«За чистоту» в высшей школе
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20081209/4224-6-1.jpg)
В сентябре этого года представительство Всемирного банка в Украине и проект «Содействие активному участию граждан в борьбе с коррупцией в Украине «Гідна Україна» инициировали конкурс сочинений молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет на тему «Коррупция в высшей школе». Организаторы получили более ста работ, среди которых отобрали 14 лучших. Главный редактор газеты «День» Лариса Ившина, как член компетентного жюри среди участников конкурса эссе, особенно отметила херсонский Центр молодежных инициатив «Тотем», который издал целую брошюру «Непедагогическая поэма», которая состоит из 29 «невыдуманных историй о взятках». За неравнодушие и креативность они будут отмечены специальным призом «Дня». А рассказы из этой брошюры, которые нам показались самыми интересными, мы предлагаем нашим читателям.
Рассказ студента Николая
Большинство ситуаций, связанных с подношением важных и нужных вещей другим людям за услуги с их стороны, связано у меня, конечно же, с вузом. Единственный человек, который там не брал взятки, был ректор. Он сразу сказал и студентам, и педагогам, что если кто-то только попробует с ним «договориться», то этот человек будет изгнан или уволен из университета без объяснений. Остальные же педагоги принимали от нас различные формы «благодарности». Правда, деньги брали редко. В основном мы носили на кафедру канцелярские принадлежности. Эта традиция тянется еще со школы, когда учителя старших классов в принудительном порядке «просили», чтобы каждый принес на экзамен по сорок файлов или папку со скоросшивателем. Для меня тогда слово «файл» означало только название любимого сериала про Скалли и Малдера, поэтому от таких просьб я впадал в транс и думал, что учитель, видно, тоже любит сериал про «Икс-файлы» и хочет, чтобы я переписал ему на диски сорок серий. Зачем ему нужно от каждого ученика по сорок серий — я не понимал, а что такое «папка со скоросшивателем», я даже и представить себе не мог. Но как-то все обходилось, школу я закончил и поступил в институт. Там уже никто не требовал невозможного, а говорили прямо: принесите бумагу для принтера или дискеты новые (потом диски стали просить). Все понятно. Но вот одна «просьба» меня удивила сильно, потому и запомнилась хорошо. Дело было так: мне нужно было сдать сессию до Нового года, причем сдать хорошо — без долгов и спокойно. Потому что после Нового года я собирался ехать в Карпаты, а нервничать я вообще не люблю, не мужское это дело. И я пошел к педагогу, который принимал один из экзаменов, и спросил, что мне нужно сделать для того, чтобы Новый год встретить без долгов. Преподаватель ответил, что лучше в долг не брать и не давать. После долгих метафизически-метафорических бесед про долг чести и долговую яму мы все-таки поняли друг друга: выяснилось, что ему нужна елка. Мне про елку очень понравилось. Ведь елка как взятка — это что-то оригинальное, не то что бутылка водки или пачка бумаги. Я поехал на базар и долго выбирал эту елку. Помню, мне это занятие принесло настоящее удовольствие. Что-то было доброе и приятное в выборе зеленого новогоднего дерева. С педагогом мы договорились, что встретимся возле базара. Он подъехал на машине, мы погрузили туда елку. По его лицу было видно, как он радовался. Ведь елка — это праздник, пусть даже такая, которая досталась в качестве не совсем честного подарка. Еще я думаю, что такая взятка совершенно отличается от других, ведь ее тихонько не подсунешь и в карман не спрячешь. Что-то в ней есть очень откровенное, большое. В общем, педагог повез свою елку домой — радовать детишек. Я же пошел гулять со своей девушкой. А на следующий день пришел в вуз с зачеткой и получил нужную оценку.
Рассказ-расчет студентки Маши
Когда я училась в университете, то время от времени педагоги начинали требовать какие-то материальные блага, чему я очень, честно сказать, противилась. Больше всего удивили меня на кафедре цитологии. Там нас попросили принести по двадцать пять шариковых ручек. Только посчитайте: если каждый студент приносит по 25 ручек, а нас всего тридцать человек, то выходит 750 ручек с группы. С четырех групп получается три тысячи ручек, а с каждого курса — пятнадцать, а то и восемнадцать тысяч. И это только с одной специальности! Дальше и считать страшно. Зачем им столько ручек — вообще непонятно. Может, они собирались их продать и разбогатеть, а может — домики из них на переменах строить. Но вряд ли писать — разве столько испишешь? Жизни не хватит. А ведь могли от нас и просто деньги попросить. Если считать в «ручечном эквиваленте» и предположить, что одна ручка в среднем равна одной гривне, то деньги в итоге нормальные выходят. Но это я теперь посчитала, а тогда долго возмущалась, хотя в итоге принесла эти ручки. Ведь тогда нам сказали: или сдайте ручки, или могут быть проблемы на экзамене. А возмущалась я тогда потому, что и так нормально училась, без ручек.
