Защита диссертаций или профанации защит?
Такая дилемма стоит перед Минобразования относительно скандального спецсовета Луганского государственного медицинского университета
Эта история тянется больше года и среди научных работников приобрела мощную огласку. Речь идет об имитации деятельности двух спецсоветов луганского вуза, который сейчас работает в Рубежном, — при защите диссертаций по специальностям «Патологическая физиология» и «Медицинская биохимия». Это вопрос не один раз обсуждался на заседаниях Аттестационной коллегии МОН, начиная с июня 2017 года, и до сих пор окончательно не решен. Рассматривали его и на последнем заседании Аттестационной коллегии МОН 20 марта, где повезло побывать «Дню».
Откуда такое внимание к этому случаю? Собственно, мы узнали о предыдущих заседаниях коллегий МОН, в частности о заседании 1 февраля этого года, которое вызвало много дискуссий, а затем нас удивило, почему такая вроде бы понятная история растянулась во времени. Что не так?
ЗАЕЗЖЕННАЯ ЭКСПЕРТНАЯ «ПЛАСТИНКА»
Вброс бюллетеней пачками, подделка подписей, «мертвые души» — такое возможно не только на выборах, но и на защите научной работы. Данные о нарушении во время защиты диссертаций в ЛГМУ появились еще в 2016 году. В феврале 2017-го на заседании экспертного совета МОН решили создать комиссию по проверке тамошних специализированных ученых советов.
Комиссия выявила масштабные нарушения. В ее выводе, который есть в распоряжении «Дня», в частности, говорится, что на видео защит по специальности «Патологическая физиология» видно, даже без дополнительной экспертизы, как ученый секретарь берет несколько бюллетеней, делает отметки в каждом и все бросает в урну.
Также из видео понятно, что члены спецсовета, которые числятся присутствующими, в действительности — отсутствуют, включая проректора по научной работе заведения Ирину Комаревцеву и ее мужа. Кстати, они вдвоем входят в состав спецсоветов как по специальности «Патологическая физиология», так и — «Медицинская биохимия».
На защитах по специальности «Медицинская биохимия» велись аудиозаписи. Наличие «мертвых душ» установлено и в этом спецсовете ЛГМУ. Например, там числился человек, который уволился из вуза еще в начале 2015 года и согласно записи в трудовой книжке работает в так называемой «ЛНР», или те, кто ни разу не был на заседании спецсовета и даже в Рубежном. Помимо заявлений об этом от так называемых членов этого спецсовета в определенных случаях в этом лично убедился первый заместитель министра образования и науки Владимир Ковтунец, что он подтвердил на заседании 20 марта 2018 года.
И уже совсем пустяком выглядит то, что на сайте ЛГМУ авторефераты диссертаций не опубликовали в определенный срок, как требует приказ МОН.
Все нарушения были зафиксированы в присутствии сотрудника Департамента аттестации кадров высшей квалификации и лицензирования.
Комиссия предложила отменить решение спецсоветов в соответствии с пунктом 26 Положения о присвоении научных степеней шести соискателям, которым научная степень еще не была присвоена на предыдущих коллегиях.
Все факты грубых нарушений были детально представлены на предыдущих коллегиях. Казалось, единственная возможная реакция министра на такие факты — сказать, что все диссертации, защищенные с такими нарушениями Порядка присвоения научных степеней, не могут утвердить.
НЕСМОТРЯ НА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАРУШЕНИЙ...
Но дальше начали происходить интересные вещи. Двум лицам, которые защитили диссертации по специальности «Патологическая физиология», учитывая грубые нарушения при защитах и соответствующий вывод экспертного совета, отменили решение спецсовета еще в июне 2017 года. В то же время, несмотря на единогласный негативный вывод экспертного совета, Аттестационная коллегия решение луганского спецсовета утверждает. Еще две диссертации, защищенные с нарушениями нормативно-правовых актов, почему-то решают направить на коллективное рецензирование, а затем утверждают на заседании коллегии 1 февраля 2018 года. Одна из них тоже по специальности «Патологическая физиология» — именно та, где на видеозаписи зафиксирован вброс нескольких бюллетеней ученым секретарем. Другая — по специальности «Медицинская биохимия», где комиссией установлено несоответствие стенограммы аудиозаписи. Зафиксированы как минимум четыре члена спецсовета, отсутствующие на защитах, а их участие в течение всего процесса как при предварительном рассмотрении диссертации, так и на защите сфальсифицировали. По поводу этого случая на коллегии 1 февраля сотрудник Департамента аттестации кадров высшей квалификации кадров и лицензирования Игорь Шпилевый отметил: «Таких доказательств четыре. Есть вопрос, заданный одним лицом, а в стенограмме он порезан на троих».
