«Замкнутый цикл» детдома
Почти 20 тысяч детей воспитываются в интернатах и детских домах Украины.
Недавно сотрудники одного из столичных домов ребенка нашли у себя на крыльце шестимесячного малыша. В одежде мальчика непутевая мать спрятала записку: «Возьмите, пожалуйста, моего сына к себе. Я выросла у вас и знаю, что ему будет здесь лучше, чем со мной».
Проблема неблагополучных семей по-прежнему остается в Украине одной из самых острых. Как правило, дети алкоголиков или наркоманов повторяют судьбу папы и мамы. По мнению большинства педагогов и психологов, основной причиной этого является недостаточное внимание государства к лишенным родительской опеки детям.
Директор Киевского дома ребенка «Малятко» Лидия Литвиненко рассказала корреспонденту «Дня»:
— В нашем доме сейчас находится около десяти детей наших бывших воспитанников. Одним из самых ярких примеров, пожалуй, является многодетная семья Мироненко. В начале семидесятых к нам начали поступать дети Анны Мироненко, 1951 года рождения, и Анатолия Мироненко, 1949 года рождения. Хронический алкоголизм не помешал Мироненко произвести на свет двенадцать детей, восемь из которых выросли у нас.
Их старшая дочь Оксана около десяти лет назад покинула наш дом и родила двоих детей. Недавно решением суда она была лишена родительских прав. Ее маленький сынишка сейчас находится в доме ребенка, а дочь Вику, 1992 года рождения, Оксана подбросила нам лет семь назад.
Корреспонденту «Дня» удалось найти Оксану Мироненко. Вместе со своим другом она живет в одном из «спальных» районов столицы в маленькой захламленной квартире. В открывшей дверь неухоженной и измученной женщине было трудно узнать симпатичную девочку с выпускной фотографии.
— Как и большинство выпускников, — рассказывает Оксана, — я поступила в профессионально-техническое училище. Надеялась, что окончу его, буду работать, выйду замуж... Но жизнь распорядилась по-другому. Первый «удар» последовал сразу же после выпуска, оказалось, что мне совершенно негде жить. Администрация ПТУ мотивировала свое решение не давать мне место в общежитии тем, что мои родители живы и обеспечены жильем. Около месяца я пыталась объяснить им, что они нигде не работают и не желают видеть меня, еще одного «нахлебника», в своем доме. Но слезы и просьбы не помогли. В училище я познакомилась с Леной, которая предложила мне пожить у нее дома. Свободное от учебы время мы с Ленкой проводили весело. К нам постоянно приходили гости. Через какое-то время один из наших общих знакомых Виктор попросил меня переехать к нему. Он мне очень нравился, и я согласилась. Через несколько месяцев я забеременела, и училище пришлось оставить. А еще через какое-то время Витю посадили в тюрьму.
Мне пришлось вернуться к Ленке. Через полгода после рождения Вики у Лены появился жених, и она предложила мне найти жилье. В отчаянии я поехала к своим родителям, но они, обозвав меня шлюхой, выгнали из дома в очередной раз. Что мне оставалось делать? Я знала только одно место, где мою дочь могли принять и обогреть, — детский дом, в котором сама выросла. Поэтому поздно вечером я положила девочку на крыльцо...
Оставив дочь, Оксана отправилась на вокзал. Пыталась найти работу, но не смогла. Через какое-то время ее подобрал некий Сережа, у которого она живет и по сей день. Сегодня Оксана так же, как и ее родители, выпивает и уже не пытается найти работу.
— Очень жалею о том, что родила детей. Я совершенно ничего не могу им дать, — сказала она на прощание.
Выходя из стен интерната с пособием в размере 17 гривен и, в лучшем случае, комплектом самой необходимой одежды, пятнадцатилетние юноши и девушки остаются без крыши над головой и средств к существованию. Попав в крайне неблагоприятную среду, они начинают вести такой же образ жизни, как их родители.
Между тем пути решения этой проблемы есть. Директор Дома ребенка «Малятко» Лидия Литвиненко считает:
— Прежде всего, должно быть принято на уровне правительства решение о том, что сотрудники интернатных учреждений должны курировать своих выпускников хотя бы первые четыре года после выхода в самостоятельную жизнь: помогать им решать жилищные вопросы, оказывать психологическую поддержку. Если бы в Украине была создана система небольших детских домов, в которых воспитывались с момента поступления в учреждения и до окончания школы 20—25 детей, осуществить подобный контроль было бы гораздо легче.
В развитых странах подросткам, покинувшим интернатные учреждения, предоставляется жилье. Они могут пройти курс бесплатной профподготовки, по окончании которого их трудоустраивают. Если мать поступившего в интернат ребенка жива, сотрудники социальных служб оказывают ей психологическую и социальную помощь. Возможно, случится чудо, и ради счастья ребенка женщина начнет жить полноценной жизнью.