Зашел, увидел, купил
В украинском сегменте Интернета появился конкурентоспособный каталог товаров![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020305/442-5-2_0.jpg)
— На сегодняшний день, по официальным данным, лишь около 1,5% населения нашей страны имеют возможность регулярно пользоваться ресурсами Интернета. Оправдано ли в этой ситуации существование подобных проектов?
— Во-первых, эти 1,5% сконцентрированы в Киеве и больших городах, на которые, собственно, пока и рассчитаны электронные магазины и каталоги потребительских товаров. А во-вторых, в то время, когда в пользование сетью Интернет будут включены 30% населения, создание такого проекта будет бессмысленным и запоздалым. Известный сервер «Yahoо», к примеру, также возник одним из первых, создавался почти в подвальных условиях на примитивном оборудовании — сегодня они миллионеры.
— Каков сегодня объем предложения на рынке электронных коммерческих услуг в Украине?
— В настоящее время в Украине эта ниша фактически пуста, если не учитывать мелкие региональные каталоги, охватывающие несколько десятков магазинов. Многие из этих мелких каталогов, к тому же, очень часто являются частичной копией других, более крупных, или же просто суммарной информацией о магазинах, собранной в Интернете. В то время как самое ценное в каталоге — информация, полученная из первоисточников (магазинов и производителей) и регулярно обновляемая. Оценивая объективно ситуацию на рынке, можно смело утверждать, что в СНГ количество подобных порталов можно сосчитать на пальцах, а конкретно в Украине он только один.
— Чем Интернет-каталог товаров отличается от электронного магазина?
— Создать электронный магазин, подобный тем, что уже существуют в украинском сегменте Интернета — нетрудно. Электронный магазин у нас в Украине имеет свою негативную специфику и значительно отличается от электронных магазинов, создающихся на Западе. У нас человек находит необходимый товар, заказывает его, ему звонят, договариваются о доставке, приезжают, и он расплачивается наличными деньгами. На Западе все гораздо проще — клиент при заказе вводит номер своей кредитной карточки, а заказ получает по почте или же через курьера.
Однако у электронного магазина есть и свои недостатки. Например, он имеет ограниченный ассортимент. А человек, который совершает покупки через Интернет, не просто хочет приобрести что-нибудь в конкретном магазине, как правило, он хочет купить самый лучший товар как можно выгоднее. При этом «хозяева» магазина сами всегда расставляют приоритеты, пытаясь «толкнуть» ту или иную вещь подешевле или подороже. Таким образом, они не дают реальной картины цен и качества продукции. Покупатель не выбирает, а ему натурально «подсовывают». К тому же средняя посещаемость в наших интернет- магазинах очень небольшая — примерно 100 человек в день, тогда как, к примеру, в некоторых электронных магазинах России этот показатель достигает 20 тыс. посетителей в день, а в Европе и США еще больше. Электронный магазин — это немножко не то, что хотелось бы украинскому пользователю. Пользователь хочет видеть абсолютно весь ассортимент товара, который есть на рынке, с указанием цен, преимуществ и недостатков, и, конечно, с ссылками на место, где выбранный товар можно приобрести. При этом не тратить огромное количество времени на перелистывание рекламных газет или журналов или на обход магазинов в поисках того, что нужно.
— Почему сами работники сферы торговли не внедряют подобные проекты, ведь это выгодно, в первую очередь им самим?
— Заниматься такой деятельностью должно лицо незаинтересованное, чтобы информация была объективной и независимой. Хороший каталог, помимо всего прочего, предоставляет еще и возможность оставить отзыв о том или ином товаре. Например, если клиент увидел среди товаров, представленных в каталоге, вещь, которую он уже использовал и остался при этом недоволен, он может написать об этом на странице отзывов, чтобы другие задумались, прежде чем покупать товар. Сами же магазины или производители никак не могут посодействовать раскрутке своего товара в каталоге, поскольку они предоставляют нам лишь информацию о ценах и датах распродаж. К тому же мы пытаемся тщательно отслеживать, когда и кем оставлены отзывы. Сделанные много раз с одного и того же адреса отзывы не учитываются и аннулируются.
— Когда появился украинский электронный каталог?
— В конце сентября — начале октября каталог появился в Интернете. Но работа по его созданию началась, конечно, гораздо раньше и продолжается до сих пор.
— Во всем мире выбор товара и покупки через Интернет рассчитаны на средний класс. Какова целевая аудитория электронных магазинов и каталогов в Украине?
— Действительно, на Западе интернет-магазины рассчитаны на средний класс, даже на нижние слои среднего класса. У нас основная часть пользователей — это «верхушка», «золотая молодежь», причем такая тенденция будет сохраняться еще не один год.
— В ассортименте электронных каталогов представлена в основном бытовая техника и электроника. Планируете ли вы включить в спектр другие товары?
— Безусловно. В перспективе все, что будет интересно пользователю, мы планируем включить в каталог: автомобили, книги, мебель, одежду, обувь и даже бытовые услуги. Как только появится спрос на такую информацию, появится и сама информация. Главное — постоянно отслеживать спрос, фиксировать отзывы, количество посетителей, интересующихся тем или иным товаром (к примеру, очень много людей в последнее время интересуется фотоаппаратами, а в нашем каталоге их нет, следовательно, мы принимаем решение: собрать информацию о фотоаппаратах и поместить ее в каталоге). Сам принцип работы каталога предполагает его постепенное расширение. Пока же большинство каталогов действительно ориентируется на электронику.
Выпуск газеты №:
№42, (2002)Section
Общество