Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

За решеткой... оккупации

Украинские власти не могут помочь обитателям мест несвободы и интернатов в Крыму и в подконтрольной боевикам части Донбасса
02 июля, 12:21
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Более одного миллиона человек в Украине находится в местах несвободы, которых в стране около шести тысяч. В таких учреждениях, частных или государственных, граждане содержатся по распоряжению органов власти и не могут покинуть их по собственной воле. Это детские дома, психиатрические интернаты, дома престарелых, тюрьмы и тому подобное. На днях мониторы Национального превентивного механизма отчитались о состоянии мест несвободы в Украине в 2014 году. Крым и оккупированные земли Донбасса недосягаемы для активистов, но ситуация на этих территориях «под надзором».

ДВОЙНОЙ ЗАХВАТ

Больше всего мест несвободы — 391 заведение — в Донецкой области. Много таких учреждений на Луганщине и в Крыму. «Сложно сказать, сколько людей осталось в местах несвободы на оккупированных территориях. Некоторые заведения эвакуировали полностью, некоторые — частично, некоторые — вообще не эвакуировали. Из Горловского интерната для людей с инвалидностью эвакуировали почти всех подопечных, там осталось 20 человек в лежачем состоянии, и 19 из них умерли. В заведениях банально не хватает продуктов и медикаментов», — рассказывает глава правления «Центра информации о правах человека», монитор НПМ Татьяна Печончик.

Много мест несвободы финансируется из местных бюджетов. Поэтому на Донбассе такие заведения часто эвакуируют в пределах областей. Иногда учреждения переезжают в города, которые вскоре захватывают боевики. Татьяна Печончик отмечает, что сейчас у украинских властей нет прямого доступа к местам несвободы на оккупированных территориях востока. Средства, продукты и медикаменты туда передают международные организации и волонтеры.

В некоторых учреждениях неподалеку от мест проведения боевых действий слишком много людей и нет плана эвакуации. «Я посетила заведения социальной сферы Дзержинска, Артемовска, Красного Лимана и Славянска, — говорит Татьяна Печончик. — Некоторые учреждения приняли эвакуированных людей, и там теперь недостаточно пространства для обитателей. Так, Славянский психоневрологический интернат рассчитан на 320 человек, но во время нашего визита там было 575. Не все заведения оборудованы подвалами, или эти подвалы не приспособлены для эвакуации. Это касается Дзержинска».

УКРАИНА МЕШАЕТ ПРАВОЗАЩИТНИКАМ В КРЫМУ

Аннексированный полуостров для украинских мониторов НПМ является «белым пятном». «Очень мало известно о том, что там происходит. В России существуют общественные наблюдательные комиссии, похожие на наш Национальный превентивный механизм. В рамках их работы общественность посещает места несвободы. Но, насколько знаю, в Крыму такие комиссии еще не работают. А российские мониторы, которые ездят в Крым и с которыми мы сотрудничаем, не имеют права посещать места несвободы. Также наше Министерство иностранных дел ведет переговоры об осужденных украинцах, отбывающих наказание в Крыму, чтобы их передали Украине», — делится Татьяна Печончик.

На полуострове постоянно работает Крымская полевая миссия по правам человека — совместная инициатива украинских и российских правозащитников. Собственно мониторинг проводят российские, иногда белорусские правозащитники. Украинские активисты не работают на полуострове из соображений безопасности. Но недавно Крымская полевая миссия столкнулась с проблемами из-за украинских правительственных чиновников. Татьяна Печончик объясняет: «Согласно порядку въезда-выезда на территорию Крыма, который недавно приняла Украина, чтобы попасть на полуостров, нужны спецразрешения от украинских властей. Среди категорий, которые могут получить эти разрешения, нет правозащитников или адвокатов. И каждый, кто въезжает в Крым без спецразрешения, фактически нарушает законодательство Украины».

Сегодня механизм помощи гражданам Украины в Крыму один — это сотрудничество с российским омбудсменом Эллой Памфиловой, замечает Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Валерия Лутковская. «Когда получаю сигналы о нарушении прав украинцев в Крыму, пытаюсь реагировать через российского Уполномоченного по правам человека, с которым налажено сотрудничество. Если после нарушения прав человек оказывается на территории под контролем Украины, мы помогаем подготовить жалобу в Европейский суд по правам человека, — комментирует Валерия Лутковская. — Несколько раз мы затрагивали вопрос создания совместных миссий в Крыму при участии международных организаций, в частности ОБСЕ, Украины и России. Международные партнеры и Украина готовы к такому. Не готова страна-оккупант».

В ПОИСКАХ СИСТЕМНЫХ РЕШЕНИЙ

Необходимо на уровне государства разработать систему эвакуации мест несвободы в прифронтовой зоне. Эти заведения подчиняются разным ведомствам: Министерству здравоохранения, Министерству социальной политики, местным властям и т.д. Между этими структурами нет координации и отсутствует единая система эвакуации. «Представители Уполномоченного по правам человека несколько раз обращались к украинскому правительству с тем, что вопросы эвакуации требуют системных решений. Это не могут быть переговоры с руководством определенного заведения. Необходимо взаимодействие разных структур», — отмечает директор Программной инициативы «Права человека и правосудия» Международного фонда «Возрождение» Роман Романов.

В подвешенном состоянии оказались обитатели тюрем на территориях, неподконтрольных Украине. В Крыму в учреждениях исполнения наказаний находятся люди, постоянно проживавшие в Волынской, Львовской областях и других регионах страны. «Мы не признаем никаких документов, которые выдают оккупационные власти. Поэтому со справкой об освобождении и без индивидуальных договоренностей эти люди не могут приехать на постоянное местожительство в Украине, — говорит Роман Романов. — Плохая ситуация сложилась на территориях под контролем «ДНР» и «ЛНР». Люди, которые там освобождаются из мест отбывания наказания, а это сотни граждан ежемесячно, не могут получить легитимные документы и пропуска. Большинство становятся добровольцами в «ополчении». Поэтому много вопросов нужно адресовать центральным властям».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать