами, которые скорее напоминали собеседование с аудиторией. Причем беседу с присущим ему, особенным, кофмановским юмором. Например, на вопрос о любимых композиторах Роман Исаакович ответил, что точно знает лишь, кто первый из них: это И.Бах, а другие — это те, кто находится в его огромном репертуарном списке. На вопрос, кто учил его дирижерскому искусству, ответил, что это — все выдающиеся дирижеры мира и его... ученики.
Нестандартными также были юбилейные поздравления. Послы Эстонии, Израиля, России и Германии выразили свое восхищение творческой личностью Романа Кофмана. Кстати, его книга вышла при поддержке Посольства Германии в Украине, а пятилетняя работа генеральным музыкальным директором Бетховенского оркестра отмечена Большим крестом ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», одной из самых престижных мировых музыкальных премий «Эхо-Классик», признанием записи Седьмой симфонии Шостаковича Боннским симфоническим оркестром под руководством украинского маэстро лучшей в мире и... пятью томами рецензий на его концерты в Германии.
Самые теплые пожелания Роману Исааковичу выразили известные украинские композиторы — Евгений Станкович, Леся Дычко, ректор Киевской детской академии искусств Михаил Чембержи. Министр культуры и туризма Украины Михаил Кулыняк вручил дирижеру-писателю награду «За достижения в отрасли культуры» и подарил икону Георгия Победоносца. Изображение на ней копья присутствующие остроумно сравнили с дирижерской палочкой. Как всегда с юмором, Роман Исаакович прокомментировал, что в свое время тоже сделал подарок своему студенту Михаилу Кулыняку, отметив его успехи в зачетной книжке оценкой «5».
Музыкальным подарком юбиляру стало исполнение элегий для голоса и фортепиано Валентина Сильвестрова на его поэзии. На мой вопрос, что бы он пожелал Роману Кофману, Сильвестров шутя ответил: «Столько всего желали и говорили, что, похоже, высказываясь словами Григория Сковороды, «мир начинает ловить его». А после этого серьезно вспоминал, сколько его произведений исполнил Роман Кофман, начиная еще с далеких авангардных времен, когда за это «били по рукам». Еще в начале 1970-х появилась запись Пятой симфонии Сильвестрова в исполнении студенческого симфонического оркестра Киевской консерватории, который возглавлял Роман Кофман. Впоследствии, услышав эту запись, в Киев приехал из Германии эксперт, чтобы удостовериться, что она действительно осуществлена студентами, и пригласил оркестр и его дирижера в Бонн для исполнения Девятой симфонии Бетховена. Добавлю, что именно Роман Кофман был одним из первых исполнителей музыки многих украинских композиторов. В последнем филармоническом сезоне дирижер провел также авторский цикл «Украинский авангард».
Одним из самых больших подарков для юбиляра стал, как он признался, приезд его друга и творческого коллеги Гидона Кремера. Появление в зале музыканта мирового значения аудитория встретила аплодисментами. Гидон Кремер сказал, что «сердечно поздравляет Романа, надеясь еще на долгие годы сотрудничества с ним», что «очень рад присутствовать на этом балу званым гостем и что самыми дорогими в Киеве для него являются Роман Кофман и Валентин Сильвестров». Гидон Кремер прибыл в Киев для участия в Международном фестивале «Неделя высокой классики с Романом Кофманом», который начался вчера в Киевской галерее «Лавра».
А в конце Роман Исаакович прочитал из книги лирическое воспоминание о своем детстве, о том, что его благословенным местом для детских медитаций была... воронка от немецкой бомбы, где, раскинувшись на ее дне, он созерцал небо, прозрачные верхушки сосен, пел и мечтал...
Выпуск газеты №:
№104, (2011)Section
Общество