Перейти к основному содержанию

Замкнутый круг наркотической зависимости можно разорвать

В Украине, только по официальным данным, более 400 тысяч наркоманов
05 ноября, 00:00

«Я поняла, что моя дочь — наркоманка, только в тот момент, когда Олю забрали в реанимацию с диагнозом героиновая передозировка. Пять дней она находилась между жизнью и смертью — отказали почки, произошел отек головного мозга, врачи делали все возможное и невозможное, чтобы вернуть ее к жизни. Слава Богу, кризис миновал, и мне показалось, что самое страшное уже позади. Но через три месяца все повторилось снова и еще через полтора, и ... Для Оли не существовало ничего, кроме наркотика. Она не хотела со мной разговаривать, не слышала ни моей мольбы, ни угроз. Постепенно я осознала, что моя единственная дочь тяжело больна и нуждается в помощи. Но кто может оказать ей эту помощь? Вытянувшие ее с «того света» врачи сказали мне, что сделали все, что было в их силах», — рассказала «Дню» отчаявшаяся мать 18 – летней наркоманки.

Старые «наркоши», называющие «ширку» «хозяином», говорят: «Хозяин умеет ждать: сегодня отпустит, но завтра... ты от него уже никуда не денешься...». Между тем, распространенное мнение о том, что излечиться от чумы ХХ века — наркомании — невозможно, верно только для стран постсоветского пространства, в частности, Украины, поскольку в отечественных медицинских учреждениях не существует системы психологической и социальной реабилитации больных наркоманией. Согласно же статистике развитых европейских государств, 20–30% обратившихся за помощью наркоманов избавляются от страшной зависимости именно при содействии психологов.

По оставшейся со времен Союза традиции, в Украине лечение наркоманов проводится на базе психиатрических больниц. Курс так называемой детоксикации рассчитан на 10–12 дней, в течение которых пациента выводят из состояния абстиненции, иными словами «ломки», постепенно очищая его организм от токсических веществ.

Несмотря на то, что, согласно законодательству, каждый желающий может пройти «детокси» бесплатно, в большинстве случаев больным приходится платить за лечение 500–600 гривен (официально эта сумма вносится как добровольное пожертвование на нужды клиники). Причем, во время лечения, несмотря на давно установленные мировые стандарты, применяются запрещенные в развитых странах, притупляющие мозговую активность сильнейшие нейролептические препараты. Хорошо помню, какой шок я испытала, когда в одной из столичных «психушек» проведывала «подсевшего на иглу» старого знакомого. В приемном покое вместо 22-летнего красавца Сережи я увидела шаркающего ногами по полу старика с желтым помятым лицом и абсолютно бессмысленным взглядом. Он присел около меня и пролепетал что- то невнятное. Прошло минут пять, и я поняла — Сергей меня не узнает и не видит... Много позже, уже выйдя из больницы, он рассказал, что мне тогда повезло: он еще был в состоянии выйти из палаты. На следующий день его кололи чем-то таким (название препарата он не помнит), что он не мог не то что встать с кровати, но даже пошевелить рукой. Он также помнит кошмарные видения и боль, от которой его в больнице никто не посчитал необходимым избавить. Я же до сих пор с удивлением вспоминаю слова одного из врачей-наркологов больницы, где лежал Сережа: «Пусть помучается, чтобы не повадно было впредь садиться на иглу». Несмотря на полную неосведомленность в проблемах лечения наркоманов, я уже тогда знала о том, что простым страхом повторения кошмаров детоксикации нельзя избавить наркомана от психической зависимости, следовательно, несмотря на только что пережитый ужас, выйдя из больницы, любой «наркоша» отправится на поиски «ширки». Кстати, именно так поступил и мой знакомый Сережа. Уже через неделю он опять «сидел в системе», а его мама, собиравшая по крохам деньги на благотворительный взнос в больницу, окончательно потеряла веру в то, что ее сына можно спасти.

Между тем, согласно мировому опыту, медикаментозный курс — только начальный этап лечения наркомана. После «детокси» пациент в обязательном порядке должен с помощью психолога попытаться избавиться от психической зависимости. И хотя удается это далеко не всем, зачастую психологу приходится работать с наркоманом на протяжении многих лет — иного способа спасения от страшного заболевания не существует.

Психолог Александр Авдеев сказал «Дню»: «Любой наркоман, начинающий проходить курс реабилитации, несмотря на то, что его организм очищен от токсических веществ, психически зависим от наркотика и испытывает огромный страх. Больше всего его пугает не «ломка» и связанные с ней боли, а существование без наркотика. Он не знает, как будет справляться без «ширки» с возникающими в жизни проблемами, работать, общаться с людьми, заниматься сексом... Поэтому главная моя задача — помочь пациенту адаптироваться в мире трезвости, заново научить его жить. К сожалению, сами пациенты далеко не всегда полностью осознают степень своей зависимости от наркотика. Многие говорят мне, мол, «я не наркоман, я могу бросить наркотики», и только после длительной работы и, что греха таить, многочисленных срывов, признают свое бессилие, а затем, наконец-то, начинают бороться с болезнью».

Недавно главный нарколог Министерства здравоохранения Украины Анатолий Виевский представил журналистам две новые для нашей страны программы оказания помощи больным наркоманией людям. Первая из них реализовывается на базе лечебно-реабилитационной клиники терапевтического сообщества «Марьина школа» при Киевской городской наркологической больнице. По словам А.Виевского, метод реабилитации людей с химической зависимостью в терапевтических сообществах хорошо известен жителям развитых Европейских государств и дает весьма эффективные результаты. Одна из особенностей метода — проведение социально-психологической реабилитации в так называемых коммунах, где пациенты не только общаются со специалистами-психологами, но и оказывают поддержку друг другу, что, как показала практика, особенно важно при лечении подобных заболеваний. Интересно, что при составлении реабилитационной программы учредители проекта учли не только опыт работы подобных клиник в других странах, но и особенности психологии жителей нашей страны.

Второй представленный проект уже достаточно известен в Украине. Реабилитационный центр «АРМАДА- Щабли» был создан при содействии Федерации профсоюзов Украины. Программа лечения в центре рассчитана на 3–3,5 месяца и является примером высокоэффективной амбулаторной работы с больными наркоманией и алкоголизмом. Вначале пациент бесплатно, в течение 10 дней, на базе Киевской городской наркологической больницы «Социотерапия», проходит медикаментозный курс, т.е. детоксикацию. Затем вопросами его социальной и психологической реабилитации занимаются сотрудники международной Ассоциации кадровых управленцев против злоупотребления наркотическими препаратами (АРМАДА) и добровольной общественной организации «Щабли», возникшей в Украине из международного движения анонимных алкоголиков и наркоманов. Как отметил А.Виевский, «Программа анонимных алкоголиков и наркоманов» — это сообщество, объединяющее людей с одной, огромной проблемой — наркоманией, и вернувшая многих из них к полноценной жизни».

Появление в нашей стране подобных проектов, пожалуй, — единственная надежда на спасение для 400 тысяч больных наркоманией людей. К сожалению, пока эти программы не получили широкого распространения в Украине. Но, по словам А.Виевского, в ближайшее время подобные клиники появятся и в регионах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать