Перейти к основному содержанию

Замороженный транзит

Почему свыше 6 тысяч переселенцев до сих пор проживают в местах временного поселения?
06 ноября, 10:24
В ЗАПОРОЖЬЕ С ФЕВРАЛЯ 2015 ГОДА ФУНКЦИОНИРУЕТ ТРАНЗИТНЫЙ ГОРОДОК МОДУЛЬНОГО ТИПА, РАССЧИТАННЫЙ НА 544 КОЙКО-МЕСТА. ПО СОСТОЯНИЮ НА ИЮЛЬ 2019-ГО ТАМ ПРОЖИВАЛО 250 ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ / ФОТО ВИТАЛИЯ АНДРОНИКА

«До войны я жила в Донецке. Оттуда меня вывезли из-за обстрелов. В настоящее время живу в Глевахе (Киевская область) в доме, где нет санитарных условий: без туалета и душа. Стала в очередь на квартиру в селе, но односельчане стоят в очереди с 1980-х годов. Думаю, что не доживу до нового жилища», — эту историю переселенка Зинаида Москалюк рассказывала во время презентации отчета о проблемах внутренне перемещенных лиц в местах компактного проживания (МКП). Отчет подготовили БФ «Право на защиту» в партнерстве с ОО «Десятое апреля» и Агентством ООН по делам беженцев.

Таких, как пани Зинаида, то есть лиц, которые на пятом году войны живут во временных жилищах, по подсчетам авторов отчета, — свыше шести тысяч. Местами компактного проживания в первые волны массового выезда лиц из оккупированных Луганской и Донецкой областей стали санатории, общежития, базы отдыха и переоборудованные под жилье покинутые помещения. В Днепропетровской, Запорожской и Харьковской областях, как ближайших к линии конфликта, при поддержке правительства Германии в 2015 году установили транзитные модульные городки.

«КУДА НАМ ДАЛЬШЕ?»

Все эти места рассматривались как временное пристанище для людей, которые убегали от войны, пока не смогут вернуться домой или подыскать более надежное и комфортное жилище. Не все помещения были пригодны для постоянного проживания, например, летние базы отдыха — без отопления. Части людей действительно удалось воспользоваться такими помещениями как транзитным местожительством. Часть же до сих пор проживает здесь и не видит никакой альтернативы.

По большей части это люди пенсионного возраста, со статусом инвалидности и семьи с детьми, основным источником доходов которых являются социальные выплаты. Арендовать отдельную квартиру или приобрести собственное жилье им не по силам. Например, супруги пенсионеров из Донецка рассказали во время анкетирования, что переехали в Днепр в 2014 году, взяли с собой только необходимые вещи, надеясь, что скоро вернутся. В настоящее время живут в модульном транзитном доме.

«На то время это было как подарок. Хоть комната и небольшая, но все необходимое было. Но самое главное — доступная стоимость жилья: всего 150 гривен с человека в месяц, — рассказывали пенсионеры в интервью для отчета. — Для нас это очень важно, ведь почти все деньги идут на лекарства и врачей. Конечно, жить в таких условиях иногда непросто, но мы благодарны, что есть крыша над головой: домой возвращаться некуда, да и просто опасно. Ведь мой муж неоднократно выражал свою проукраинскую позицию относительно ситуации на Донбассе. Но все равно в настоящее время очень волнует один вопрос: домики транзитного городка имеют свои сроки эксплуатации, поэтому рано или поздно они придут в непригодное для жизни состояние и будут демонтированы. И куда нам дальше?»

НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ

Чтобы тщательнее изучить эту ситуацию, общественные организации провели исследование в 41 месте компактного проживания и опросили полторы тысячи переселенцев, которые здесь проживают. «В целом 40% жителей МКП рассматривают возможность возвращения на место постоянного проживания при определенных условиях. Преимущественно — это гарантии безопасности», — отмечено на титульной странице опубликованного отчета. Люди готовы жертвовать бытовым комфортом, чтобы только жить без обстрелов и других военных угроз. Кое-кому — некуда возвращаться. В 37% респондентов жилье в постоянном местожительстве разрушено частично или полностью.

Нынешние условия — тоже не идеальны. По данным отчета, чаще всего в одной комнате или квартире МКП размещается от одного до четырех человек, есть случаи совместного проживания семи и больше лиц. Большинство помещений нуждаются в ремонте, недостает удобств для людей с инвалидностью, в частности лифтов и пандусов. Несколько мест компактного проживания работают несанкционированно или выставляются на продажу, из-за чего люди очутились под угрозой выселения. Кроме этого, лишить транзитного помещения кое-кого могут из-за накопленных долгов за коммунальные услуги, нарушения правил МКП, жалоб соседей или совершения противоправного поступка.

«Цель нашего исследования — изучить демографический и социальный профиль внутренне перемещенных лиц и понять причины, почему люди до сих пор так живут. Предыдущее исследование мест компактного проживания было проведено в 2016 году, тогда мы хотели понять, насколько людям там уютно и как они социализировались, — объясняет Владимир ОЛЕКСЕНКО, сотрудник БФ «Право на защиту». — Органы местной власти в первые годы войны создавали все необходимые условия для временного проживания. Теперь ситуация другая. Из 41 МКП только в 25 составляются договоры на проживание и оплату коммунальных услуг, то есть в других случаях люди лишены возможности отстаивать свои права. Нас интересовало, почему ВПЛ не рассматривают возможности вернуться на постоянное местожительство. Среди их ответов — не хотят проживать на неподконтрольной территории, боятся боевых действий, у кое-кого разрушенное жилье, кто-то не хочет возвращаться назад потому, что на подконтрольной территории лучший уровень социального обеспечения».

Юрист БФ «Право на защиту» Дарья ЛИСЕНКО добавляет, что для переселенцев вопрос расселения — чрезвычайно критический: «Считалось, что люди будут жить в местах временного проживания две недели, возможно, несколько месяцев. Идет пятый год войны, а люди до сих пор там проживают. Это создает разные неурядицы: неясна их будущая судьба, нет определенности, что людей не выселят в ближайшее время, людям с пенсией с изменением местожительства нужно пройти этап перерегистрации, а это два-три месяца ожидания на возобновление пенсии. Для многих людей потеря этих доходов — критическая. Была практика, что после изменения владельца МКП люди были расселены. Владельцы помещений тоже не знают, как возвращать накопленные долги за коммунальные услуги и как дальше использовать эти помещения».

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

Проблемы накатились одна на другую, как снежный ком. Где искать выход, не знают ни переселенцы, ни владельцы их временных жилищ. Государство со своей стороны вроде бы тоже сделало все возможное. На законодательном уровне предусмотрено право переселенцев на получение жилья, но именно временного. Во-первых, в декабре 2015 года была утверждена двухлетняя «Комплексная государственная программа относительно поддержки, социальной адаптации и реинтеграции граждан Украины, которые переселились из временно оккупированной территории Украины и районов проведения АТО в другие регионы Украины». Документ предусматривал предоставление временного жилья для людей с инвалидностью, с тяжелыми заболеваниями, многодетным семьям и другим категориям переселенцев. Во-вторых, право на непостоянное пристанище ВПЛ гарантировал закон «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц».

Вместе с тем в законодательстве не прописано, на каких условиях люди могут поселиться в места компактного проживания, какие права получают и при каких условиях могут быть выселены. Да и самого перечня всех МКП до сих пор не создано.

«Есть определенные шаги государства и местной власти в определенных областях, чтобы решать проблему жилья, но насколько эти шаги комплексные и стратегические, трудно сказать, пока они не повлияют на судьбы конкретных людей, — подытоживает эксперт по адвокатуре БФ «Право на защиту» Элина ШИШКИНА. — В Украине работает программа доступного жилья, и значительная часть людей не могут принять в ней участие, потому что нужно заплатить 50% стоимости, а денег просто нет. В июле этого года было принято постановление правительства о получении временного социального жилья. Пока не можем оценить, насколько это постановление действенно, поскольку механизм еще не заработал».

ОБЩЕСТВЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Кроме этого, существует программа «Собственный дом» для кредитования строительства, ремонта или приобретения жилья в селе под 3% годовых. Недостаток программы — возрастные ограничения, в ней можно принять участие только лицам до 35 лет. «То есть возможности будто бы есть, но их нужно расширить. Возможно, стоит подумать о льготном кредитовании для приобретения жилья или аренде жилья с правом последующего выкупа. Механизмы можно найти, даже действующее законодательство может решить эти проблемы. Но если говорить о комплексном и стратегическом решении, то речь идет не только об обеспечении ВПЛ жильем, а об их социализации, потому нужно думать о других механизмах и изменять законодательство», — добавляет Элина Шишкина.

В Агентстве ООН по делам беженцев наработали перечень рекомендаций для правительства, как облегчить доступ переселенцев к получению жилья. Как объяснила представительница агентства Елена Кучер, стоит внести изменения в перечень документов, которые должны подавать ВПЛ, чтобы стать в очередь на социальное жилье. Органы местной власти должны провести оценку имеющегося жилищного фонда, который может удовлетворить потребности ВПЛ в жилье. Как вариант, правительству предлагают наладить сотрудничество со строительными компаниями, чтобы определенный процент жилья шел именно для переселенцев. Эксперты считают, что разовые мероприятия не сработают. Нужна новая стратегия интеграции переселенцев и долгосрочные решения для их жилищного обеспечения.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать