Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Завтра» уже с нами: какое знание необходимо

30 августа, 11:32
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Знаменитый американский историк экономики Джоэль Мокир в книге «Дары Афины» выдвигает положение о решающей роли знаний, которые ускорили цивилизационное развитие мира в большей степени, чем все другие социальные и политические  факторы вместе взятые. В создании современной цивилизации знания, особенно научно-естественные, использовались с такой решительностью и целенаправленностью, которых не знало ни одно общество. В этом и заключается уникальный «западный подход», который породил «наш мир экономического благосостояния и культуры».

Ученикам, которые пойдут в этом году в первый класс, в середине ХХІ века будет за тридцать, и можно с уверенностью сказать, что они будут жить в ХХІІ веке. Более того, учитывая постоянный прогресс медицины и общей культуры, они будут продолжать активную жизнь.

Поэтому в настоящее время актуализирован вопрос, чему и как нужно учить этих детей, чтобы они нашли достойное применение приобретенным знаниям и навыкам в будущем. Какие профессии и умения востребует завтрашнее общество, в котором нынешние школьники смогли бы получить работу, реализовать себя как личность, сделать правильный выбор в непредсказуемой и все более сложной жизни? Какие знания будут определять последующее развитие цивилизации в уже очерченном направлении — прогресса, комфорта, технологических достижений?

На эти вопросы невозможно ответить буквально — ведь никто точно не знает, каким будет мир через тридцать лет, а тем более в конце нынешнего века. Собственно, так было всегда. Но на основе философского осмысления данных естественных и точных наук можно сформулировать постулаты прикладного знания, в частности педагогического.

* * *

Не так давно, не прошло и полвека, как в школах детей учили арифметическим упражнениям на счетах. Тогда никто не предусматривал, что так быстро — за несколько десятков лет — человечество войдет в информационную эпоху, мир компьютеров и интернета. Но как и тогда, так и  сейчас спрос на знание не утратил своего значения. Проблема заключается в качестве знания, которое в настоящее время все более уступает место информации, хоть информационное общество ликвидирует монополию на знание.

В содержании образования информационного мира отведено надлежащее место фундаментальному знанию, науке и инновационным технологиям относительно человека и общества, однако есть тенденция отказа от энциклопедизма и движения в сторону социально актуальных и практических знаний, которые сегодня нужны в реальной жизни. В то же время наука и образование, объем и качество приобретенных знаний продолжают занимать рейтинговые позиции в иерархии социальных ценностей большинства населения мира в целом и Украины в частности.

Для понимания указанной проблемы нужно учитывать особенную социокультурную, геополитическую, экономическую ситуацию современного мира, в котором активно осуществляются образовательные стратегии и процесс познания и освоения реальности. Учитывая требования настоящего, образованию принадлежит приоритетная задача выполнить интегративную миссию относительно реально осуществляемых инноваций во всех сферах социально-культурного и экономического развития, объединив их в новую целостность. А на основе результатов нововведений выстроить осмысленную программу действий по преодолению мозаичных, бессистемных, разрозненных практических мероприятий и движений. В сущности, в современном обществе очерчивается принципиально другая картина функционирования образования, которое должно иметь новые подходы, акценты и нюансы. Оно видится не  традиционно подготовительным (а следовательно, в известной мере, вспомогательным), а ведущим социальным институтом, который целеустремленно влияет на все области общественной жизни и превращается в наиболее важную его структуру. Образование стало катализатором в осуществлении цивилизационного прогресса.

Задача образования, его цивилизационная миссия заключается в частности в обучении пониманию между людьми как условия их интеллектуальной и моральной солидарности. А это значительно тяжелее осуществить, чем научить математике или тем или другим практическим упражнениям. В таком контексте образование — больше чем социальный институт. Привлекая в пространство своей деятельности ресурсы общества и государства, оно реализовывает традиционные и новые возможности, направленные на формирование морали, солидарности, человечности в условиях углубления неопределенности и глобализации всех сторон современной жизни. Без сомнения, в современном глобализированном мире только образование может эффективно нейтрализовать негативные проявления общественной жизни. Преодолевать их нужно последовательно, поскольку они, кроме социальных последствий, приводят к отчуждению людей, противопоставляют их друг другу.

Почему именно образованию надлежит выполнить работу относительно нейтрализации и преодоления негативов, которых не уменьшается в нашей жизни? В первую очередь, потому, что обусловленный развитием образования  научно-технический прогресс повлек новые проблемы, которые сопровождаются (в условиях создания всеобъемлющей техносферы) изменением человека. Причем не всегда в сторону его совершенствования, улучшения. Единственное, на что может надеяться человечество, — это на образование, в самом широком (философском) значении этого слова. Главным в наши дни становится поиск человеком смысла жизни, а его отыскание возможно лишь с помощью образования, которое открывает мир знаний и,   — самое важное — осмысление его результатов. Но осуществить это в мире информации и визуальной культуры восприятия не так просто. В частности потому, что и в наше время в школах традиционно главное внимание сосредоточивается на усвоении информации. Раньше, в прошлую эпоху, это имело смысл и значение, поскольку информации и ее источников было мало. И даже имеющийся поток информации был ограничен в виду идеологических, политических, религиозных причин. Когда возникла современная школьная система, где каждый ребенок получал базовые знания по основным наукам, это имело огромное значение для развития образования и культуры общества в целом.

В настоящее время человечество живет в пространстве невероятного потока информации. В результате важным показателем и характеристикой современного образовательного процесса является значительное сокращение компонента знаний в обучении. Образование должно направлять учебный процесс не на накопление знаний, а на развитие понятийного мышления, креативных способностей, предоставлять опыт по реализации научно— исследовательских проектов, формировать навыки пользования современными технологиями в разных сферах жизнедеятельности.

Другое дело, что сегодня нет смысла заполнять головы учеников отдельными, разрозненными данными об основах разных наук. И в этом плане не вызывает отрицания тезис древнегреческого философа Гераклита: «Много знания уму не учит». Но это не значит, что нужно ориентировать образование на «функциональную грамотность» — умение пользоваться справочниками и электронными ресурсами, с помощью которых всегда можно найти нужную информацию. Тем более что информация, особенно в сети, далеко не всегда проверенная и достоверная. Этого маловато, если мы хотим научить и воспитать личность, способную самостоятельно принимать решение. Для достойной, успешной жизни и деятельности нужно уметь анализировать, оценивать, выбирать нужную информацию. А это умение достигается на основе системного знания, в частности основ естественных наук и математики

Подобная точка зрения полностью оправдана. Но реализовать ее лишь за счет подачи информации, которая в бесконечном количестве есть в компьютере, сети, скорее всего, не реально. Школьники, начиная уже с младших классов, и так получают ее более чем достаточно. Поэтому задача современной школы заключается в обучении способности учеников использовать информацию, уметь выбирать из нее самое важное для жизни, объединять разные информационные факты в широкую, объемную картину мира. В такой ситуации знание остается важнейшим показателем образованности.

Другое дело, что сегодня нет смысла заполнять головы учеников отдельными, разрозненными данными об основах разных наук. И в этом плане не вызывает отрицания тезис древнегреческого философа Гераклита: «Много знания уму не учит». Но это не значит, что нужно ориентировать образование на «функциональную грамотность» — умение пользоваться справочниками и электронными ресурсами, с помощью которых всегда можно найти нужную информацию. Тем более что информация, особенно в сети, далеко не всегда проверенная и достоверная. Этого маловато, если мы хотим научить и воспитать личность, способную самостоятельно принимать решения. Для достойной, успешной жизни и деятельности нужно уметь анализировать, оценивать, выбирать нужную информацию. А это умение достигается на основе системного знания, в частности основ естественных наук и математики.

Современные образовательные практики имеют большой набор методик и упражнений, которые помогают привлечь учеников и студентов к знанию и пониманию, что открывает панораму нашей жизни. В частности это факторы форсайта, к которым принадлежит концепция непрерывного образования (образование на протяжении жизни), создания условий для освоения нового знания, новых информационных технологий и гаджетов, использования сетевых форм учебы. Последнее предусматривает собственный выбор образовательной организации из перечня тех, которые входят в выбранную «сеть». Сетевые формы учебы — это общая реализация образовательной программы несколькими организациями, которые осуществляют образовательную деятельность, с привлечением при необходимости необразовательных организаций, но тех, которые имеют необходимые для учебы ресурсы. Сетевая форма учебы предоставляет возможность реализации академической мобильности как педагогическим работникам, так и учениками. В том числе с помощью реализации партнерских образовательных программ с иностранными, в первую очередь европейскими, ассоциациями университетов, школ, лицеев и другими организациями.

Показателем современного образовательного процесса является реализация перехода системы образования, в первую очередь более высокого, к практико-оринтированной дуальной модели обучения, в которой теоретическая часть подготовки проходит в образовательной организации, а практическая — на производстве или фирме. Для этого нужно применять опыт соционики, в соответствии с которым используются неодинаковые (индивидуальные) подходы в процессе учебы. В контексте теории соционики каждый человек от рождения владеет определенным типом психики, который остается неизменным на протяжении всей жизни. Знание психотипов учеников позволяет создать учебные группы, где собраны те, кто учится, с похожими свойствами мышления, эмоций и восприятия знания и информации. Безусловно, разработка учебных программ с учетом отличий психотипов конкретных учеников (студентов) позволяет существенно повысить качество их обучения.

Неординарный взгляд на образование в контексте инновационных подходов требует его рассмотрения как производной от спонтанной социальной реальности наших дней, которая требует личностно представленного творчества. Без становления личностного творчества можно говорить лишь об учебе и воспитании, а не образованности, которая предопределяет формирование личностного начала у ученика и его личностную самореализацию в обществе. В настоящее время как никогда ранее воспитание образованием личностного начала у каждого является главным условием формирования творчества, которое означает применение ребенкоцентризма в обучении. Без способности к творческим навыкам, особенно в обществе знаний, становление личности  невозможно.

Творчество как процесс и деятельность предусматривает понимание. В школе сосредоточено значительное внимание, наряду с усвоением информации, на формировании у учеников определенного программой набора умений, как, например, решение задач в математике и физике. Как определить, насколько нужными будут завтра знания, которые усваивают в школе в настоящее время? Для этого важно понимать, что происходит в окружающей нас социальной жизни.

В настоящее время цивилизация поражена «кризисом непонимания». Мы все больше знаем, однако много чего уже не в состоянии понять. Проблема заключается в том, что мы не до конца осознаем, не полностью понимаем мир, который изменяется.   Понимание — это сложный процесс межличностного взаимодействия в мире информации и знания. Выделяют два типа понимания: интеллектуальное (объективное) и интерсубъективное понимание. Интеллектуальное понимание осуществляется через объективность информации и ее объяснение. Последнее необходимо для понимания, но является недостаточным. Производительное понимание всегда интерсубъективное, поскольку предусматривает познание человеком другого человека. Понимание обязательно требует открытости, толерантности и знания. Сущность современного образования должна заключаться в том, чтобы помочь ученику подняться на уровень понимания мира и человека.

Как это сделать? В первую очередь нужно определить, чему должны научить, зная новые ориентиры. Их сущность заключается в изучении и раскрытии других моделей и возможностей образования. Ряд  исследователей и экспертов убеждены, что школам необходимо переключиться на преподавание «четырех К» — критического мышления, коммуникации, коллективной работы и креативности. Но этого всего можно достичь только на основе обстоятельного изучения естественных и точных наук, а также знаний, накопленных в гуманитарных науках.

Для новой модели образования крайне необходимым является овладение методами осмысления и понимания, что необходимо для обеспечения принципа производительности знания, выделения тех знаний и умений, которые касаются конкретных жизненных ситуаций. Одновременно образование должно стать процессом свободного выбора, что требует своего понимания и виденья мира, его теоретического осмысления. В таком варианте образование становится способом проектирования учеником, пусть на начальной стадии, перспектив своей жизнедеятельности.

Новый взгляд на образование и его миссию позволит преодолеть ограниченность, ее недооценку в общественном развитии. Назначение образовательной деятельности нашего века заключается в становлении по-другому понятного индивидуально-личностного начала у ученика как социально ответственного субъекта  общественного процесса. Решения, которые он (и все молодое поколение), вскоре будет постановлять, будут формировать будущую жизнь. Но эти решения будут приниматься на основе нынешнего виденья мира. Если поколению учеников, которые сегодня переступают порог школы, недостает знаний для широкого понимания мира, будущая жизнь, пишет Ювалу Ною Харари в книге «21 урок для 21 века», будут «решать случайности». Чтобы этого избежать, нужно постоянно адаптировать образовательный процесс к вызовам современной цивилизации. Именно это и позволит личности, действуя мобильно, гибко и нестандартно в постоянно изменчивых социальных реалиях, преодолевать трудности и жизненные проблемы, реализовывать цель жизни, не позволяя негативу и нежелательному окружению диктовать свои правила.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать