ЗА ДОЧЕРЬЮ В МОНАСТЫРЬ
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020201/420-20-1_0.jpg)
«ПОЧЕМУ-ТО НИКОГДА НЕ ХОТЕЛА ВНУКОВ»
«Человек предполагает, а Господь располагает». Пять лет назад в селе Конище, что в трех километрах от Ратного, хоронили монашку. Она в течение 15-ти лет пробыла в Корецком монастыре, а когда умерла, родители забрали в родное село. В этом же селе в школе работала и дочь Симы Адамовны, Оксана. Многолюдные похороны, на которые съехалось немало священников и монашества, стали событием местного значения.
В тот вечер, вернувшись домой, Оксана была необычно задумчива. А через несколько дней мать увидела, что дочь сортирует вынутое из шкафа приданое. Одно распорядилась продать, другим — пользоваться. На немой вопрос матери ответила скупо:
— Может, мама, я пойду в монастырь...
— Я только спросила, что же Роме, (жениху. — Авт. ) объяснит? Но Оксану свадьба уже нисколько не интересовала...
Окончательно в намерение дочери мать поверила, когда увидела, что потихоньку распродает книги — так прощалась с заветной до недавнего времени мечтой о поступлении в институт.
— В те дни об одном Бога молила: чтобы прибавил терпения и сил не обидеться, выдержать человеческие наговоры. Не сорваться, не сказать в ответ плохого слова. Одни в глаза называли меня дурой, другие за глаза. Почему-то люди думают, что монастырь — это смесь дурдома с тюрьмой. Умные туда, мол, не идут, а тех, кто идет, держат за каменными стенами силой...
Незадолго до решения Оксаны округу всколыхнуло подобное событие: в монастырь отправилась еще одна учительница. Что о ней только не говорили — словно чужих людей очень трогает, кто какую дорогу и какие каменные стены себе выбирает.
— Мне было ее очень жалко, и я старалась перед людьми защитить, оправдать. А если бы твоя Оксана, спрашивают, в монастырь пошла, ты бы что запела? Помню, тогда ответила: если бы моя Оксана в монастырь пошла, я бы была самой счастливой матерью в мире, но такие, как моя дочь, туда не идут!
У меня была непростая женская судьба, и поэтому боялась за дочь.
Почему-то никогда не хотелось быстрее дождаться внуков, хотя детей очень люблю, легко нахожу с ними общий язык. Соседка иногда упрекает: видишь, сама внуков не хочет, а моих замучит ласками!
В Ратное, к родственникам, Сима Адамовна, можно сказать, убежала из родного села после развода с мужем. Тяжело было смотреть, как пропадает муж от водки, и нельзя было помочь. С малыми детьми (дочери четыре, сыну — два с половиной) женщина нашла приют, работу далеко от дома, но «трещины» от семейной жизни с души не сошли. Пугал и пугает стиль жизни нынешней молодежи, в котором разврат занимает не последнее место. Но как не хотелось детям лучшей, чем у нее, личной судьбы, монастырь для дочери даже присниться не мог.
Она ее не отговаривала. Понимала, что это зря?.. Просила «не шутить с Богом», ибо после принятия такого решения «возврата нет». Более года Оксана была в монастыре, а мать ни разу не навестила. Боялась, что назад не вернется? Матери снились сны, в которых и она переживала с дочерью эти душевные терзания.
— Верите, я во сне боялась, чтобы она не изменила своего решения... Боялась не того, что люди скажут. Что Господь скажет?!
Год Оксана прожила в монастыре просто так, помогала сестрам по хозяйству. Потом была послушницей. И уже два года сестра Ксения является инокиней в Свято-Введенском монастыре «в городе первых советов» Иваново.
ОБИТЕЛЬ СПАСЕНИЯ
Впервые монастырь близко Серафима Адамовна Демидюк увидела в довольно зрелом возрасте. Умерли друг за другом родители, было тяжело на сердце — и съездила в Почаев. Соскучилась по дочери — так первый раз оказалась в Иваново. Теперь же ее телефон люди передают из рук в руки — она организовывает поездки и сопровождает волынских паломников к святым местам. Говорят, что каждый правоверный мусульманин за свою жизнь должен обязательно совершить «хадж» — побывать в святом для каждого мусульманина месте — городах Мекка и Медина. Не менее «правоверные» христиане заполняют в большие праздники храмы, но немногих еще дорога приводит к православным святыням.
— Когда мы молимся Богу, просим с жадностью помощи? Когда нам тяжело, — констатирует Сима Адамовна. — Но ведь нет того, чего человек не может перенести. Как говорил один старец: если живешь хорошо, благоденствуешь — с тобой Бога нет, он от тебя отказался.
Кто же единожды побывал в паломнической поездке — стремится повторить ее вновь и вновь. За 11 дней паломники посещают 10 монастырей, святые источники — и все это места, отмеченные особой Божьей милостью. Оптина Пустынь, Шамардино, Дивеево, Валаам... А Пюхтица, что в Эстонии? Говорят, что здесь 400 лет назад появилась в человеческом образе Божья Мать. Благочестивым и ныне она показывается на дороге от монастыря до святого источника в виде монахини. Часто люди едут как экскурсанты, а вот возвращаются уже паломниками... В первое время, бывает, переодеваются по несколько раз, к каждой службе, требуют подать им комфортные номера и душ по несколько раз в день. Но впоследствии телесные потребности, гиперболизированные в обычной жизни, отступают перед тем, что получает человеческая душа в святом месте. Тяготы дороги чувствуются только до первого монастыря. Возвращаются и встречаются потом паломники, как роднее родных.
За свой жертвенный и нелегкий труд Сима Адамовна не получает ни копейки. Так сказал афонский старец, который и благословил ее на это послушание. В автобусе она и сидит не в мягком кресле, как другие, а на табуреточке в проходе. Все выдерживает «по Божьей милости».
Мы ее застали опять «на чемоданах». Угол комнаты заполнен сумками и мешками с гостинцами, которые мать инокини Ксении приготовила для Свято-Введенского монастыря. Люди помогли заготовить лечебных трав, насушили яблок, груш. Везла еще лук, потому что в прошлое лето сгорели в монастыре коровник, склады с продуктами. И... подушечку для дочери. Наверное же, инокиня Ксения не спит на голом матрасе, но такое уже мамино сердце...
Взяв отпуск по основному месту работы, ныне на восстановлении монастыря трудится и сын Николай. Когда сестра пошла в монастырь, он также — как чужие люди — не понял ни ее выбора, ни отношения матери к нему. Но так случилось (на все воля Божья?), что в монастыре Оксана встретила схимника, отца Алексея. Сам он родом из Ратновского же района, из села Велимче, был монахом Милецкого монастыря, волей случая спасся, когда фашисты уничтожили в Мильцах почти всех монахов. Жил потом в Одессе (и был духовником мировой знаменитости — окулиста Филатова. — Авт. ), в других местах, а умер в Свято-Введенском монастыре в Иваново. Теперь гроб с его телом, как и хотел при жизни отец Алексей, вернулся в Милецкий монастырь, и уже к нему едут паломники... И именно этот схимник предсказал сестре Ксении, что наступит время, когда и брат, и отец к ней приедут.
— Да сын, если не захочет, даже на грядки не выйдет! — удивлялась мать, хотя знала, что схимник не ошибается.
У нее нет иллюзий по поводу жизни в монастыре, и она цитирует оптинского старца Амвросия: «Если бы люди знали, как тяжело в монастыре, туда бы никто не шел. Но если бы знали, что за это будет награда, все бы пошли!» За монастырскими каменными стенами от житейских проблем не спрячешься. Впрочем, какие проблемы были у ее Оксаны?.. Инокиня Ксения, имея талант к кулинарии, чаще всего выполняет послушание на кухне, но так же добросовестно работает и на огороде или ферме. Мать хвастается, что дочь придумала такую закваску, на которой выпекает хлеб без дрожжей. Он тогда более полезен, а какой вкусный! И видели бы вы (как видели мы на фото), какой королевский торт испекла она для одной монастырской оказии...
В прошлое лето инокиня Ксения впервые за более чем пять лет приехала в Ратное. Увидев ее, бывшие подружки боялись подходить, переходили на другую сторону улицы. Одна осмелилась, пообщалась — долго удивлялась, что она такая же, как когда- то. А мне из рассказа Симы Адамовны показалось, что и дочь, и она сама только теперь и жить начали, примирив души свои с действительностью. Ибо, как говорит мать, «под конец света враг не будет бояться ни креста, ни посла, ни молитвы, — одной смиренности».
Выпуск газеты №:
№20, (2002)Section
Общество