Загадка остается
Раскопки фундамента Десятинной церкви так и не дали информации об ее первозданном виде![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960912/4154-6-2.jpg)
Прогуливаясь в Киеве по Андреевскому спуску или по Большой Житомирской, глаза постоянно режет зеленый забор, которым ограждено место, где давным-давно стояла Десятинная церковь. Вот уже два года здесь ведутся археологические раскопки. Какие результаты, достижения и недостатки? На эти вопросы газете «День» ответил руководитель архитектурно-археологической экспедиции Глеб ИВАКИН.
— Сначала напомните, пожалуйста, о мотивации раскопoк Десятинной церкви.
— Раскопки начались не по нашей инициативе — археологи вообще были против этого. Почему? Это историческое место — очень ответственное, памятник также очень важный. Поэтому исследование целесообразнее проводить в спокойной обстановке, а самое главное — когда будет выдержан жесткий порядок: сначала работают археологи, за ними — консерваторы и так далее. Очень важно иметь техническое обеспечение на современном уровне. Сюда нужно подвести электричество, воду, транспортеры, обеспечить вывоз грунтов. На деле же вышло совсем не так. Неупорядоченность началась с финансирования: то, что нам пообещали выдать на один год, уже растянулось на три года. Но самая главная проблема — нет четкого графика поступления средств. Деньги нам поступают из бюджета. Но когда средства поступают уже после того, как все практиканты разъезжаются, широкомасштабные раскопки проводить просто невозможно. Раскопки же ведутся не просто так, а с какой-то целью...
— А какую перед вами поставили цель?
— Подняли вопрос о постройке на этом месте Десятинной церкви. Но археологи относятся к этому отрицательно. Потому что есть и законы Украины, и общеевропейские законы о том, что памятники можно восстанавливать только в том случае, если есть достаточно жесткая документация или, как исключение, исторический памятник был уничтожен при жизни современного поколения, и при этом, опять же, существует документация. Например, тот же Успенский или Михайловский соборы. Кроме того, Десятинная церковь сама по себе довольно дискуссионный памятник: я имею в виду, с точки зрения архитектуры. Архитекторы не могут прийти к согласию, какой она была. Сколько, скажем, было куполов, какие были галереи, что пристроено... Созданные архитекторами планы — не точные, хотя и имеют право на существование. Десятинная церковь сыграла очень важную роль и в культуре, и в развитии нашего религиозного архитектурного мышления, и в религиозной жизни, поэтому к ней следует относиться с уважением. А то может повториться ситуация XIX века, когда здесь осуществили фальсификацию при реконструкции церкви.
Целесообразно сказать, что не только археологи выступают против восстановления этого религиозного памятника. Весомые доводы против реконструкции привел Вадим Рыбин — старший научный сотрудник Института геологии НАН Украины, кандидат геолого-минералогических наук: «Нужно отметить еще два очень негативных последствия, к которым обязательно приведет подобная реставрация, — сказал он. — Во-первых, это разительное ухудшение визуального восприятия архитектурного символа Киева — Андреевской церкви. Во-вторых, изменение гидрогеологического режима и, как следствие, увеличение деформации грунтов и, соответственно, фундаментов как Андреевской церкви, так и дома Национального музея истории Украины».
— Глеб Юрьевич, за эти годы работы были какие-то важные научные открытия?
— Раскопали Десятинную мы только частично. Достаточно больших открытий, особенно по отношению к бывшему внешнему виду церкви, нет. Но нами сделаны довольно важные открытия по технологии строительства. Самый главный вывод — мы теперь знаем, что в ходе строительства изменилась архитектурная задумка. Может, поэтому и столько загадок... Мы знаем какие участки начинали строить, что там объединялось, какие использовались материалы. Найдены следы довольно существенных ремонтов, о которых до этого никто не знал.
— Кажется, раскопки ведутся не только на территории церкви?
— Да, нами ведутся также исследования на прилегающей к Десятинной церкви территории. Здесь проходит ров и вал древнейшего Киевского городища. Исследования могут очень много дать информации как о хронологии Киева, так и о том, что в этом районе было вообще. Там же была найдена небольшая братская могила времен 1240 г.
— Татаро-монгольское иго?
— Да, монгольское нашествие. Также были найдены несколько курганов, которые были перед постройкой Десятинной церкви. Внутри были разнообразные костяные украшения, бронзовые бляшки, арабский дерхем с крестами и различные строительные материалы. Скажем, плинфа с оттиском детской ноги или с греческой надписью, плинфа с княжескими клеймами, с древнерусскими надписями, старославянскими буквами и т. п. Вот такие различные детали. Особых крупных или неожиданных находок нет, но мы их и не ожидали, поскольку здесь все уже перерывали. Были разные перекопы, и неприкосновенными остались очень маленькие участки. Но они нам дают самое главное — это хронология и стратиграфия, по которым можно уже что-то узнать.
— Сильно ли пострадали участки, где уже проходили раскопки? Можно ли это назвать своеобразным могилокопанием?
— Нет. Вернее — не все. Вот, например, в XIX веке поручик Аненков занимался на этом месте не столько могилокопанием, сколько кладоискательством. В 1908—1914 годах здесь велись уже научные раскопки по всем правилам под руководством Милеева. Главная проблема в том, что далеко не все материалы тех раскопок по разным причинам дошли до нас. Милеев образцово копал, он и сейчас для нас эталон по архитектурной археологии... После же Второй мировой войны материалы были разбросаны по различным городам. Сейчас мы пытаемся собрать их вместе, свести.
— Когда раскопки все-таки закончатся, какой будет их дальнейшая судьба? Будут остатки церкви открыты для туристов?
— Решение этого вопроса — еще впереди, но я считаю, что его нужно решать до конца этих раскопок, а их, судя по всему, нужно будет продолжать и в следующем году. У нас нет штата рабочих, некому копать. В сентябре же постараемся организовать студентов из Луганска, Петербурга, может Киева, но все будет зависеть от погоды. Если пойдут дожди, исследование приостановится.
— Кроме этих раскопок, ведутся другие исследования?
— Теперь в Киеве ведется довольно много раскопок. Это тот же Подол, Арсенал, Сретенская церковь... Но многое мы не успеваем, потому что нет плановости работ. Тем более возникает много недоразумений с другими инстанциями. Не всегда есть условия для нормальной работы. Один из наиболее ярких примеров мы видим с Арсеналом. Там уничтожили здание XIX века и срывают валы. А это уже подсудное дело. Для организации, которая подчиняется Министерству культуры, это довольно странно, что же ждать от других?
Выпуск газеты №:
№154, (1996)Section
Общество