Перейти к основному содержанию

Зависшее тестирование

Почему Киев снова откладывает полноценный переход на электронный билет
06 ноября, 10:33
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Киев официально перенес промышленную эксплуатацию электронного билета на 1 апреля 2020 года. Об этом свидетельствует соответственное распоряжение, опубликованное на сайте КГГА. Напомним, с 1 ноября в мэрии обещали отказаться от жетонов в метро, бумажных билетов в наземном общественном транспорте, а также от работы кондукторов. Вместо этого предлагалось полностью перейти на пользование электронным билетом. Прошедший год система работала в тестовом режиме.

ВЫДУМАННЫЕ АРГУМЕНТЫ

Ранее начальник департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА Юрий Назаров комментировал, что отсрочка вызвана тем, будто не все терминалы подключены, а городу надо усовершенствовать систему е-билета.

Но что именно надо доработать, если внедрение электронного билета обошлось киевскому бюджету в миллионы гривен? Сначала город приобрел за 365 млн грн программное обеспечение для автоматизированной системы оплаты проезда у фирмы Ridango. Киевский метрополитен потратил около 5 млн грн на переоборудование и 60 млн грн на закупку новых терминалов.

Еще на 200 тыс. грн обошлась закупка разрешения на использование программного обеспечения автоматизированной системы учета оплаты проезда. Почему-то тендер выиграла одесская компания ООО «ФК ГЕРЦ». По условиям договора, право на лицензию принадлежит именно ей. Столица получила автоматизированную систему в аренду на 70 лет. Кроме этого, ГЕРЦ получает процент от продажи каждого е-билета в ущерб Киеву.

«Приобретенное оборудование не способно обеспечить функционал, который нужен потребителям сегодня, например, чтобы можно было рассчитаться за проезд банковскими карточками. Закупленная система не выполняет функции, которые были предусмотрены в тендерной документации. Чтобы решить эту проблему, есть два варианта. Простой — доработать программное обеспечение. Второй и самый правильный — выбросить все, что установлено, и купить новое. Но нужно, чтобы кто-то ответил за потраченное. Это вопрос криминальной ответственности. Пока руководители, которые закупили оборудование для е-билета, остаются на местах, думаю, электронный билет вводится не будет», — объясняет Станислав Гвоздиков, глава ГО «Развитие инфраструктуры».

Предложение эксперта означает опять потраченное время и деньги, при чем немалые. При этом Юрий Назаров продолжает уверять, что все необходимое оборудование у города уже есть. Одна из причин отсрочки е-билета совсем в другом — нерешенный вопрос с перевозкой льготников и отсутствие финансирования на изготовление ученических проездных. Об этом он заявлял во время заседания постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы.

Раньше Назаров сетовал, что электронный билет не успевают запустить из-за подготовки нового программного продукта «Муниципальная карточка киевлянина». Напомним, в конце прошлого года в Киевсовете решили создать проект-клон существующей с 2012 года «Карточки киевлянина». По функционалу это уже был полноценный электронный билет. Вместо него город запустил новый продукт, опять теряя время и деньги.

«ВОПРОС О ПЕРЕВОЗКЕ ЛЬГОТНИКОВ — ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В РУКАХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Частично вопрос со школьными проездными решился на последнем заседании Киевсовета (состоялось 24 октября). Депутаты приняли решение, что выпуск электронных ученических билетов будет осуществлён в счет программы «Опека. Навстречу киевлянам» на базе электронной пластиковой карточки. Из бюджета необходимо выделить 31,5 млн грн на изготовление 330 тысяч карточек. Но когда же школьники получат свои проездные, вопрос открыт. Так же, как и проблема перевозки пассажиров со льготами.

«Почему-то другим городам удается запустить е-билет, например, Львову, Днепру, Житомиру, а Киеву нет. Все зависит от управления транспортом в городе и от предприятия, которым осуществляется внедрение электронного учета перевозки пассажиров. В Киеве все зависит от решений КГГА. Насчет перевозки льготников, то действительно нужно принимать нормативно-правовые документы для решения этого вопроса. Но на сегодня я не знаю таких областей, где Министерство социальной политики компенсирует перевозку льготных пассажиров. Решение этого вопроса — исключительно в руках органов самоуправления», — подчеркивает Владимир Наумов, глава рады ГО «Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры».

ЧТО ТЕРЯЕТ ГОРОД БЕЗ Е-БИЛЕТА?

Откладывая в очередной раз запуск е-билета, столичная власть вызвала бурю критики со стороны пассажиров. Граждане и так недовольны, что не везде можно пополнить разрекламированную «синюю» карточку Kyiv Smart Card, а обещанных терминалов для приобретения одноразовых QR-билетов на каждой остановке до сих пор нет. Была надежда, что все ошибки власть исправит именно з запуском промышленной эксплуатации е-билета.

Полноценный запуск помог бы городу увидеть статистику реальных перевозок в общественном транспорте, в том числе льготников. Зная это, можно работать над оптимизацией маршрутов.

Откладывая е-билет, мэрия также не выполняет закон «О внесении изменений к некоторым законодательным актам о внедрении автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте», принятый в январе 2017 года. Киев стал одним из 17 городов, которые обязались внедрить электронный билет. Пока система не работает, город несет еще и финансовые убытки.

«По данным КП «Киевпастранс», затраты на сбор выручки составляют около 40%. Это абсурд. Если будет работать е-билет, будет только 3—5% потерь. Собранные и сэкономленные деньги могли быть направлены на обновлении подвижного состава, на ремонт, на развитие отрасли. А так деньги воруются и уходят в черную плоскость. Вводить е-билет нужно. Когда? Срочно», — считает Станислав Гвоздиков.

Учитывая сумму потраченных денег и малый результат, проект е-билета напоминает финансовую аферу. Кстати, департамент финансового аудита КГГА нашел нарушения в работе КП «ГИОЦ», которое является оператором электронного билета. С 2015 по 2018 год предприятие получило из бюджета 106 млн грн, из них с финансовыми нарушениями потрачено 71 млн грн.

Также Киеву не нужно было отказываться от сотрудничества с инвесторами, которые предлагали разработать и внедрить систему е-билета в краткие сроки еще в 2013 году. Теперь столица опять на распутье. Горожане в раздумьях, как же удобнее оплачивать проезд, а мэрии надо подыскать сильные аргументы, чтобы объяснить очередной фальстарт.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать