Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Заражение коррупцией: тотально и без трагедий

Украина пытается заимствовать опыт развитых экономик. Однако начинает с прямолинейного копирования взяточничества в мировых масштабах
08 декабря, 00:00

Проблема коррупции для Украины приобрела едва ли не философскую окраску, поскольку рыночные отношения у нас складываются не очень успешно, а вот взяточничество расцвело пышно. Громкие скандалы затрагивают высшие эшелоны власти: на уровне бывшего премьер-министра (правда, у соседей уже потихоньку подкрадываются к самому президенту). А что уже говорить о международном имидже Украины? Тотально коррумпированное государство — да и только. Хотя, если уж по правде, это не совсем справедливо, ведь в развитых странах подобное явление распространено не меньше.

МИРОВАЯ ПРАКТИКА

Взяточничество государственных чиновников старо, как мир, во всяком случае с тех пор, как существует государство и услуги чиновника чего-то стоят. Хотя в последнее время коррумпированность приобрела глобальные масштабы, а суммы взяток выражаются такими цифрами, что в сочетании с денежными единицами их простому смертному невозможно и представить.

Впрочем, с другой стороны, нужно признать, что нынче мир переполнен деньгами, и конкуренция среди инвесторов огромная. В период 1980—1995 годов инвестиции в мире в общем подскочили с $50 до $318 млрд. ежегодно, а в этом году ожидается, что они превысят полтриллиона долларов. К тому же деньги стали чрезвычайно подвижными, а информация о заманчивых проектах, благодаря Интернету, легкодоступной. Наиболее выгодное вложение капитала — государственные заказы или проекты под государственные гарантии. А если вложение выгодное, за него необходимо платить. Общая сумма взяток в прошлом году оценивалась экспертами где-то на уровне $80 млрд. — цифра, которая на фоне полутриллиона инвестиций слишком большого впечатления и не вызывает. Собственно, если брать в процентах, то средства на подкуп чиновников не превышают расходов, которые в сметах предусматриваются на рекламу, т.е. на то, чтобы бизнес давал плоды. Берут взятки, конечно, на всех этажах государственной пирамиды. Даже на высших. Рекордсменом здесь, безусловно, является Южная Корея: два бывших руководителя государства оказались в тюрьме, обвиненные в коррупции. Но все же ни Чон Ду Хван, ни Ро Де У не являются крестными отцами нового термина, такого популярного среди инвесторов, клептократия (от греческого слова «клепто» — воровать, хватать). Приоритет принадлежит диктатору Заира Мобуту Секо, который собрал немалый капиталец с желающих инвестировать экономику его государства.

На Западе президенты к коррупции якобы не причастны и тюремных камер для них не бронируют. Хотя американскому главе государства Ричарду Никсону в 1972 году в связи со скандалом «Уотергейт» пришлось подать в отставку за то, что таки поддался искушению «скромного» вознаграждения за поддержку в продаже оружия Ирану. К счастью, нынче в США президент значительно младше, а посему у него несколько иные увлечения. А вот во Франции некоторые министры и мэры больших городов из-за своего корыстолюбия вынуждены были распрощаться с политической карьерой. Возможно им все сошло бы с рук, если бы не придирчивые журналисты, которым мало выведать что-нибудь сенсационное, а не терпится еще и как можно громче об этом рассказать. Подобная ситуация и в Италии. Прибыли знаменитой мафии, по сравнению с теми миллиардами лир, которые общество расходует на подкуп должностных лиц, — просто смехотворны. Хотя десятилетиями явные признаки коррупции, в частности, в ведущих политических партиях — Христианско-демократической и Социал-демократической — игнорировались, так как громкие скандалы могли бы привести к власти коммунистов. Однако в 1991 году, после распада восточного блока, прокатилась первая волна арестов высоких должностных лиц, в том числе и многих министров. В феврале 1992 года началась операция «Чистые руки». Судебные органы проверили деятельность более 4 тысяч человек, 1063 из них было предъявлено обвинение в коррупции, вина 440 была полностью доказана. Среди них бывший премьер-министр Бетини Кракси и бывший министр иностранных дел Джанни де Минелис.

Пример Италии вдохновил и другие страны. Даже в Японии признали, что их экономика серьезно инфицирована вирусом взяточничества, хотя до этого во всем мире традиционно господствовало мнение, что японские чиновники — самые честные и самые преданные государственным интересам, а дела с японскими бизнесменами — самые надежные. Оказалось, что теперь это уже не совсем так. Первый тревожный звоночек прозвучал, когда произошел скандал с авиакомпанией «Локхид Эйркрафт». А ныне вся страна все еще пребывает в состоянии шока после прошлогоднего разоблачения финансовых злоупотреблений в высших эшелонах власти.

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

Для отслеживания и хоть какого-нибудь контроля за международной коррупцией передовые западные страны в 1993 году создали организацию «Тгаnsparency international». Самый известный результат ее деятельности — ежегодная публикация своеобразного табеля о рангах: классификации государств по степени коррумпированности ее чиновников. Список впервые появился в 1996 году и почетное первое место получил Пакистан. Какие это имело последствия? А такие, что правительство Бенезир Бхутто вынуждено было подать в отставку: оказалось, что вместе с мужем госпожа Бхутто «умыкнула» $1 млрд.

