Заметки из «Образовательной баррикады»
Как учить генерировать и воплощать идеи — примеры из украинских реалий
В январе этого года в медиа и соцcетях бурно обсуждали историю в киевском лицее №157. У учителя физкультуры возник конфликт с учеником, отец мальчика избил преподавателя так, что тот получил немало гематом, сотрясение мозга и надрыв легких. Более того, отец школьника принес на «разборки» пилу и угрожал отпилить учителю руку. Эту историю метафорически, в виде «пилы справедливости», представили на антивыставке «Образовательная баррикада», которую на днях провел Фонд социальных инноваций «З країни в Україну». В этом интерактивном проекте представители фонда стремились показать острейшие проблемы образования и культуры, с которыми недавно сталкивались украинцы.
Конкретные ситуации, продемонстрированные на антивыставке, являются яркими проявлениями более широких проблем, таких, как нехватка понимания между учителями и школьниками, отсутствие критического мышления, невосприятие культурных инициатив и тому подобное. Во время дискуссии в рамках проекта эксперты обсудили, как можно решать такие задачки.
ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ВИДИТ АВТОРИТЕТА В УЧИТЕЛЕ...
Лев ЛЕВИЦКИЙ, сотрудник фонда «З країни в Україну», называет историю с избиением учителя физкультуры очень запутанной, потому что всплыло много противоречивых версий того, что произошло, — от учителей, родителей, одноклассников, администрации школы. По некоторым из версий, учитель ударил ребенка, по другим — только накричал на него за «не такое» поведение на уроке. Единственное, что известно точно, — отец школьника избил учителя физкультуры, считая, что тот совершил насилие над его ребенком.
«Мы представляем эту историю, потому что, в любом случае, это свидетельствует о том, что насилие в школе неприемлемо, — комментирует Лев Левицкий. — Мы не защищаем учителя, потому что насилие над детьми тоже неприемлемо. Но эта история — об отсутствии нормального диалога между родителями и учителями, что приводит к таким неприятным ситуациям».
По мнению Льва, если у учителя возникает острый конфликт с ребенком, важен диалог с родителями, прежде всего, нужно проговорить с ними определенные воспитательные моменты. «Если ребенок не видит авторитета в учителе, он должен видеть его хотя бы в ком-то, и это в первую очередь родители. Если и этого не происходит, нужно работать с психологами, которые должны быть в каждой школе», — резюмирует Лев.
«КЛЕОПАТРА» ПРОТИВ КУПАЛЬНИКА
«Ровенским Эмиратом», шутя назвали село Бугаевка Ривненской области в одном из выпусков сатирической передачи «Решетка, собачка, скобка, гривня, вопросительный знак, доллар, нуль». Опять же, в СМИ широко разошлась история о том, как заведующая тамошним детсадом Лариса Музыка «решительно осудила» воспитательницу Виту Черешневскую, потому что та сфотографировалась на отдыхе в купальнике, причем на фотографии рядом был ее муж, и выложила снимки в соцсети. Заведующую настолько поразила эта история, что она распечатала эти фото, оформила их в альбом и показывала тем, кто приходил к ней за комментариями. Самой воспитательнице достались обвинения в «аморальности» и увольнение — причем дважды.
По словам Елены ФОМИНОЙ, руководительницы проекта «Открывай Украину» фонда «З країни в Україну», в селе никто не может высказаться в поддержку воспитательницы, потому что детсад хороший и люди не хотят проблем с заведующей. Более того, у заведующей есть мощная группа поддержки в лице председателя сельрады, сама она написала статью в районную газету, где стыдила бывшую подчиненную.
Инсталляция, посвященная этой истории, называется «Клеопатра Филопатор». Елена Фомина объясняет, откуда такое странное название: «Нашли в «Фейсбуке» профиль заведующей детсада, где она была подписана именно так, на фотографиях была в странных нарядах. Потом заведующая удалила этот профиль, но его заскринили, он обошел весь интернет. Когда ее спросили, почему именно такой ник, она ответила — а что, я должна была подписаться Птичкой Птичкиной?»