КОММЕНТАРИИ
Вячеслав БРЮХОВЕЦКИЙ, экс-президент Национального университета «Киево-Могилянская академия»:
— Я ничего специального не делал — никаких специальных мероприятий. По моему глубокому убеждению, все зависит от первого лица. Я не верю, что нельзя преодолеть коррупцию в любой структуре, где она возможна, будучи ее руководителем. Моя позиция с самого начала роботы академии, с которой мы выходили в свет в 1991 году, была такова: у нас не может быть коррупции, поэтому ее наименьшие проявления будут наказываться. Именно поэтому специальных мероприятий мы не разрабатывали. Были два случая в самом начале, когда кто-то куда-то что-то приносил. Я немедленно уволил этих людей с работы — их было двое. Об этом все знали. При этом отмечу, что это была лишь попытка получить взятку, и таким образом мы резко прекратили подобную практику. С юридической точки зрения, увольнение, возможно, и не было безупречным, но те люди ушли, потому что понимали, что теперь им работать в этом коллективе будет сложно. На мой взгляд, это имело большое значение. Кроме того, нужно дать студентам свободу — чтобы они писали обо всем на студенческих форумах и в интернете. Когда меня спрашивают, откуда ты знаешь, что нет коррупции, я отвечаю, что есть несколько интернет-сайтов, и на них студенты точно бы написали о чем-то таком, хотя бы потому, что они пишут — в отличие от моего времени, когда я был журналистом — под псевдонимами. Если бы была наименьшая попытка коррупции, это через 20 минут появилось бы в интернете. Слава Богу, за все эти годы такого не было, поэтому я верю, что в Могилянке нет коррупции. Мой совет ректорам был бы таким: не создавайте ситуацию, в которой был бы соблазн получить взятку, избегайте таких ситуаций, и взяточничества не будет в университете.
Игорь ПАСИЧНИК, профессор, доктор психологических наук, ректор Национальногоуниверситета «Острожская академия»
— Мнение о коррупции в высших учебных заведениях является существенно преувеличенным. Считаю, что во многих сферах деятельности нашей страны есть структуры, где это явление наблюдается. Коррупция охватила всю Украину. В такой психологической атмосфере у людей формируется доминанта материального накопления, а целью становится погоня за деньгами.
Если же говорить о борьбе с коррупцией в университетах, то необходимо подумать над причинами ее возникновения. Главной причиной, безусловно, является низкая заработная плата преподавателя. На Западе коррупции нет, потому что преподаватели достаточно зарабатывают, чтобы устроить свою собственную жизнь. Тяжело представить, как в Украине доктор наук, профессор, а тем более преподаватель без научной степени, могут позволить себе купить квартиру или автомобиль. Поэтому один из универсальных методов борьбы с коррупцией — это повышение заработной платы преподавателям, которой бы хватало для того, чтобы чувствовать себя уверенно и, как следствие, не брать взяток.
К методам борьбы с явлениями коррупции в высших учебных заведениях также стоит причислить введение сертификатной системы оценивания знаний выпускников, которая ограничивает возможности вуза зачислять абитуриентов по субъективным взглядам. Сюда же относится интеграция отечественного образования в Болонскую систему, особенно введение письменной формы сдачи экзаменов, если же конечно специфика экзаменационного задания не требует того, чтобы он проходил в устной форме. Такое нововведение, безусловно, не дает возможности преподавателю оценивать студента субъективно. По моему мнению, многое зависит от личностных характеристик преподавателя. Если его моральный и духовный мир находятся на достаточно высоком уровне, то он не позволит себе брать взятку, и своим поведением и знаниями будет формировать не только высококлассного специалиста, а и сознательную толерантную личность.
Достаточно уязвимое место в наших высших учебных заведениях, которое связано с коррупцией, — это предложения студентам относительно написания курсовых, квалификационных, дипломных работ соответствующими фирмами. Средства массовой информации, интернет переполнены такими рекламными сообщениями. Странно, почему этими фирмами не занимаются правоохранительные органы, ведь в объявлениях даже написан адрес, куда обращаться за помощью. Часть студентов, к сожалению, все-таки пользуется услугами этих специалистов, и, как следствие, — самостоятельно не работает над научными источниками.
Национальный университет «Острожская академия» относительно вопросов коррупции вообще находился и теперь находится в стороне. С момента возрождения академии взяточничество здесь воспринимается как наибольший грех, у нас очень четко отслеживаются такие моменты, и, слава Богу, ни у преподавателей, ни у студентов не возникает даже мысли о возможности взяток. Мы об этом знаем, потому что регулярно проводим анонимные опросы, работает ящик ректора для жалоб, предложений. Однако так, как в Острожской академии, далеко не везде. К большому сожалению, много традиций, связанных со «взаимопомощью», в украинскую образовательную практику перешли из Советского Союза, а мы фактически начинали возрождать наше учебное заведение «с ноля» и создавали свои собственные демократические традиции. Еще в 1995 году мы положили начало тестовой форме вступительных экзаменов, позаимствовав ее в НаУКМА. Также мы нанимали специальную приемную комиссию, которая приезжала из Киево-Могилянской академии и проводили зачисление вступающих в должность. Поэтому ни ректор, ни преподаватели нашего университета не были причастными к процедуре зачисления.
Конкурсы, которые существуют во время вступительной кампании в Острожской академии, дают возможность отобрать студентов, способных самостоятельно изучить ту или иную учебную дисциплину и не провоцировать явлений коррупции. Несомненно, на примере нашего университета можно продемонстрировать, что современное высшее учебное заведение в Украине все-таки может быть некоррумпированным.
Надежда ДОБИДОВСКАЯ, главный специалист департамента высшего образования Министерства образования и науки Украины:
— В плане борьбы с коррупцией и взяточничеством Минобразования действует в рамках Законов Украины «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе», учитывая все нормативно-правовые акты Кабинета Министров. Также тесно сотрудничает с органами центральной власти, учебными заведениями, общественными организациями и СМИ. В последние два года усилен контроль за соблюдением лицензирования, аккредитации учебных заведений; проводятся проверки и ревизии деятельности учебных заведений. Вопрос предотвращения коррупции и взяточничества неоднократно обсуждался на заседаниях в Министерстве, на совещаниях руководителей органов управления образованием и на педагогических и ученых советах учебных заведений. Для того, чтобы утвердить прозрачность и демократичность в учебных заведениях, разработано положение о порядке отчетности руководителей дошкольных, общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений перед коллективами и общественностью. Также Минобразования вместе с Минобразования Крыма, областными управлениями проводит разъяснительную работу среди общественности о недопущении принудительных денежных поборов с родителей учеников школ и о благотворительных взносах. Также такая работа проводится среди студентов и абитуриентов вузов. Минобразования пытается обеспечить объективность, открытость и демократизм во время вступительных экзаменов и зачисления абитуриентов. С 2003 года Министерством образования было введено внешнее независимое оценивание знаний, направленное на оценку знаний выпускников по отдельным предметам. Это проводится также с целью предотвращения коррупции при поступлении в вузы. С 2008 внешним независимым оцениванием была охвачена вся Украина. Как свидетельствует практика, это улучшило борьбу со взяточничеством при поступлении в вузы. Общественность высоко оценила уровень проведения внешнего оценивания, и почти 90% выпускников были удовлетворены проведенной кампанией. Поскольку отследить каждый шаг участников учебного процесса возможности нет, мы посылаем письма в областные управления, руководителям учебных заведений всех уровней аккредитации с просьбой провести разъяснительную работу среди студентов и преподавателей о предотвращении коррупции и взяточничества. Также дважды в год — перед вступительной кампанией и зимней сессией — проводятся совещания с ректорами и секретарями приемных комиссий по этим вопросам. Мы создали консультативный телефон доверия, на который на протяжении 2006—2008 годов обратилось более 1500 граждан. Во время вступительной кампании и экзаменационных сессий мы организовываем оперативный штаб. Кроме того, мы создали ресурс, при помощи которого можно проверить достоверность полученных дипломов о высшем образовании — это для абитуриентов. Также с целью предупреждения взяточничества и коррупции и для учета общественного мнения по поводу совершенствования путей борьбы со взяточничеством при Минобразования существуют общественная коллегия и общественный совет.