Рейтинг государств, который публикует «Тгаnsparency international», стал надежным индикатором степени риска при инвестировании иностранных капиталов. За последние годы в списке среди наиболее коррумпированных стран — Нигерия, Боливия, Колумбия. В прошлом году среди 85 стран, вошедших в список, Украина заняла 70-е место, в этом году — еще ниже, 77-е. Россия же оказалась аж на 82-ом месте.

Менее всего коррумпированы Дания, Финляндия, Новая Зеландия, Швеция, Гонконг. Хотя, многие инвесторы высказывают сомнения относительно объективности этого рейтинга. Например, Бельгия, Франция, Италия имеют в списке довольно пристойные места, хотя всем известно, что коррупция там достигла огромных масштабов.

Но все же самый циничный расцвет взяточничества — в постсоветских государствах. Как свидетельствуют публикации в ежегодном бюллетене «Тгаnsparency international», значительная часть средств, предназначенных для помощи и развития этих государств, оказалась в заграничных банках. Английские эксперты подсчитали, что, например, российские чиновники ежегодно воруют у государства $15 млрд. Характеристика, которую когда-то России дал Карамзин, справедлива и сегодня: «Воруют». Естественно, что и в Украине чиновники не плетутся в хвосте, разве что жалуются на значительно меньшие масштабы.

Недавно в Париже представители ведущих индустриальных государств по предложению США подписали соглашение, предусматривающее наказание за подкуп иностранных должностных лиц.

Проблема коррупции встревожила и две ведущие международные финансовые организации — Всемирный банк и Международный валютный фонд. Длительное время их руководство воздерживалось от вмешательства во внутренние дела тех государств, которым они предоставляли кредиты. Однако, проведя тщательный анализ деятельности 3600 фирм в 69 странах, они оторопели от неожиданности: почти 40% объектов их финансирования израсходовали подавляющую часть полученных средств на взятки.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИИ

Заражение экономики вирусом коррупции в постсоветском пространстве произошло без малейшего инкубационного периода. И тотально. Правда, наш народ никакой трагедии из этого делать не стал. Так, например, недавний опрос фирмы «Социс- Геллап» (по заказу Международного фонда избирательных систем) показал, что о существовании взяточничества в государственных органах знают 62% респондентов, но воспринимают это просто, как «факт жизни», а вот 26% считают, что коррупция уж слишком распространена; и только 2% убеждены, что взятки — исключительное явление в Украине. Самый высокий рейтинг коррумпированности, по мнению опрошенных — среди высших должностных лиц, затем среди милиции (обычной), таможенников, налоговой милиции, депутатов, судей.

Свои исследования относительно коррумпированности провел филиал «Тгаnsparency international». В частности, в Киеве, который отличается среди других городов Украины большим количеством различных государственных учреждений, наиболее коррумпированными, по пятибалльной шкале, являются Государственная автоинспекция (4,55), таможня (4,24), министерства и органы центральной исполнительной власти (4,23), милиция (4,22), налоговая инспекция (4,20).

Впрочем, самая главная неприятность для нашего общества, да и для заграничных инвесторов, оказалась в другом — в национальной специфике этого мирового явления. Например, если в развитых государствах расходы на взятки составляют где-то 15% инвестированных средств, то в государствах, бывших республиках СССР, эта цифра достигает 60%.

Сегодня в Украине, наверное, нет такой должности, чиновник на которой не соблазнился бы своим законным правом «не позволить», если его разрешение не будет достойно вознаграждено; неприбыльные должности просто обречены.

Другая особенность нашей родной коррупции состоит в своеобразной трактовке ответственности чиновника перед взяткодателем. В цивилизованных странах знают, что оплаченная услуга обязательно будет выполнена. Но только не у нас: если чиновник взял деньги, то это отнюдь не значит, что он выполнит свое обещание.

Опрос «Социс-Геллап» показал, что 47% респондентов почему-то считают, что коррупция — это самый главный фактор торможения экономических реформ в Украине. Впрочем, опытные бизнесмены и экономисты с этим не соглашаются. Они убеждены, что взятка — эффективный, а часто и единственный способ преодолеть откровенный саботаж государственных чиновников в реализации рыночных отношений. Как известно, основная часть нашего госаппарата — выходцы из прежней экономики. А поэтому только реальное денежное вознаграждение для них является весомым аргументом при решении любой проблемы.

Некоторые экономисты при рассмотрении подобных явлений вообще пытаются избегать таких понятий, как «отрицательное» и «положительное» или «хорошее» и «плохое». Они предлагают пользоваться терминами: «функциональное» и «нефункциональное», т.е., дает ли данное явление возможность решать экономические проблемы общества в рамках данных государственных структур или нет.

Оригиналы даже называют взятку «двигателем прогресса». И в доказательство приводят яркий пример Южной Кореи. Ну и пусть два президента оказались за решеткой, зато какой прыжок сделала страна в экономическом развитии. А другие государства Юго- Восточной Азии? Недаром же их называют «азиатские тигры».

Что-то в этом, наверное, есть. Наверное, действительно наши проблемы связаны не так с коррупцией как явлением, а с ее национальной спецификой. Потому что разве можно вот так прямолинейно заимствовать мировую экономику, если даже взяточничество у нас не выдерживает мировых стандартов?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать