За парты – с антисептиками
Школы и детсады смогут возобновить учебный процесс только при условии соблюдения новых санитарных правилКогда заработают детсады — вопрос, родители дошкольников задают друг другу по несколько раз в день. Три месяца дома сказываются. Дети соскучились по общению с ровесниками, по играм и по дисциплине, в конце концов, потому что в домашних условиях этого добиться непросто. А родители постепенно возвращаются с дистанционного на привычный режим работы. Поэтому встает вопрос — с кем оставлять малыша?
Со школами все более или менее понятно. Нынешний учебный год школьники завершат дистанционно. За исключением выпускников, для которых организуют ВНО с соблюдением всех карантинных требований. И что для детсадов, что для школ местные органы власти уже сейчас готовят правила выхода из карантина. Минобразования готовит так называемый «коронавирусный» протокол, который будет включать требования санитарного врача и рекомендации МОН о работе учебных заведений в условиях пандемии.
В Киеве уже разработали регламент восстановления образовательного процесса после снятия карантина. Его недавно представила директор департамента образования и науки КГГА Елена ФИДАНЯН во время видеоконференции.
НОВАЯ САНИТАРНАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ
Коротко опишем содержание документа, который пока еще на этапе согласования с правительством и педагогами. Прежде чем учебные заведения смогут вернуться к работе, должно быть принято решение Кабинета Министров о завершении карантина. На днях в Минобразования сделали ремарку, что открытие детсадов возможно на третьем этапе выхода из карантина.
В любом случае после правительственных распоряжений нужны еще решения местных властей о восстановлении учебного процесса. Третий шаг — разрешение от районных управлений образования на открытие заведения. Для этого надо выполнить несколько условий. Администрация образовательных учреждений должна создать комиссию в составе воспитателя / учителя / мастера производственного обучения, заместителя директора по хозяйственным вопросам и медицинского работника. Именно эта комиссия будет отвечать за состояние здоровья учащихся и делать температурный скрининг или спрашивать детей о показателях температуры, измеренных утром дома.
Сразу вопрос — где каждая школа возьмет медперсонал? В столичном образовательном департаменте признают: не каждая школа и детсад имеет своего медработника. Пока советуют обращаться в районо и вместе решать проблему.
«В принципе районные рады руководят образованием и здравоохранением, поэтому в их интересах найти медработника в школу. То есть это не обязанность директора школы бегать в поисках медперсонала. Это обязанность райражды «, — комментирует Елена БОНДАРЕНКО, сопредседатель ОО «Родители SOS».
На этом требования к образовательным учреждениям не исчерпываются. Возвращаются на учебу только полностью здоровые дети и педагоги. Родители не заходят в помещения школ и детсадов. Дошкольников встречают воспитатели. Каждая группа в детском саду должна имеет свой вход. Не будет никаких общих праздников и объединений с другими группами.
«Заведения с большим количеством учеников открывают все запасные входы и выходы, разделяющит по ним учеников, изменяют время начала занятий, например, на 8.00 приходит начальная школа, на 8. 45 — средняя, а на 9.15 — старшие классы, — уточняла во время видеообращении Елена Фиданян. — Передвижение по заведению четко регламентировано. Отлаженная система оповещения в случае выявления больного. Должно быть системное соблюдение режима проветривания, разъяснительные занятия и «пятиминутки здоровья». Кабинеты после каждого класса проветриваются и обеззараживаются».
РОДИТЕЛЯМ НАДО ПОДУМАТЬ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ, А ДИРЕКТОРУ — ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВОМ НА АВТОНОМИЮ
Хлопот немало. Но без этого никак. Жить, работать, учиться так, как раньше, уже не удастся. И к таким изменениям готовится весь мир. Так, украинка Анна ШЕЙН, живущая сейчас во Франции, описывала недавно в Фейсбуке, как ее дочь вернулась к учебе после карантина. Да, работает строгий санитарный режим: частое мытье рук, социальная дистанция, обеды на улице, а не в школьной столовой, книги и учебники остаются дома, все необходимое учитель выдает каждому ученику отдельно. Класс разделен на две группы, каждая из них ходит в школу в определенные дни. Для Украины некоторые требования недостижимы. Хотя Киев тоже предлагает своим школам иметь не более чем 30 учеников в классе. При этом сначала закрыл глаза на то, как в новых спальных районах школы переполнились настолько, что иногда количество учеников составляет более 40 человек.
«В образовательном законодательстве прописано, что в классе должно быть максимум 24 ребенка, — дополняет Елена Бондаренко. — Но никто это не выполняет и физически обеспечить не может, да и приемлемых вариантов для всех сторон никто предложить не может. Мне кажется, что в этих условиях родителям надо обратить внимание на дистанционную форму обучения. Для детей со слабым здоровьем, или если есть риск, что ребенок будет больше подвергаться опасности в учебном заведении, лучше выбрать домашнее обучение. Так количество детей в классе может уменьшиться. Чтобы перевести старшие классы на вторую смену, получается, надо искать дополнительных учителей. Где взять их сейчас и на какой период они будут нужны? Нет решений, которые бы устроили всех. Администрация школы должна общаться с родителями и учениками и искать гибкий вариант. Собственно, для того и дается школам автономия, когда ответственность за принимаемые решения берет на себя администрация заведения, а не министерство или районо. Будет сложно, будут недоразумения, эта ситуация нас выбила из не так удобного, как привычного графика, но нужно искать компромиссы «.
«ЗА ПОЛГОДА ОТСУТСТВИЯ УЧЕНИКИ ТЕРЯЮТ ВЫРАБОТАННЫЕ НАВЫКИ»
В общем, те страны, которые уже возобновили учебу, выдвигают два требования к учреждениям: соблюдать социальную дистанции и нормы гигиены. Поэтому сейчас, готовясь к следующему учебному году, школы и детсады должны добавить в список потребностей закупку дезинфицирующих средств и антисептиков. Тренер «Новой украинской школы», учительница начальных классов киевской общеобразовательной школы I-III ступеней №294, Ольга МИРОШНИКОВА также советует учителям провести онлайн-встречу с родителями и ознакомить их с новыми правилами возвращения в школу. Если дети привыкнут мыть руки после каждого возвращения из коридора в класс, поймут, что рукопожатие и объятия пока недопустимы, по словам пани Ольги, у педагогов будет меньше хлопот с санитарно-организационными моментами.
«Также сейчас много говорят о том, что новый год начнем с повторения. Но потеряно 2,5 месяца. Повторение и изучение по-новому — это разные вещи. Единых рекомендаций для этого дать невозможно, это может делать только учитель, работающий с конкретными детьми. Это надо прописать на законодательном уровне, чтобы администрации школ составляли себе перечень перспективных тем, которые нужно доработать. А новый учебный материал нельзя пропускать, потому что мы так постоянно будем в долгах, — добавляет Ольга Мирошникова. — И следует учесть, что дети полгода не общались. Я бы советовала коллегам проводить утром утреннюю встречу, не жалеть 15 минут времени и дать возможность детям поговорить. Это касается и младшей, и старшей школы».
«Наверное, год будет тяжелым. На то есть организационные причины, как наличие дезинфицирующих средств или рукомойников в начальных классах с теплой водой и с бумажными полотенцами, а есть чисто психологические вещи, потому что дети отсутствуют полгода в школе. Это большой перерыв, в частности, для младшей школы. Они очень быстро теряют привыки, традиции и наработанные навыки, — продолжает педагог. — Если говорить о первоклассниках, то можно считать, что они впервые появятся в школе. Также не сработает рекомендация в сентябре держать детей в помещении и запретить им общаться с другими классами. Надо помнить о количестве детей в классах и о площади помещений. Мы должны отпускать детей на перерыв или выходить с ними на улицу».
Все эти детали администрации образовательных учреждений должны продумать уже сейчас, чтобы не разводить руками, что не успели.
Выпуск газеты №:
№92, (2020)Section
Общество