Закон для... десяти миллионов украинцев
В профильном комитете Верховной Рады представили основные акценты образовательной реформы
В Комитете по вопросам науки и образования подошли к финишу в разработке нового закона об образовании. Последним шагом на этой долгой, дискуссионной и непростой «беговой дорожке» стали открытые парламентские слушания. На них пригласили 130 представителей педагогического сообщества, общественности, представителей министерств и академических учреждений. Такое широкое обсуждение запланировали, чтобы родители, учителя, правительство и чиновники услышали основные принципы закона. И пока готовый документ не попал в сессионный зал, у всех участников обсуждения есть возможность подать свои предложения. «День» предлагает обзор основных «кирпичиков», на которые будет опираться будущий закон об образовании, который, кстати, будет касаться жизней десяти миллионов украинцев.
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК НА УРОВНЕ В1
Прежде всего председатель образовательного комитета Лилия Гриневич акцентирует внимание на том, что курс страны на евроинтеграцию должен отображаться и в образовании: «Нужно сделать нашу систему узнаваемой для мира, прозрачной, чтобы наши выпускники в европейском пространстве чувствовали себя полноценными гражданами. Это приводит к изменению структуры образования, содержания и стандартов. Ведь если мы стремимся, чтобы каждый выпускник знал один европейский язык на уровне В1 (независимый пользователь), получил определенные компетенции, и при этом не навредить здоровью детей, нужно увеличивать время обучения. И это сложная реформа, потому что однажды нам пришлось возвращаться назад с этого пути. Поэтому сейчас она должна быть тщательно продумана».
УЧИТЬСЯ — 12 ЛЕТ
Таким образом, 12-летняя система образования возвращается однозначно. «День» уже писал, что педагоги утвердили формулу обучения будущих школьников: пять лет в начальной школе, четыре в средней, после девятого класса вступительные экзамены в высшую академическую школу или профессиональную. Здесь после трех лет учебы выпускник сможет стать квалифицированным рабочим или младшим специалистом.
А заведения профессионального образования сейчас в раздумьях: как им дальше работать, не будет ли сокращений, нужно ли готовить дополнительные кадры. Заместитель министра образования и науки Павел Полянский предлагает, чтобы такие учебные заведения получали лицензию на подготовку квалифицированных рабочих: кто в состоянии это лицензировать, тот будет в приоритете.
ОБНОВЛЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ
«Для оценки среднего и высшего образования мы меняем роль инспекции вузов, поскольку сейчас они получили значительный уровень автономии, инспекция может рассматривать лишь отдельные обращения относительно них. Вместо этого закон предлагает иметь региональные подразделения инспекции, которые будут изучать уровень качества образования. Мы стремимся в закон заложить автономию учебных заведений, когда учителя смогут сами создавать программы, выбирать методики обучения. Однако на центральном уровне должны быть серьезные механизмы отслеживания качества», — объясняет Лилия Гриневич задачи обновленной инспекции.
Действительно в последние годы к инспекции вузов было двоякое отношение, во времена Майдана это был способ успокоения студентов, чтобы не бегали по революциям, не выражали свои взгляды и воспринимали все происходящее вокруг как данность. И это лишь усилило дискуссию о том, что роль образовательных инспекторов следует менять.
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
Самый больной и дискуссионный вопрос не для тех, кто пишет закон, а для тех, кто по нему живет, — это заработная плата педагогов. Увеличивать ее будут, однако не сразу и не всем. Рабочая группа экспертов предлагает такой подход: чем выше квалификация учителя, тем больше будет его ставка. На переходном этапе между старым и новым законом учителя смогут добровольно пройти независимую сертификацию, после этого должны рассчитывать на новый уровень оплаты труда.
В розданных участникам слушаний брошюрах есть табличка с нынешними ставками педагогов и будущими. Судя по цифрам, похоже, чуда не будет. К примеру, сегодня должностной оклад директора школы составляет 2377 гривен, а предложение — 3459 гривен. Или же педагог без категории сейчас получает 1474 гривны, в будущем — 2198 гривен. Но напоминаем, что это лишь предложения комитета парламента, к окончательному варианту все может измениться
ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Впервые на уровне закона официально утвердят неформальное и информальное образование: в семье, на рабочем месте и самообразование. «Также предлагаем домашнее семейное образование, потому что есть сообщество родителей, которые хотят обеспечить детям обучение самостоятельно. Если родители могут обеспечить домашнее образование, а ребенок подтвердит свои знания в учебном заведении, то почему бы нет», — считает Лилия Гриневич. Неформальное образование законодатели видят в виде коротких курсов, тренингов или семинаров.
КТО БУДЕТ ПЛАТИТЬ?
Вероятно, родителей интересует, за чьи средства будет работать школа. Позиция чиновников — конечно же, за государственные, и на финансирование дополнительного 12-го года обучения власти должны найти дополнительные инвестиции. Но хоть Минобразования и настаивает, что поступление первоклассников в школу должно быть без конкурсов, тестов и благотворительных взносов, старая система еще работает.
«Граждане, оплатив в виде налога обучение своих детей, имеют право и должны рассчитывать, что без каких-либо дополнительных инвестиций их дети будут получать качественное образование в школах или садиках. В больших городах сложилась ситуация, когда де-юре коммунальные заведения де-факто таковыми уже не является, они являются больше частными, поскольку значительное количество средств поступает от родителей на счета фонда, и они несравненно больше, чем средства, поступающие в него из локального бюджета. это нужно правильно узаконить и определяться со статусом», — убежден Павел Полянский.
ЖДЕМ ОСЕНИ
С такими предложениями комитета все участники слушаний согласились. Теперь эти наработки переходят в руки правительственных чиновников. У Кабинета Министров есть время до июня, чтобы подать в Верховную раду уже готовый законопроект. Если до конца этой сессии его примут, лето станет временем для размышлений о том, что именно с осени можно будет внедрить в школы. А нет — осенью получим только закон.
К ТЕМЕ
Школа – дома
Общественные активисты предлагают в новой редакции Закона Украины «Об образовании» закрепить семейную форму обучения
Оксана МИКОЛЮК, «День»
Сегодня в Украине ведется активное обсуждение новой редакции Закона Украины «Об образовании». В обсуждении непосредственное участие принимают общественные организации, представители школ негосударственной формы собственности, объединения, которые стараются внести в закон инновации, динамику, движение и изменения. Ведь в Европе не только среднее образование длится 12—14 лет, там нет никаких проблем с инновационными подходами, в частности, семейной формой обучения.
Эту идею в Украине уже полтора года развивает ОО «Всеукраинская ассоциация e-LearningUA». Суть — добиться утверждения на законодательном уровне таких форм обучения, как семейная форма (хоумскулинг) и дистанционная (e-learning). Основным мотивом, когда родители с детьми прибегают к семейной и дистанционной форме обучения (не учитывая проблем со здоровьем и особую одаренность) является недовольство качеством образования и отношением к детям учителей. Родители побаиваются, что учителя отобьют желание учиться, что школа на ребенка негативно повлияет. По словам представительницы этой инициативы, сегодня может появиться большое количество сторонников семейного образования, но система образования не дает «зеленый свет» этому направлению. Причина, очевидно, в финансировании. Потому что если при внедрении такой формы обучения оно «пойдет за ребенком», уменьшатся возможности манипуляции государственными средствами.
— У нас есть законы для инклюзии и талантливых детей, — они могут не посещать среднюю школу и выбрать для обучения семейную форму. А для просто желающих учиться дома — нет... Но отмечу, что те, кто переходит на домашнее образование, возвращаться в школу уже не хотят. Потому что дети имеют больше свободы, они хотят выбирать сами, — говорит представительница ОО «Всеукраинская ассоциация e-LearningUA» Роксолана Левицкая. — Мой ребенок отказ учиться в средней школе мотивировал тем, что там предлагается большая программа, которая ей не интересна. Во время домашнего обучения она успевает сделать и программу, и много вещей, которые ей действительно интересны: на тренингах и курсах дочь имеет то, чего ей не хватало в школе, успевает сделать втрое больше... Я подробно изучала законы и добилась того, чтобы ребенок учился дома — без справок о болезни или справок о том, что мы — суперталантливые. Да, это сложно, но возможно. Согласно нынешнему законодательству, в младшей школе можно добиться домашнего обучения, а в старшей — нет.
Родители, избравшие семейную форму обучения (или, по крайней мере, желающие), — несомненно, это люди, которым есть что дать своему ребенку. Вариант просто «сдать» своего потомка в школу не подходит, потому что родители имеют представление, чего хотят от образования: каких знаний и навыков, а еще — атмосферы, в которой ребенок должен учиться, а также состояния его здоровья. Сегодня законы о домашнем среднем образовании действуют в странах ЕС, в Америке и Азии. В Грузии после реформ — тоже. Почему бы нам не дать возможность родителям обучать своих детей?
По словам председателя Комитета ВР по вопросам науки и образования Лилии Гриневич, которые она недавно произнесла на очередном обсуждении законопроекта, в новом законе «должна быть палитра выбора для тех, кто хочет обеспечить своему ребенку индивидуальную образовательную траекторию». Еще есть немного времени, чтобы внести изменения, которые предлагает общественность, и сделать Закон «Об образовании» более удобным для родителей и детей, а не для чиновников и системы образования.
Лилия Гриневич считает, что «достижения гражданского общества полностью соответствуют требованиям времени». Итак, пора осуществлять реформы на деле.
Выпуск газеты №:
№90, (2015)Section
Общество