В то же время директор департамента Андрей Шевцов комментирует это так: «Но дискуссия была? Была». Так называемая дискуссия с выступлениями и вопросами от людей, которые не были ни на одном заседании, действительно была.
Ранее в печати освещался факт того, что руководство департамента пыталось скрыть вывод комиссии по проверке фактической деятельности спецсоветов луганского заведения и препятствовало членам комиссии его подписать. Выглядит так, что департамент заинтересован в утверждении этих диссертаций.
В конечном итоге остались на рассмотрении еще четыре диссертации, защищенные в луганском заведении в последнее время с нарушением соответствующих нормативных документов.
ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ ВИДЕО АТТЕСТАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ
Видео с заседания Аттестационной коллегии МОН за 1 февраля этого года собрало на YouTube 6,7 тысячи просмотров, научная среда гудела после этого события. В чем секрет?
На этом заседании прозвучало много интересного, например, говорит заместитель председателя Аттестационной коллегии Михаил Згуровский: «Делать виновным соискателя нельзя. Это девальвация нашего совета. И буква закона, какой-то там документ, он не достоин того, чтобы мы это делали»
А предложение другого члена Аттестационной коллегии господина Власюка было следующим: «Надо усовершенствовать процедуру, чтобы по обращению одного человека коллегия не стояла на ушах».
Это касалось именно дискуссии вокруг фейковых спецсоветов Луганского медицинского университета. Странные комментарии и предложения от членов Аттестационной коллегии. Во-первых, вовсе не один человек, а комиссия из шести профессоров предоставила вывод с доказательствами сплошной фальсификации всего процесса аттестации кадров в спецсоветах этого заведения. Во-вторых, как это так, что не нужно выполнять закон?
Странно было слышать на заседании 1 февраля и заинтересованных лиц, которых пригласили на коллегию, в частности родителей одной диссертантки, которые, понятно, эмоционально защищали своего ребенка.
Также на все заседания Аттестационной коллегии МОН попадает проректор по научной работе ЛГМУ Ирина Комаревцева. В первую очередь она обвиняет тех, кто разоблачает фальсификации в бурной деятельности спецсоветов ЛГМУ. Заседание коллегии 20 марта, где мы побывали, не стало исключением.
И АМЕРИКАНСКОГО ПОСЛА ПОДКЛЮЧИМ
На заседании Аттестационной коллегии МОН 20 марта вопрос относительно луганского вуза был последним, его отнесли к «Разному». Заместитель министра образования и науки Юрий Рашкевич предоставил доказательства подделки аудиозаписей. Отсутствующие записи в конечном итоге привезли к МОН по требованию министра Лилии Гриневич, чему на заседании коллегии 1 февраля очень противилась Ирина Комаревцева.
Юрий Рашкевич начал выступление с анализа защиты одной из диссертаций — пани Бондаревой, чьим научным руководителем была как раз Ирина Комаревцева. Проведенный анализ показал, что аудиозапись содержит яркие признаки монтажа — «нарезки», выразительные паузы именно там, где выступают или задают вопросы отсутствующие на защите члены спецсовета.
«Фонограмма смонтирована, не является целостной, содержит признаки фальсификации. Мое предложение — отменить решение спецсовета», — так подвел итог Юрий Рашкевич.
Направление исследований доктора технических наук Юрия Рашкевича в течение многих лет — адаптивные технологии превращения структуры языковых сигналов, то есть он является специалистом по этой теме. К тому же, министр образования и науки Лилия Гриневич отметила, что в МОН готовы отдать записи на экспертизу стражей порядка.
Продолжить выступление Юрию Михайловичу помешала проректор ЛГМУ Ирина Комаревцева. Она заявила, что полиция проверяла аудио и ничего подозрительного не выявила. «Я работаю с силовыми структурами и буду работать. Написала письмо на ваше имя, Лилия Михайловна, президентов НАН и НАМН, в НАБУ и на имя посла Соединенных Штатов», — прокричала пани Ирина.
МОН В ПОИСКАХ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Итак, на последнем заседании Аттестационной коллегии все шло к вопросу об отмене решения спецсоветов относительно научных работ, которые защищались так странно. Но среди членов Аттестационной коллегии есть мнение, что соискатели стали жертвами ситуации и нужно оценивать именно работы — был ли там плагиат, фальсификации и т.п. А как же нормативная база?
В Порядке присвоения научных степеней есть два важных в данной ситуации пункта. Так, в пункте 7 говорится: «Специализированный ученый совет несет ответственность за обоснованность принятых им решений и обеспечивает высокий уровень требовательности во время рассмотрения диссертаций и проведения их защиты. В случае нарушения специализированным ученым советом требований нормативно-правовых актов по вопросам присуждения научных степеней доктора или кандидата наук МОН принимает соответствующие меры вплоть до отмены решения совета».
Пункт 26 утверждает: «Если во время проведения экспертизы диссертации установлено нарушение специализированным ученым советом требований нормативно-правовых актов по вопросам аттестации научных кадров, то МОН отменяет решение совета о присуждении научной степени, принимает меры, в частности...»
На Аттестационной коллегии МОН 20 марта опять апеллируют к «вплоть» в пункте 7. То есть отмена решения спецсовета — это крайняя норма, не обязательная в данной ситуации. Но тогда возникает вопрос, какой еще может быть «вплоть», если имеются доказательства присутствия «мертвых душ», подделок подписей и полной фальсификации на каждом этапе рассмотрения диссертаций в спецсовете?
Более того, существует пункт 1.9 Положения о специализированном ученом совете, где говорится: «В случае нарушения советом требований нормативно-правовых актов по вопросам присвоения научной степени доктора или кандидата наук МОНмолодьспорт отменяет принятое советом решение...»
На это заместитель министра образования и науки Роман Греба говорит, что МОН не может руководствоваться этим Положением о спецсовете, потому что его утверждало Министерство образования и науки, молодежи и спорта в 2011 году. В настоящий момент такого ведомства не существует — его разделили на МОН и Министерство молодежи и спорта. Но тогда выходит, что спецсоветы работают без нормативов, которые регулируют их деятельность. Как такое возможно? Кстати, много нормативно-правовых документов, которые используются министерством в настоящий момент, утверждалось, когда существовало МОНмолодьспорта.
Так или иначе Лилия Гриневич отметила, что на следующем заседании Аттестационной коллегии нужно поставить точку в этом вопросе. Произойдет это в апреле.
***
Скорее всего, вы уже устали читать об этих перипетиях. На усталость и раздраженность причастных лиц, кажется, и рассчитывают в Луганском государственном медицинском университете. Когда из месяца в месяц устраиваются длинные и безрезультатные разборки — немногие это выдержат. Но точку в этой истории можно было поставить год назад. Дети, как их называли на коллегии, уже могли повторно защититься — и доказать, что их диссертации классные и они сами их писали, если это так. Больше сил участников экспертного совета и Аттестационной коллегии ушло бы на развитие науки. Последнюю в этой истории, кажется, жаль лишь отдельным ученым.
Почему четыре диссертации из луганского вуза зависли в МОН? Не будем прибегать к теориям заговоров, но сейчас министерству нужно доказать, способно ли оно защищать украинскую науку. Фальсификация диссертационных дел фактически является фальсификацией государственных документов. А такая фальсификация — это уже уголовное преступление и соответствующая статья Закона. Конечно, Министерство образования и науки должно принимать решения в соответствии с действующим законодательством.
В ногу с прогрессом
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Если вы хотите поддержать украинских ученых, хотя бы морально, приобщайтесь к Маршу за науку, который пройдет в Киеве 14 апреля. Шествие стартует в 14.00 в парке имени Тараса Шевченко.
Глобальный Марш за науку был основан в США в 2017 году в противовес политике президента страны Дональда Трампа. Акция направлена на защиту научных исследований и против псевдонауки. Инициатива настолько понравилась людям по всему миру, что тогда марш прошел в более чем 600 городах, в частности в Киеве.
В этом году традиция закрепляется: в Испании, Нигерии, Канаде, Чили и многих других странах на субботу запланировано более 230 мероприятий в поддержку науки.
Марш в Киеве пройдет под неофициальным лозунгом «Кто спасет мир от катастрофы?». Ответ, который имеется в виду, — «Ученые». Участники события тщательным образом готовятся к нему, обещают креативные костюмы и плакаты. Более того, ученые охотно расскажут о своей работе — чтобы убедить, что наука в Украине есть и необходимо ее поддерживать.
Выпуск газеты №:
№65-66, (2018)Section
Общество