Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Юрий БОБАЛО: Лишь двадцать процентов абитуриентов четко осознают, какую профессию хотят получить

29 августа, 19:47
ФОТО ТАТЬЯНЫ КОЗЫРЕВОЙ

Национальный университет «Львовская политехника» лидировал в нынешнем году в Украине по количеству заявлений абитуриентов о поступлении в высшие учебные заведения. Их в приемную комиссию «ЛП» поступило 25 тысяч. Об итогах вступительной кампании, госзаказе, Законе о высшем образовании, реформе в образовательной отрасли беседуем с ректором «Львовской политехники» профессором Юрием БОБАЛО.

— Было ли такое лидерство по количеству заявлений абитуриентов для вас, пан ректор, неожиданностью?

— Нет. Мы всегда были в тройке — четверке наилучших университетов Украины по количеству поданных заявлений. Это, с одной стороны, приятно. С другой — вызвало тревогу: а вдруг не выполним государственный заказ? Поэтому количество заявлений, которые подали абитуриенты, стимулировали к активной работе на протяжении всего периода после 1 августа, чтобы выполнить госзаказ. Хотя, скажу честно, у нас не было оснований сомневаться, что выполним. 10 августа я подписал все приказы на зачисление. У нас для госзаказа было 2230 мест. К нам подали оригиналы документов 3150 человек, то есть 920 абитуриентов желают учиться во «Львовской политехнике» на коммерческих условиях.

— Какие самые популярные специальности?

— В этом году переориентация поступающих не состоялась. Например, 33 заявления на одно место приходились на документоведение, 53 — на международные отношения, 57 — на социологию, 39 — на социальную работу, 15 — на компьютерные науки. Конечно, хотелось бы, чтобы на технические специальности было больше желающих.

— Ко «Львовской политехнике» присоединен Институт новейших технологий и управления имени Вячеслава Чорновила и, наверное, институт от этого выиграл, ведь, как показала вступительная кампания, около 20 вузов вообще не получили ни одного заявления. Как вы относитесь к укрупнению вузов?

— За последние три года к нам на добровольных началах присоединились шесть колледжей и два института — предпринимательства и частных технологий, а также имени Чорновила. Предварительно имели с коллективами этих учреждений серьезные переговоры. Вопросов для обсуждения всегда много, ведь понятно, что вхождение в новую структуру — это определенные риски: трудоустройство, зарплаты, прием студентов и тому подобное. Поэтому совместно проговариваем эти вопросы, а затем участники собрания от заведения образования, которое хочет присоединиться к «Политехнике», голосуют. И не было ни разу, чтобы кто-то проголосовал «против». Дальше подаем документы в министерство. То есть механизм у нас отработан.

— Поэтому вы заинтересованы в укрупнении?

— Да. Все колледжи, которые вошли в структуру «Львовской политехники», имеют те же направления обучения, что и «Политехника». Понятно, что система поступления, какой бы идеальной на первый взгляд не казалась, имеет ряд недостатков. Часть абитуриентов, которых мы засчитываем, имеют слабую школьную подготовку, они не выдерживают университетских требований. Мы каждый год отчисляем достаточно много первокурсников за неуспеваемость. Следовательно, нам нужно пополнять не только бюджетные, но и коммерческие места. Поэтому мы работаем с колледжами по так называемым интегрированным учебным планам. Что это значит? Засчитываем решением приемной комиссии выпускников колледжей к нам сразу на второй курс, и они становятся нашими полноценными студентами. Поэтому мы и заинтересованы, чтобы круг таких колледжей был как можно шире. (Кстати, у нас есть такие колледжи, где академической разницы со студентами «Политехники» вообще нет, поскольку они привлекают к обучению наших преподавателей.) Должен отметить, что число желающих поступить в колледжи значительно возросло в связи с вхождением их в структуру «Львовской политехники».

— В этом году немало шумихи было вокруг формирования госзаказа для университетов. И хотя Дмитрий Табачник уверяет, что никакой предубежденности в этом формировании не было, все же удивительным образом совпало значительное сокращение государственных мест в тех вузах, которые не соглашались с министром по тем или другим вопросам. Как у «Львовской политехники» складываются отношения с министерством?

