Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

За решеткой у оккупанта

15 января в Крыму состоится первое судебное заседание по «делу 26 февраля». Правозащитник — о политических преследованиях жителей полуострова
14 января, 10:15
ОТКРЫТКА КАМПАНИИ LET MY PEOPLE GO С ВОСЕМЬЮ УКРАИНЦАМИ, НЕЗАКОННО ЗАКЛЮЧЕННЫМИ В КРЫМУ. АКТИВИСТЫ ПРИЗЫВАЮТ ВСЕХ ПОДДЕРЖИВАТЬ ПИСЬМАМИ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ ПРЕСЛЕДУЕТ ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ МОТИВАМ ОККУПАЦИОННАЯ ВЛАСТЬ ПОЛУОСТРОВА / ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА АКТИВИСТАМИ КАМПАНИИ LET MY PEOPLE GO

Восемь заложников оккупационной власти Крыма насчитали активисты Центра гражданских свобод и инициативы «Евромайдан SOS» в конце прошлого года. Поскольку собирать информацию по аннексированному Россией полуострову крайне сложно, правозащитники подчеркивают: возможно, политических узников больше. Федеральная служба безопасности РФ не ограничивается арестами: не являются редкостью обыски у активистов, в декабре зафиксировали первый случай применения пыток — жителя Джанкоя Энвера Кроша пытали электрическим током за отказ сотрудничать с ФСБ.

О политических преследованиях жителей полуострова в публичном пространстве говорят меньше, чем об украинских пленниках в России. Эти люди не могут встретиться с официальными представителями Украины, которых просто нет в аннексированном Крыму, родственники и защитники узников идут на контакт с украинскими активистами неохотно — боятся преследований. Больше о ситуации «Дню» рассказала Мария Томак, координатор кампании за освобождение украинских политзаключенных Let My People Go.

«НА РОССИЙСКИХ АДВОКАТОВ МЕНЬШЕ ДАВЛЕНИЯ»

— Сейчас нам известно о восьми узниках в Крыму, которые проходят по трем делам. Эти дела из сугубо крымских могут стать российскими. Так, нам известно, что как минимум четырех человек, фигурантов «дела крымских мусульман», в январе этапируют в Россию — предварительно в Ростовскую область. Этих людей обвиняют в террористической деятельности, а такие случаи — в компетенции военного суда, которого в Крыму нет. В прошлом году из Крыма в Россию этапировали активиста Евромайдана Александра Костенко.

Некоторые адвокаты крымчан живут и работают на полуострове. Например, Эмиль Курбединов, который защищает фигуранта «дела крымских мусульман» и является одним из адвокатов Ахтема Чийгоза, который проходит по «делу 26 февраля». Вообще, ситуация с Крымом сложная, потому что там никто не хочет говорить по телефону. Нужно либо ехать туда, либо общаться по скайпу.

Александра Костенко защищал московский адвокат Дмитрий Сотников. Это — удачная практика, так как на адвокатов, приезжающих из России, значительно меньший ресурс давления, чем на крымских защитников. Хотя к тому же Сотникову пытались применить дисциплинарные меры так называемая крымская прокуратура и лично Наталия Поклонская, «главный прокурор Крыма».

«У СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПРОБЛЕМА С ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ БАЗОЙ»

— По делу крымских мусульман» задержали четыре человека — их удерживают в СИЗО Севастополя, обвиняют в участии в организации «Хизб ут-Тахрир», которая в России признана террористической. Имена узников — Нури Примов, Руслан Зейтуллаев, Феррат Сайфуллаев, Рустем Ваитов. По словам адвокатов и родственников, у следователей серьезная проблема с доказательной базой. Нет подтверждения участия задержанных в «Хизб ут-Тахрир».

У одного из обвиняемых после его ареста родился сын — малыш видел отца только на судах. У другого фигуранта дела после ареста также родился ребенок — он ни разу его не видел. Всю четверку в январе должны этапировать в Россию. Их адвоката Эмиля Курбединова частично отстранили от дела: сначала он защищал всех четырех фигурантов, а теперь является адвокатом только Рустема Ваитова. Эмиля Курбединова отстранили на каких-то формальных основаниях. Устранение адвоката от процесса — нонсенс сам по себе.

А крымчанина Юрия Ильченко обвиняют в разжигании ненависти и вражды. Фактически его арестовали за публикацию статьи, где он критикует аннексию Крыма и действия России. Юрий находится под стражей в Симферополе. Коммуникация с ним сложная: родственники боятся рассказывать о ситуации, чтобы не навредить Юрию.

«ДЕЛО 26 ФЕВРАЛЯ» БУДУТ ТЯНУТЬ ДО ЛЕТА

— Вскоре, 15 января, состоится первое судебное заседание по «делу 26 февраля» (его фигурантов обвиняют в участии в массовых беспорядках 26 февраля 2014 года около крымского парламента во время митингов сторонников территориальной целостности Украины и пророссийских активистов. — Авт.). По делу имеется шесть фигурантов, но под стражей находятся только трое, остальные ждут суда дома. Арестовали троих человек, которые отказались признавать свою вину. Эти люди не отрицают своего участия в митинге 26 февраля, они отрицают именно участие в беспорядках и их организацию. Все фигуранты дела являются крымскими татарами.

Под стражей пребывают Ахтем Чийгоз, Али Асанов и Мустафа Дегерменджи. Ахтем Чийгоз является заместителем председателя Меджлиса крымскотатарского народа, остальные — обычные люди, которые принимали участие в проукраинском митинге 26 февраля, но не были заядлыми активистами. У Али Асанова четверо детей, он — наследственный аграрий. Мустафа Дегерменджи не занимался активной общественной деятельностью, был предпринимателем, его семья живет в селе.

Власти Украины не должны отказываться от собственных граждан, заключенных в Крыму. Надо постоянно напоминать об украинских узниках в России, в Крыму, на оккупированных территориях востока. Необходимо акцентировать, что крымские узники являются такими же заложниками, как украинцы, заключенные в России. Потому что, по нашим наблюдениям, осведомленность и заинтересованность в этих делах у украинских властей очень низкая. Родственники и адвокаты заключенных не чувствуют хотя бы интереса к их ситуациям», — правозащитник

Адвокаты пророчат, что дело будет тянуться до лета. Это усложняет моменты, связанные с обменом украинских узников, потому что по делам, которые рассматриваются в России, приговоры вынесут до марта. Поскольку суды над крымчанами будут длиться до лета, непонятно, как этих людей смогут обменять. Но защита говорит, что почти наверняка узников этапируют для отбывания наказания в Россию, потому что в Крыму нет нужных колоний.

До марта по «делу 26 февраля» должно состояться ориентировочно 20 судебных заседаний. Дело огромное, много свидетелей, это растянется надолго. Государственным обвинителем выступает Наталия Поклонская.

«СПЕЦСЛУЖБЫ СКЛОНЯЮТ КРЫМЧАН К СОТРУДНИЧЕСТВУ»

— Представители ФСБ пытаются вербовать крымских татар, чтобы те выполняли определенную агентурную работу. Люди идут на это не очень охотно, и тогда спецслужбы используют разные методы давления. По словам одного из адвокатов, бывает, человеку подбрасывают наркотики и грозят возбудить уголовное дело — если он не согласится стать агентом ФСБ.

Первый зафиксированный случай пыток по отношению к Энверу Крошу произошел именно под этим «соусом» — спецслужбы пытались склонить его к сотрудничеству, а когда он отказался, пустили в ход ток. Утром следующего после задержания дня Энвера Кроша отпустили. Применение пыток к нему задокументировано: провели экспертизу и сняли побои.

«ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ УКРАИНСКОЙ ВЛАСТИ В «КРЫМСКИХ ДЕЛАХ» НИЗКАЯ»

— Власть Украины должна не отказываться от собственных граждан, арестованных в Крыму. Нужно постоянно напоминать об украинских пленниках в России, в Крыму, на оккупированных территориях востока. Необходимо акцентировать, что узники в Крыму являются такими же заложниками, как украинцы, арестованные в России. Ведь по нашим наблюдениям, осведомленность и заинтересованность в этих делах у украинской власти очень низкая. Родственники и адвокаты узников не чувствуют хотя бы интереса к их ситуациям. В этом контексте было очень важно, что до 28 декабря, когда планировали предварительное слушание по «делу 26 февраля», Министерство иностранных дел Украины издало заявление о недопустимости этого судилища.

Нужно думать о разных формах реакции на политические преследования в Крыму. Это не должно заключаться в легитимизации крымской оккупационной власти, но существуют формы поддержки, которые позволяют это обойти.

Самый простой способ поддержать украинских узников в Крыму — послать им открытку. Поскольку из континентальной Украины в Крым корреспонденция не доходит, мы договорились, чтобы желающие присылали открытки на киевский адрес Меджлиса крымскотатарского народа — потом его представители передают эти открытки адвокатам узников. Также нужно говорить вслух о политических преследованиях крымчан. Элементарно распространять информацию о жертвах российской оккупации «от дома к дому».

P.S. Адрес представительства Меджлиса крымскотатарского народа в Киеве, через которое можно пересылать открытки для узников: 01014, Киев, ул. Седовцев, 22/14. Также нужно сделать отметку с именем и годом рождения адресата. Имена и данные узников: Зейтуллаев Руслан Борисович 1984 г. р., Примов Юрий Владимирович, 1976 г р., Сайфуллаев Феррат Рефатович, 1983 г. р., Ваитов Рустем Мамутович, 1985 г. р, Чийгоз Ахтем Зейтуллаевич, 1964 г. р., Дегерменджи Мустафа Бекир оглы, 1989 г. р., Асанов Али Ахмедович, 1982 г. р., Ильченко Юрий Геннадиевич, 1978 г. р. Письма нужно писать на русском языке.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать