Перейти к основному содержанию

Здесь не лечатся — здесь работают

В уникальной больнице для неврологических больных в Киевской области ставят на ноги даже так называемых безнадежных
17 февраля, 20:26

Неумение справляться со стрессами, высокое кровяное давление, игнорирование проблем со здоровьем, нагрузка на работе и дома, спешка могут провоцировать у человека много неприятностей со здоровьем, в частности, инсульт. Кто пережил это сам или поднимал на ноги близкого человека после инсульта, знает, как трудно дается реабилитация. Многое зависит от медицины, многое — от самого человека. Наилучший подход к лечению, конечно, комплексный: и медикаментозное лечение, и фитолечение, и нетрадиционные методы, и лечебная физкультура — все вместе взятое ставит на ноги человека намного качественнее. В Украине есть такая больница — уникальная, учитывая количество реабилитационных методов: в селе Лосятин Киевской области в больнице для реабилитации неврологических больных есть все, что может быть в ведущих клиниках США и Канады. Правда, с нашими, украинскими особенностями...

«РАЗРАБАТЫВАТЬ СВЯЗЬ С ЖИЗНЬЮ»

Небольшой двухэтажный дом на околице села Лосятин Васильковского района стоит среди елей. 36 лет тому назад больница так и была задумана — для реабилитации людей после инсульта. Больница как больница, но повсюду на стенах — не стенды с информацией о необходимости прививки или еще что-то (правда, есть о важности грудного выкармливания), а в основном — философские высказывания типа «Желать счастья людям — это лекарство», «Не лечи непослушного, потому что он не выполняет указаний врача»; есть строфы из поэзии Шевченко, вышитые большими буквами «Господи, спаси і сохрани»; также на первом этаже висят выжженные портреты светил медицины Пирогова, Боткина, Склифософского, Бехтерева и других.

Ее неизменный с тех времен главный врач — заслуженный врач Украины Леонид Иванович Паламарчук приложил немало усилий, чтобы методы выхаживания больных совершенствовались и пополнялись новыми (апитерапия, иглоукалывание, ванны, сауны, грязи Куяльника, массаж, пиявки, электропроцедуры, хождение по монорельсовой дороге, растяжка спины, шеи и тому подобное; к методам относятся и ведение дневника, и заучивание стихов на память). И так — каждый день, 21 день, с 8.00. до 20.00 с небольшими перерывами на отдых и питание). Главный врач сам повышал квалификацию и перенимал опыт в ведущих клиниках США, Канады и Великобритании (на грант Сороса). Кстати, он является сам автором 16 реабилитационных тренажеров, на которых здесь работают пациенты.

Кроме вашей больничной карточки Леонида Ивановича интересуют ваши глаза. Он занимается иридодиагностикой (имеет специальное устройство) и сам уточняет или устанавливает свой диагноз. На стене его кабинета — иридодиагностические схемы. Отсюда — начало вашего лечения (не обязательно после инсульта, можно и с остеохондрозом).

— Это — иридодиагностическая схема. Это нужно знать всем врачам. Нам на курсах в Москве, где преподавали французы, американцы и немцы сказали, почему когда-то советская власть запретила иридодиагностику. Видите, посередине — иридодиагностические симптомы дебильности. Врач может смотреть в глаза человеку и видеть его умственные способности. А когда к власти пришла рабоче-крестьянская партия, кого брали первыми секретарями? Кто имел маузер, кожаную тужурку и партбилет. А если посмотреть им в глаза? — риторически спрашивает главный врач.

Говорит, что все методы, которые здесь используют, дополняют друг друга. Люди думают: «Там — слишком много процедур, еще сердце мне посадят...», но, как утверждает врач, процедур — не много, потому что все происходит под контролем врача: до и после процедуры врач меряет давление и пульс.

— Был такой случай, что женщина, которой было уже за 80 лет, хотела жаловаться мне на то, что она сидела в сауне всего один час, ей так было хорошо, а ее медицинский персонал выгоняет... А у нее в сауне снижается давление, вот она себя и чувствует хорошо, врачи все контролируют, — говорит Леонид Иванович.

Здесь есть 50 кроватей, среднего медицинского персонала хватает, не хватает врачей. Например, врача лечебной физкультуры (есть только инструктор), логопеда, поскольку люди вновь учатся говорить.

— У нас есть цыганка, которую принесли в простыне, она вообще не разговаривала. А сегодня вытягивает иглу из-под языка и говорит мне: «Я принесу карты и вам погадаю...» Для таких, как она и других, должен быть логопед, так им будет легче восстанавливать речь, — считает Леонид Иванович.

Врач считает, что такие отделения должны быть в каждом районе, а не просто физиотерапевтический кабинет. Это — опыт ведущих стран, в которых побывал Л.Паламарчук.

— Мы — не хуже. Просто у нас не оформлено все так эстетично, — говорит главный врач.

Конечно, если взять устройство, за которое пациент садится и кладет мокрые ладони и стопы на металлические листы (тогда подается электрический разряд), то по форме это приспособление (деревянное) напоминает скамейки для сидения в римо-католическом храме (только устройство это — более удобно для рук и ног и, соответственно, имеет датчик). Леонид Иванович сам сделал схемы, а ему собрали вот такой прибор.

БЛАГОДАРНЫЕ ПАЦИЕНТЫ ИЩУТ ДЛЯ БОЛЬНИЦЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ

Николай Анатолиевич Ляшенко, бывший преподаватель фотомастерства Института журналистики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко лечится здесь уже второй месяц, говорит, что его «трудно было сдвинуть, но такого как здесь, нигде не нашел». Он не может без любимой работы и показывает свои фотоработы, сделанные здесь. Есть даже сычи, которых «поймал» во дворе больнице. Все это хочет подарить заведению, с благодарностью — всему медицинскому персоналу.

Показывает дневник, который заставил вести главный врач.

— Думаете, что цитаты здесь — просто так? Это входит в лечебный процесс. Каждый понимает, что письмо развивает руку, память. Я не мог запомнить даже строку. Вот что дал мне заучить врач: «Не жаль небосвод этот синий, Не жаль землю и жизни осколки, Мне страшно, что сытые свиньи, Страшней, чем голодные волки», — читает стихотворения, предложенные врачом, Николай Анатолиевич.

Поскольку эта больница — хозрасчетная, средств обычно не хватает. Пациенты должны оплачивать лечение. Николай Ляшенко благодарен, что его хорошие знакомые с Полтавщины (отец и дочь Антонец) помогли больнице крупами, еще помогли Иван Гута и Степан Коцира с Тернопольщины и добрые люди из других областей. Как правило, помогают те или знакомые тех, кто здесь лечился. Поскольку инсульт — это очень серьезно, то нередко пациенты возвращаются сюда снова, чтобы поправить здоровье. И это главный врач считает наилучшей репутацией. «Человека можно обмануть только один раз», — говорит он.

— Лечение здесь очень эффективное. Очень хорошо помогает кабинет лечебной физкультуры. Здесь есть подвесная дорога, и люди, которые не могут ходить, прикрепляются за пояс к ней, сначала так висят, потом потихоньку начинают переступать. Так снова учатся ходить. В целом, это очень кропотливый труд, — говорит терапевт Людмила Гапун.

Здесь не бывает такого, чтобы пациента привезли (или он приехал сам), и он отдыхал.

— Человек обязательно, если сюда попадает, то уже лечится. Это при советской власти была такая медицина, что человек ложился в больницу и отдыхал: больничный дадут, а работа не убежит. А здесь люди ложатся, чтобы получить лечение, — говорит Леонид Иванович.

Несмотря на очень дружелюбное отношение к пациентам и гостям, все же впечатление от увиденного — не из приятных. Много людей пожилого возраста (хотя есть и молодые), много колясок, железных приспособлений, на которые люди опираются при ходьбе. Действительно, работать с такими пациентами очень непросто, и самим пациентам тоже необходимо прилагать максимум усилий, чтобы поставить себя на ноги.

ИСТОРИЯ БОЛЬНИЦЫ И ЕЕ БУДУЩЕЕ

По словам врачей, в советские времена Центральное реабилитационное управление находилось в Киеве: профессор Пелех Леонид Евстафьевич организовал кафедру, которую закончил нынешний главный врач Лосятинской больницы Леонид Паламарчук. Врач вспоминает, как в советские времена в Москве дали задание организовать реабилитационные центры в селе, районе, областном центре и республике.

— Вот мы и начали. В 1985 году здесь была конференция по реабилитации. Это будет база для курсантов кафедры реабилитации, — рассказывает Леонид Иванович, которого беспокоит будущее больницы. — В условиях села она действует. И думаю, что относительно ее необходимости нужно спросить у людей. Мы идем по западному пути: там врачи «выкручиваются» перед пациентами. А у нас придешь — а на тебя никто не хочет смотреть, потому что «я — на ставке». Я когда-то услышал от одного врача, что «врач на ставке — это преступник»...

Еще у Леонида Ивановича — претензии к слову «реабилитация», которое, по его мнению, употребляют не точно.

— «Реабилитация» — это слово юридическое, а должно быть медицинское от слова «габитус» — внешнее состояние человека. Тогда должно звучать как регабилитация. Поэтому при входе в больницу на стенах у нас есть изображение двух людей: одна фигура держит весы с закрытыми глазами (символизирует реабилитацию от юриспруденции), а вторая фигура — без весов (символизирует регабилитацию.) Но этим должны заниматься в институте языка, — рассуждает главный врач.

Врач от Бога хочет все показать и рассказать, познакомить с персоналом, показать помещения и продемонстрировать проведение процедур.

— Это не для тебя и не для меня, — говорит он терапевту, которая не хотела фотографироваться. — Это нужно людям, пусть знают.

Если кто-то захочет помочь больнице, то можно перечислить средства на такой счет: ОАО «Сбербанк», Белоцерковское отделение Сберегательного банка Украины №211, МФО 320047 КОД ЕГРПОУ 02760815 № транзитного счета 29243001 № карточного счета 2625951119685 Ляшенко Н. А., идентификационный код 1693808075

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать