Заработать на... гостеприимстве
Сельские громады будут учить, как развивать туристический потенциал региона2020 и в Украине объявлен годом развития туризма на селе. Как отметили инициаторы идеи, это «послужит своеобразным «лекарством» от стресса современной жизни». О потенциале украинского села говорить излишне. Но в начале хозяину следует, хоть минимально, но уложиться в то, чтобы предложить горожанам «лекарство» от стресса. Есть ли для этого условия в стране? Что следует изменить, чтобы развивался сельский туризм. Об этом «День» беседует с главой ОО «Союз сельского зеленого туризма в Украине». Владимиром ВАСИЛЬЕВЫМ.
«ЕВРОПА СЕГОДНЯ ИМЕЕТ ДВА МИЛЛИОНА ЛЕГАЛЬНЫХ КОЙКОМЕСТ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ»
— Владимир Павлович, в связи с таким «курсом» в государстве — объявлением 2020 годом сельского туризма — чего владельцам сельских усадеб и тем, кто заинтересовался таким бизнесом, можно хорошего ожидать?
— Мы уже ориентировочно 20 лет занимаемся популяризацией отдыха в деревне. Хочу подчеркнуть, что сельский туризм и зеленый — это разные понятия. Потому что «зеленый» — это синоним «экологический», туризм в природно-заповедных зонах, а сельский — это в сельских поселениях... В Украине происходит децентрализация, разрабатываются планы развития громад. Там увидели, что в громадах есть незанятые члены громады, есть — природный, культурный, исторический потенциал — все, чтобы развивать сельский туризм, его неиспользованные возможности. Децентрализация побуждает нас, инициаторов, в партнерстве с властью и спонсорами, проводить год для того, чтобы привлечь внимание, в том числе и центральных органов власти, к этому виду сельского развития — в основе которого человек и семья, проживающие в сельской местности.
Так, в правительстве сегодня прописали направления развития аграрного сектора, остро стоит земельный вопрос, но существует потребность в развитии туристического потенциала. Тем более, что не нужны большие капиталовложения. Например, человек построил дом — он уже потенциально готов к приему туристов. К сожалению, громады сегодня не владеют информацией и знаниями, как это делать. Им нужно дать эти знания — что и делают наши соседи.
Например, Европа сегодня имеет два миллиона легальных койкомест в сельской местности. В Польше — 98 000, у нас они есть, но нет информации о количестве, статистического учета нет.
В Украине, как раньше было в Евросоюзе, нужно закрепить норму, чтобы человек не платил налоги по определенным критериям. Например, в странах ЕС в послевоенный период по следующим критериям — количество комнат, количество коек, количество совокупного годового дохода — разграничивали тех, кто платит налоги, и тех, кто не платит. Так, первым, кто не платил налоги и не регистрировался как предприниматель, были владельцы 5-10 койкомест, чтобы они могли стартовать. И уже когда они нарабатывают клиентскую базу, имеют определенный имидж, тогда они переходят в статус семейных фермерских хозяйств (все в ЕС уже перешли в такой статус) и платят налоги. В Польше пока действуют эти упомянутые критерии. Белорусы 10 лет назад приняли этот критерий — о пяти комнат, при условии, что они — в доме хозяина увидели тенденцию к росту, и через 10 лет в 2017 году принимают второе решение — построить можно еще 5 комнат — не платя налог
Поэтому сегодня следует способствовать созданию благоприятного правового поля. Законопроекты, которые мы подали в предыдущей Верховной Раде, эта положила в корзину. Но все равно мы будем стараться привлекать внимание: уже обратились в Минрегионстрой, Минкультуры, Минэкономики — чтобы они нас поддержали. В частности, речь идет о том, что в аграрных выставках должен появиться туристический потенциал сельской местности.
В дорожной карте мы прописали мероприятия, круглые столы, конференции, выставки в течение года и планируем подвести итоги в октябре на туристической выставке.
«У НАС ЕСТЬ ТАКОЙ ПРОЕКТ ЗАКОНА — ДО 10 КОЙКОМЕСТ НЕ ОБЛАГАТЬ НАЛОГОМ»
— Что касается законодательного поля, то как следует поддержать граждан, которые хотят развивать сельский туризм? О преференции в правовом поле идет речь?
— В Украине, как раньше было в Евросоюзе, нужно закрепить норму, чтобы человек не платил налоги по определенным критериям. Например, в странах ЕС в послевоенный период по следующим критериям — количество комнат, количество коек, количество совокупного годового дохода — разграничивали тех, кто платит налоги, и тех, кто не платит. Так, первым, кто не платил налоги и не регистрировался как предприниматель, буди владельцы 5—10 койкомест, чтобы они могли стартовать. И уже тогда, когда они нарабатывают клиентскую базу, имеют определенный имидж, тогда они переходят в статус семейных фермерских хозяйств (все в ЕС уже перешли в такой статус) и платят налоги. В Польше пока действуют эти упомянутые критерии. Белорусы 10 лет назад приняли этот критерий — о пяти комнатах, при условии, что они — в доме хозяина увидели тенденцию к росту, и через 10 лет в 2017 году принимают второе решение — построить можно еще 5 комнат — не платя налог.
У нас есть такой проект закона — до 10 койкомест не облагать налогом. Потому что мы увидели, что в среднем у нас на рынке сельского туризма — 2-3-4. Нет таких, где 5-10 комнат.
Нам говорят: «Как же так? Налоги не поступают в местный бюджет...». Но синергия заключается в том, к этому койкоместу причастны 5—6 бизнесов. Ведь турист, приехавший в деревню, пойдет в магазин, развлекаться, арендовать какие-то вещи и т.п. Там он, в том числе, оставляет средства.
«ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПЕРЕХОДНЫЕ ЭТАПЫ»
— Сейчас, по действующему законодательству, селяне, за свои услуги, должны платить налог...
— В 2003 году мы внесли в законодательное поле, что владелец личного крестьянского хозяйства имеет право предоставлять услуги в сфере городского туризма, в том числе — с использованием имущества хозяйства, и что он не является субъектом предпринимательской деятельности. Это прекрасно. Но в то же время в соответствии с приказом Минфина человек должен вести в тетради учет туристов, которые у него остановились, и средств, полученных за свои услуги. Из этой суммы он должен заплатить 18%. Конечно, люди в большинстве этого не делают.
Также власти, ссылаясь на нормы ЕС, говорят, что мы должны заботиться о безопасности продуктов питания и все требования к домашней кухне сравнивают с требованиями в ресторане. Конечно, гарантии безопасности должны быть. Но должны быть переходные этапы. Ведь человеку не так легко «раскрутиться».
— Есть ли сегодня спрос на сельский туризм в городах?
— Вчера говорил с владельцем усадьбы из Одесчины, которая находится не на море, о том, что уменьшилось количество посетителей. Причина — уменьшается количество людей, которые могут позволить себе отдых с детьми... В то же время я вижу, что даже для Киева нет достаточно предложений в области — чтобы на выходные поехать куда-то недалеко...
Поэтому вскоре наша команда совместно с командой Национальной туристической организации начинает работу над созданием Международного туристического салона, который откроется в конце марта. Его элементы будут представлены на Берлинском или Лондонском международных туристических салонах. Также в регионах наши представители будут работать с местными властями над вопросами развития в громадах сельского туризма.
Выпуск газеты №:
№9, (2020)Section
Общество