Южная железная дорога: умираю, но не сдаюсь!
2 августа 1869 года в Харьков из Белгорода прибыл первый поездСправедливости ради надо отметить, что если Южная и умирает, то умирает красиво. На центральном вокзале в Харькове реконструировали одну платформу по высшему классу и взялись за другую. Теперь этот вокзал блестит чистотой — его убирает немецкая фирма «Дусманн» (наконец-то они моют полы на наших вокзалах!). Не прекращается электрификация магистрали Харьков—Киев — электротяга уже пришла в Ромодан, в нынешнем году дойдут до Миргорода и уже начали ставить опоры от Миргорода до Полтавы. Такие продвижки на фоне хронического недофинансирования объясняются просто — «бартер». Обмениваясь перевозками на товары, железнодорожники добывают себе все: рельсы и шпалы для путей, гранит и цемент для платформ, топливо для локомотивов. Даже налоги платят натурой — своим щебнем и сельхозтехникой. Объем бартерных операций в общих взаиморасчетах достигает 95%(!). Дебиторская задолженность грузоотправителей дороге достигает 30 млн. грн.
Вообще железная дорога, не только Южная, — это не просто сфера бизнеса. Это целая социальная сфера, так или иначе влияющая на качество жизни каждого человека. Не зря ее когда-то называли государством в государстве. Имелась в виду не только обособленность этой сферы, но и то влияние, которое она оказывала на жизнь всей державы. Если украинские железные дороги ждет вырождение, то руководителей этого государства ждет неминуемый позор...