Воспитательница запустила флешмоб #явчительімійвідпочинок, призывая коллег делиться фотографиями со своего отдыха. Инициативу поддержали многие педагоги. Также Вита Черешневская еще осенью выиграла суд, чтобы восстановиться на работе, директор детсада приняла ее и сразу уволила. По словам Елены Фоминой, сейчас воспитательница решает, обращаться в суд относительно ситуации в детсаду снова или нет, чтобы защитить свою репутацию.
ОТКРЫВАЙТЕ, КУЛЬТУРА!
Невеселые тенденции можно изменять с помощью низовых инициатив. Инсталляция «Культура закрыта» посвящена тому, что в украинских селах возможности для развития нередко ограничиваются из-за закрытия домов культуры.
«В нашем проекте «Открывай Украину» задействовано много подростков по всей стране. И мы увидели, что в маленьких городах и селах люди не умеют пользоваться своими домами культуры. Те, кто ими заведует, часто ссылаются на то, что нет отопления и тому подобное, закрывают эти клубы и открывают их только, например, на выборы. Поэтому некоторые наши команды школьников жаловались на то, что сами должны искать себе помещение, где бы могли заниматься развитием», — рассказывает Алена МАТВИЕНКО, программный менеджер образовательного проекта «Открывай Украину».
Сейчас есть много способов, как трансформировать дома культуры из советских по содержанию заведений во что-то современное и интересное для молодежи. В некоторых громадах это уже поняли, скооперировались, нашли средства на восстановление зданий и пользуются обновленным местом отдыха. Но, отмечает Алена, у многих до сих пор срабатывает стереотипное мышление, будто бы всемогущий «кто-то» должен сам отремонтировать дом культуры, организовать там классные кружки, а затем люди подтянутся, чтобы всем этим пользоваться.
Некоторые команды школьников, приобщившиеся к проекту «Открывай Украину», договариваются с домом культуры о том, что сами обустроят там интересный им кружок. Есть примеры, когда подростки создают новые места для развития, например, в школе. Одна из таких историй, тоже достаточно медийная, — из городка Малая Виска в Кировоградской области. «В городе закрылся дом культуры, кружков не было, и школьники решили построить домики на деревьях, — говорит Алена Матвиенко. — 22 декабря открылся первый домик, куда пригласили всех желающих, чтобы те увидели, как дети могут поднять вокруг своей идеи общество. Подросткам выделили средства из местного бюджета, позволили пользоваться этим местом, привлечь людей, которые будут заботиться этими домиками».
КНИЖКИ VS ГРЕЧКА
Фонд «З країни в Україну» не один год проводит одноименный передвижной фестиваль, который разворачивается в маленьких городах востока, а с этого года — и в других регионах страны. В 2015 году, когда команда фестиваля приехала в Северодонецк Луганской области, произошла история, которая легла в основу инсталляции «Бескультурная гречка»: шесть бокальчиков, по которых разложили крупу, которая в украинских реалиях стала мемом, символизируя подкуп избирателей.
«В Северодонецке на одной из наших локаций проводился бук-кроссинг, мы привезли много книг, которые любой мог брать и читать. Также проходили мастер— классы, можно было поиграть в настольные игры, звучала классная музыка. Подошли местные жители и спрашивают: «А зачем вы все это привезли? Вот напротив мясо, гречка — вот могли бы гречки бесплатно привезти, тогда была бы польза», — рассказывает Светлана ПУСТОВА, ивент-менеджер проекта «Открывай Украину».
Светлана добавляет, что в этом году, когда команда фестиваля снова ездила по городам востока, не возникло ни одной подобной ситуации, зато число единомышленников растет. «Люди радуются, что к ним приезжают и нормально с ними общаются, привозят что-то интересное. Люди чувствуют, что мы вместе», — акцентирует представительница проекта «Открывай Украину».
Цель фестиваля «З країни в Україну» — дать людям почувствовать себя жителями не какой-то абстрактной страны, а именно Украины. Алена Матвиенко объясняет: «На фестивале мы показываем, насколько разной является Украина, современной и не очень. Что украинская музыка — это не только «Чом ты не прийшов», а украинская народная одежда — это не только шаровары. В частности, мы привозим выставки дизайнеров, которые работают с народными элементами, также — традиционный народный костюм. Люди могут сравнивать и выбирать свое».
В этом году фестиваль расширяет географию, делается акцент на пограничных территориях, например, на Закарпатье, где, как отмечает Алена, сегодня тоже нагнетается атмосфера «измены».
«Людям таки нужно давать «гречку», но следует понимать под этим не только пакеты с крупой, но и собственно всю попсу, которая может быть качественной, — убеждена Наталья ШЕВЧУК, менеджер социальных и культурных проектов, соучредитель фестиваля социальной рекламы Molodiya Festival. — Вот сидят бородатые хипстеры, молодые девушки, делают крутые фестивали, креатив, все такое, но на самом деле большинство людей не нуждаются в большом креативе, арт-хаусном кино, каких-то суперкрутых группах. Эти люди нуждаются, скажем, в Олеге Виннике. Так давайте работать с Олегом Винником. Я за то, чтобы делать больше попсы для обычных людей и потихоньку их воспитывать. Этот процесс должен быть управляемым и постепенным».
«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ДАЮТ ТОЛЬКО ИДЕИ»
В проекте «Образовательная баррикада» показали небольшой «ИзменоЗомбиЛенд» — на примерах пропагандистских роликов организаторы напомнили, как агитировали за «российскую весну» на востоке Украины. Также этот сюжет о том, каким беззащитным становится человек, когда у него отсутствует критическое мышление. «Российская весна» — это яркий пример, но из-за того, что люди не замечают манипуляций в интернете и на телевидении, нередко по Украине распространяются большие или меньшие «измены» относительно эпидемий, курса валют, платежек за коммуналку.
По мнению Александры ПЕТУШКОВОЙ, руководительницы образовательной краудфандинговой платформы GoFundEd (GOF), смешанное обучение (когда совмещаются традиционное, офлайн-обучение, а также онлайн и самостоятельная формы) является методом, позволяющим развивать критическое мышление. Тогда можно и сделать что-то на практике, и проанализировать информацию, а следовательно, оценить ту или иную ситуацию с разных ракурсов.
Диалог между учителем и учеником является основополагающим для современной школы, это имеет не меньшее значение, чем материально-техническая база. «В нашем проекте мы концентрируемся на изменении культуры в школе, на взаимодействии, на создании правильной экосистемы. Мы работаем с объединенными территориальными громадами, школами — средой, формирующей образование. При этом даем возможность каждому почувствовать свою роль, не только учителям, но и ученикам стать сотворцами изменений», — акцентирует Александра Петушкова.
Собственно, краудфандинговая платформа GOF позволяет изменить что-то точечно, не ожидая глобальных движений от государства. Благодаря ресурсу каждый желающий — учителя, школьники и их родители могут запустить кампанию, чтобы привлечь средства на воплощение собственной образовательной инициативы или поддержать понравившийся проект финансово.
Александра согласна с мнением, что проблемы в образовании и культуре являются коренными причинами многих общественных проблем. Изменяя что-то в образовании и культуре, результат можем получить через несколько десятилетий, однако это будет не «тушение пожаров», когда срочно решают острый конфликт, например ситуация с учителем физкультуры, упомянутая в начале, — тогда сформируется такое общество, в котором разборки с пилой станут неприемлемыми, как и крик на детей на уроках.
«В конце 2014 года мы выделили для себя образование как отдельное важное направление развития. Мы не можем заменить Министерство образования, но можем помочь людям развиваться за пределами школы, в частности давать возможности развить мягкие навыки, и в этом я вижу нашу миссию, — подчеркивает Дмитрий ПОЛКОВСКИЙ, соучредитель фонда «З країни в Україну». — В общем, в мире происходит конкуренция не ресурсов, а идей, которые генерируют люди. Дополнительный продукт дают только идеи. И от того, насколько качественно будут образованы наши дети, и зависит будущее Украины».
Выпуск газеты №:
№27, (2019)Section
Общество