— Конечно, в украинском образовании есть вещи, которые нужно исправлять. Это однозначно. Но. Даже если мы рассмотрим закон о высшем образовании Англии, Франции, Германии, то и там не все идеально. И даже если будем считать, что там все идеально и будем внедрять все это в Украине, то выйдет каламбур, поэтому мы не сведем концы с концами. То есть нужно учитывать наши реалии. Я вот о чем хочу сказать. Почему вступительная кампания в Украине превращается в общенациональную игру? Почему, когда начинается тестирование, вся страна живет поступлением? Об этом говорят все средства массовой информации, этому уделяется слишком большое внимание на всех уровнях! Почему? Это же обычная, рядовая вещь. Ни в одной стране мира из этого не делают проблему, и СМИ даже не вспоминают об этом! Поэтому нам и в этом направлении нужно работать, потому что до тех пор, пока будет продолжаться вокруг поступления ажиотаж, порядка не будет. Ажиотажа также добавляет и то, что в Украине разрешено подавать документы в пять вузов и по трем направлениям.

— По вашему мнению, — это правильно?

— Нет. Потому что это дезориентирует поступающих. Я бы вообще сказал, что из-за этого теряется профориентация. Мне кажется, что только процентов двадцать поступающих четко осознают, какую профессию они хотят получить. Меня, например, удивляет, когда выпускники подают документы и на стоматологию, и, допустим, на строительные специальности или компьютерные науки. То есть вступительная кампания протекает под лозунгом «Чтобы поступить». Это же ошибочный путь! И вот такая «всеядность», по большому счету, разрушает смысл высшего образования.

— Планируете ли вы изложить эту мысль в Министерстве образования?

— Да. Когда будем подавать предложения в министерство относительно изменений условий приема на будущий год, обязательно включим и этот вопрос. В целом у нас с министерством нормальные, прагматичные, деловые отношения. С министром, и с его заместителями, и с начальниками департаментов. Никаких конфликтов нет. Если говорить о госзаказе, то мы никаких льгот от министерства не имели. Нам уменьшили госзаказ так же, как и другим высшим учебным заведениям. В целом, госзаказ нам уменьшили на 430 человек. Это существенно. Но есть нюансы. Когда только начались мероприятия по составлению наших предложений в министерство, мы подсчитали, что во Львове число выпускников уменьшилось на 30 процентов. Поэтому пересмотрели наши цифры и самостоятельно уменьшили цифру на 350 человек. (Это касается только нетехнических дисциплин). Министерство уменьшило нам эту цифру еще на восемьдесят человек. Мы это восприняли нормально, потому что понимали, что главное — выполнить государственный заказ. Кстати, интересно, выполнили ли другие вузы государственный заказ? То есть, не случилось ли такого, что было много шумихи из ничего? Возвращаясь к вашему вопросу относительно наших взаимоотношений с министром образования. Не было ни одного случая, чтобы министр не принял меня по тому или иному вопросу. Не было случая, чтобы министр не решил нашу проблему.

— Мы с вами — выпускники еще советских высших учебных заведений и хорошо помним, что каждый выпускник вуза получал направление на работу, которое обязывало молодого специалиста отработать по окончании вуза три года в определенном учреждении, организации, на определенном предприятии. Также молодой специалист имел определенные льготы. Не считаете ли вы, что в настоящее время, когда молодежи трудно найти работу, государство должно вернуться к системе организованного трудоустройства? И, тем более что страна наша теперь не такая большая, как СССР, то есть не придется так далеко ехать от родного дома, как когда-то.

— Теперь это делать нереально. Все нормативные документы, которые регламентируют трудоустройство выпускников и участие в этом процессе вузов и министерства, — двадцатилетней давности, когда все предприятия и организации были государственными. Теперь — 2011-й. Назовите мне хотя бы несколько крупных предприятий, которые являются государственными... Поэтому требовать трудоустройства выпускников по направлениям в государственные структуры — нереально. Пусть молодые специалисты работают там, где им нравится. Во «Львовской политехнике» есть отдел трудоустройства, сотрудники которого разработали и отработали собственную систему трудоустройства, содержание которой — воплощение комплекса мероприятий, которые помогут студенту во время учебы определиться с последующим местом работы, а также готовить специалистов в соответствии с требованиями производства. Для этого в нашем университете внедрена информационно-аналитическая система «Выпускник — трудоустройство», предназначенная для проработки документов и анализа уровня профессиональной подготовки и карьеры выпускников, а также связей с потенциальными работодателями. В прошлом учебном году собрана информация относительно 3706 рабочих мест на предприятиях и в организациях для студентов и выпускников «Львовской политехники». Заключено 2381 соглашение — в соответствии с этим выпускникам выдано направление на работу. Мы живем в рыночных условиях, а это означает очень непродолжительный срок действия вакансий. Поэтому повседневно приглашаем студентов участвовать в конкурсах, презентациях, ярмарках, следовательно, ориентируем на поиски работы. Около 40 процентов наших студентов, которые учатся на старших курсах, совмещают учебу с работой, работая по трудовым договорам. В нашем университете создан отдел связей с производством, который не только изучает рынок труда, но и сотрудничает с областным Центром занятости, а также организовывает Ярмарки карьеры во «Львовской политехнике». Как правило, на таких ярмарках представлено свыше ста предприятий, в том числе и транснациональных корпораций. Я озвучил только часть мероприятий по профориентации и трудоустройству наших выпускников. Отмечу, что в прошлом учебном году мы трудоустроили свыше 94 процентов выпускников, что отвечает требованиям Министерства образования к высшим учебным заведениям 4-го уровня аккредитации. И результаты нашей работы год назад отмечены золотой медалью на выставке «Инновации в образовании Украины». То есть, вопроса трудоустройства как такового нет. Есть вопрос внесения изменений к нормативным документам, которые определяют механизм. И Кабинету Министров нужно в ближайшее время внести изменения в нормативные документы — согласно требованиям времени.

— В интервью «Дню» ректор Острожской академии Игорь Пасичник сказал, что к сегодняшней редакции проекта Закона о высшем образовании у них уже нет претензий. Следите ли вы за изменениями к этому законопроекту? И имеете ли претензии или пожелания к последней редакции закона?

— И представитель Острожской академии, и наш первый проректор Владимир Павлыш были в составе рабочей группы, которая разрабатывала проект Закона о высшем образовании. Все наши предложения в этом проекте учтены. Поэтому мы не имеем претензий к последней редакции закона.

— Немало экспертов отмечают, что академическое сообщество в Украине расконсолидовано. Пока одни протестуют против своевольного поведения чиновников с университетами и их ректорами, другие подписывают письма в поддержку этих же чиновников. Реально ли, чтобы в таких условиях университеты смогли добиться широкой автономии и стать университетами в европейском понимании?

— До тех пор, пока Ассоциация ректоров высших учебных заведений будет просто ассоциацией и не сможет влиять на все те решения, которые принимаются МО только как рекомендательные, украинское образование будет страдать от чиновнического своеволия. В Польше, например, есть две структуры, без визы которых ни один документ не выйдет за пределы МО. Так должно быть и у нас, потому что, кому лучше понятны проблемы университетов, как ни их ректорам? Мы предлагали ввести такое правило в Закон о высшем образовании. Нам отказали. Надеюсь, пока еще.

— Находясь в мае во Львове, главный редактор газеты «День» Лариса Ившина выразила идею открытия в городе на общей базе нескольких университетов большого центра изучения России. Это могло бы способствовать интенсивному культурному обмену и оградить Львов от порчи имиджа из-за таких искусственно навязанных событий, как 9 мая нынешнего года. Как вы считаете?

— Я думаю, что «Львовская политехника» со временем создаст Центр изучения России. Тем более что наши научные сотрудники осуществляют очень много программ, связанных с Россией, имеют гранты на разработку тем, связанных с Российской Федерацией. То есть, на ниве науки у нас проблем нет — прекрасно сотрудничаем. Речь идет о другом: проблеме «восток — запад». Галичина, Донецкая область, Харьковщина, Крым, Одесщина — если мы не наладим отношений внутри Украины, то нас и Россия не будет воспринимать. Здесь действительно есть проблемы. Вместе с тем, работу проводим.

— «День» близко познакомился со «Львовской политехникой» благодаря Международному институту образования, культуры и связей с диаспорой. Это мощный гуманитарный центр в вашем техническом вузе, который возглавляет Ирина Ключковская. Какие проекты МИОКа?

— МИОК развивает много разнообразных проектов, которые лежат в гуманитарной плоскости. В целом деятельность института отвечает гуманитарной стратегии «Львовской политехники», устанавливая тесные связки с украинцами целого мира, среди которых есть много специалистов, работающих по направлениям, развиваемым «Львовской политехникой». Очень интересными являются образовательные проекты, направленные на развитие украинского среднего образования за рубежом и высших украиноведческих курсов, а также иностранцев, которые хотят учиться в Украине. Свидетельством этого является издание учебника по украинскому языку для иностранцев «Шаг-1». МИОК создал его по новейшим европейским методикам. В конечном итоге, «День» писал об этом. Интересным проектом МИОКа является «Шаг к Украине», который объединяет ряд мероприятий. Прежде всего, говорим о Летней школе украинского языка, которую сотрудники института проводят уже на протяжении нескольких лет. Стоит вспомнить и о том, что МИОК положил начало образовательному проекту «Украинское образование в России» и по заказу посольства Украины в Российской Федерации разработал учебную программу для школ с этнонациональным компонентом. Приятно было получить письмо от Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в РФ с благодарностью и высокой оценкой деятельности МИОКа. Можно много говорить о проектах института, возглавляемого Ириной Михайловной Ключковской. Например, о проведении таких масштабных мероприятий, как три (!) конгресса «Диаспора как фактор утверждения государства Украина в международном сообществе», Форума украинских женщин в мире, круглых столов на тему новейшей эмиграции, проблем социального и национального сиротства, международных культурно-художественных конкурсов для школьной и студенческой молодежи. И это я перечислил только часть мероприятий, которые проводит МИОК. В конце отмечу, что работа МИОКа направлена не только на перестройку связей с зарубежным украинством или поддержку трудовых мигрантов — это важная часть общего образовательного и гуманитарного пространства «Львовской политехники», а также наша позитивная имиджевая часть.

Относительно нашего сотрудничества с газетой «День» должен отметить, что это не только интересные общие проекты — выставки, конференции, круглые столы, дискуссии и встречи с незаурядной личностью — главным редактором «Дня» Ларисой Алексеевной Ившиной. Важно, что уже имеем общий эмоционально окрашенный проект «Сад мирового украинства», который мы садили по инициативе пани Ившиной и при ее участии. Принялись все деревья. Сад цветет и уже начал плодоносить. Для нас это глубоко символический знак. Верим, что будут цвести и будут плодоносить все наши хорошие начинания.

СПРАВКА «Дня»

Национальный университет «Львовская политехника» — мощный образовательно-научный центр, один из ведущих университетов Украины и Европы. Предшественницей «Львовской политехники» была Техническая академия, созданная в 1844 году. Академия была одной из первых академических технических школ в Европе и первой в Украине. В 1877 году академия была переименована на Высшую политехническую школу и включена в академические школы Австро-Венгерской империи. С 1921 года заведение стало называться «Львовской политехникой», а с 1939-го — Львовским политехническим институтом.

В июне 1993-го, за год до празднования своего 150-летия, Львовский политехнический институт получил наивысший — четвертый — уровень аккредитации, статус университета и название Государственный университет «Львовская политехника». В 2000-ом «Львовская политехника» получила статус национального университета. 8 июля 2009 года Кабинет Министров Украины предоставил Национальному университету «Львовская политехника» статус самоуправного исследовательского национального высшего учебного заведения.

В университете учится около 40 тысяч студентов. Подготовка проводится по 56 направлениям и 106 специальностям. Учебный процесс обеспечивает профессорско-преподавательский состав численностью свыше 2000 человек, из которых свыше 200 — доктора наук и свыше 1000 — доценты, кандидаты наук. К учебному процессу привлечено около 300 научных сотрудников из научных учреждений НАН Украины, производственных предприятий и проектных институтов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать