«Замиксировать» туризм
Во время двухдневного туристического хакатона винничане наработали десять инновационных идей для развития туризма в своем городеІТшники, отельеры, экскурсоводы, маркетологи, дизайнеры, сотрудники музеев и общественные активисты собрались на первый туристический хакатон «TOURMIX: замиксуй туризм в Виннице», который на днях проходил в городе над Бугом. Главная цель события — создать уникальные туристические продукты для развития туристического бизнеса города. Два дня участники и участницы разрабатывали разноплановые проекты. Это туры, фестивали, форумы, конференции, которые можно реализовывать самостоятельно или в партнерстве с органами местного самоуправления, бизнесом или общественным сектором. Обязательными требованиями были инновационность, актуальность, реалистичность, креативность, потенциал и появление новых ресурсов — локаций, объектов, заведений, форматов, событий.
ДЕСЯТЬ УНИКАЛЬНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ
По завершении туристического хакатона команды презентовали 10 проектов. Среди них были гастрофестивали, экскурсионные туры, новые локации и даже ресторации. Оценивало туристические продукты квалифицированное жюри из «акул» туристического бизнеса. Преимущество получили те туристические продукты, которые имели детальную концепцию своего туристического продукта и готовую айдентику, — лого, стиль, материальное выражение, план реализации проекта, продвижение и бюджет. В соответствии с критериями лучшим стал проект «Мобильное дополнение «Old City», которое будет позволять делать селфи с историческими событиями и фигурами Винницы, будет иметь аудиовизуальный контент и фотоквест о Виннице 100-летней давности.
«Мы можем уверенно констатировать, что в 2019 году в Виннице было больше туристов, и они больше оставили денег в нашем городе, в том числе и благодаря туристическому сбору. Бюджет туристической отрасли в 2019 году составил свыше 1,6 млн грн, — отмечает директор департамента маркетинга города и туризма Винницкой горрады Александр Вешелени. — Наша политика — создавать условия для того, чтобы в городе рождались креативные идеи и они получали поддержку. И именно для этого провели хакатон. Уникальность — это основной его лозунг, потому что такой должна стать Винница. Поэтому лучшие туристические продукты, которые презентовали по результатам хакатона, будут включены в Стратегию развития туризма Винницы — 2030. Она сейчас нарабатывается в партнерстве с проектом ПРОМИС и позволит системно развивать приоритетные направления и улучшить туристическое предложение города».
Среди тех идей, которые точно будут реализованы, конечно, победитель «Мобильное дополнение «Old City», также социальный ресторан «Коцюбинский 220», фестиваль мороженого «Funny Bear», Украинский координационный центр паломничества «Путь Святого Иакова», Центр ремесел и семейного отдыха «Дунстан», Арт-пикник «Intermezzo» и др. Однако рассчитывать на 100% финансовую поддержку горрады авторам проектов не стоит, а вот в продвижении и промоции профильный департамент поможет и поддержит.
ДЕСЯТЬНЕ ОТЛИЧНО, НО И НЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
К слову, в июле 2019 года впервые было проведено маркетинговое исследование туристической привлекательности города Винницы, в пределах которого опрошено 400 гостей города в возрасте от 18 лет. Опрос показал, что 61,6% посетителей выбирают Винницу с целью отдыха, 57,8% из них остаются на ночевку. В географическом срезе больше всего туристов представляют такие регионы Украины, как Винницкая область — 25,7%, Киев — 19,2%, Хмельницкая область — 12,2%, Житомирская область — 7,7%, Киевская, Одесская, Днепропетровска области — по 3%. Часть иностранцев среди туристов составляет всего 8,2%. Также удалось посчитать, сколько составляют расходы туристов на сутки в Виннице — это в среднем 903 гривни, то есть отдых достаточно бюджетный. В то же время средняя длительность пребывания в городе составляет четыре дня и три ночи. В целом по пятибальной шкале посетители Винницы оценили город на 4,13 балла.
Туристы определили Винницу как «Красивый, приятный город», «Тихий, спокойный, малогабаритный город», «Город имеет свой дух, становится европейским», «Все понравилось. Даже бомжи симпатичные :)». Подавляющая часть туристов (43%) вспоминают городские фонтаны, однако без четкой идентификации (хотя в Виннице их несколько). В то же время в прямых вопросах относительно фонтана Roshen называли его одной из целей посещения Винницы. Из негативных моментов респонденты указали, что их поразили неотреставрированные и недостроенные здания, в городе малое количество интересных достопримечательностей, засилие внешней рекламы на улицах, заторы, отсутствие общественных туалетов и т.п. Также отмечали большое количество попрошаек на улицах и нецензурные ругательства. Что касается сервиса, то туристы остались неудовлетворенными длинным ожиданиям заказов в ресторанах, плохим качеством медицинских услуг и отсутствием туристической информации.
ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ
Как оправдание — системное и активное развитие туризма в городе началось только в начале 2019 года, когда был создан департамент маркетинга города и туризма. Его работа началась с разработки нового бренда «Винница — город идей», который понравился далеко не всем (первые блины показались невыпеченными). Потом была наработана маркетинговая стратегия, разработана система диджитал-маркетинга через страницы Visit Vinnytsia в социальных сетях (Facebook, Instagram, Youtube) и уже в середине мая 2019-го состоялась презентация информационно-туристического сайта Vinnytsia.city с новыми экскурсионными турами, локациями, местами, которые можно посетить, где можно поесть и переночевать.
Для усиления промоции едва ли не впервые туристический потенциал Винницы начали представлять на выставках и международных салонах, в частности UITT «Украина — Путешествия и Туризм» в Киеве, где по оценкам журналистов стенд территориальной громады и региона был признан вторым лучшим среди экспонентов Ukrainian Hospitality Days. Также город презентовал свой туристический потенциал на Международной ярмарке серебряных поколений Targi Seniora, которая состоялась осенью в польском Кельце. В рамках мероприятия посетители имели возможность познакомиться с туристическими предложениями Винницкого региона в сферах гостеприимства, медицинского туризма, рекреации, отдыха. Кроме того, Винницкая ОТГ на протяжении года была преставлена на туристических мероприятиях, в частности в Тернополе, Одессе, Житомире, Николаеве, Кременчуге, Чернигове и Харькове.
«В целом о туристическом потенциале города Винницы в прошлом году написали 23 издания. Город посетил один из самых рейтинговых тревел-блогеров Украины Антон Тараненко, а также съемочные группы проектов о путешествиях «Blog 360», «Орел и решка», Ukrainer. Общее количество просмотров этих материалов — 350 тысяч. А первый туристический промо-ролик «Винница — это о Win-Win» получил за первые два месяца ротации в соцсетях 430 тысяч просмотров, то есть у нас все только начинается», — отметил Александр Вешелени.
СТАРЫЕ ВЫЗОВЫ И АМБИЦИОЗНЫЕ ЦЕЛИ
Между тем директор департамента не скрывает, что существует немало вызовов, которые нуждаются в решении уже в ближайшие годы. Среди них — формирование площадок коммуникации власти, бизнеса и общественности, городу недостает образовательных программ для повышения качества сервиса, нет новых туристических стартапов, а также кластеризации отрасли в целом. Александр Вешелени надеется, что все эти и много других вопросов, которые будут возникать, удастся решить с созданием многофункционального туристического хаба. Его планируют открыть в части нежилого здания в центре города. Концепция и проект уже разработаны. Стоимость ремонтных работ составляет 11,387 миллиона гривен. В случае, если средства выделят и тендерная закупка будет удачной, работы планируют завершить до конца 2020 года.
«Это место должно объединить в себе современный информационный центр с мировыми стандартами обслуживания, кофейню с летней террасой, уличной мебелью и велопарковкой, ивент-пространство и зону отдыха, комнату для тренингов и коворкинг, а также рабочие кабинеты департамента маркетинга города и туризма и КП «Подольский туристически-информационный центр, — резюмирует Александр Вешелени. — На 2020-й год мы ставим перед собой амбициозную цель — расширить возможности досуга и активностей в городе и его окрестностях на уиэнды (независимо от времени года), а также увеличить предложения деловых и лечебных поездок. Для этого вместе с гидами нарабатываем новые тематические маршруты и программы гастротуров, также продолжаем коммуникацию с музеями для усиления их интерактивности и привлекательности. Сейчас у нас есть ряд идей по результатам туристического хакатона».
До конца лета этого года рабочая группа из свыше 60 участников должна подготовить Стратегию развития туризма — 2030, где будут зафиксированы все амбициозные цели, которые обсуждаются в обществе: использование потенциала реки и зеленых зон, сохранение и развитие достопримечательностей и музеев, усиление событийного туризма через масштабные фестивали, обеспечение инфраструктуры для MИCE-направления, совершенствование сервиса, обновления навигации, а также появление нового современного туристического хаба и карточки туриста.
Выпуск газеты №:
№10, (2020)Section
Общество