Перейти к основному содержанию

Здесь учат воплощать в жизнь мечты

Как Центры образования взрослых становятся точками притяжения для сотен людей
28 декабря, 10:33
КОЛЛАЖ СТАНИСЛАВА ОСТРОУСА ИЗ ПРОЕКТА «НОВОВОРОНЦОВКА: 100 ЛЕТ СПУСТЯ» (ХЕРСОН), СОЗДАННЫЙ БЛАГОДАРЯ РЕКОНСТРУКЦИИ СЮЖЕТОВ ФОТОГРАФИЙ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МЕСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ. СОАВТОРОМ ИДЕИ ПРОЕКТА СТАЛ АНДРЕЙ СЕЛЕЦКИЙ, АКТИВИСТ И ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕКОНСТРУКТОР ИЗ НОВОВОРОНЦОВКИ. СТАНИСЛАВ ПРЕДЛОЖИЛ НЫНЕШНИМ ЖИТЕЛЯМ ПОСЕЛКА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ И ПОСМОТРЕТЬ НА ИСТОРИЮ НОВОВОРОНЦОВКИ 100-ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ХХI ВЕКА

В советском прошлом жизнь каждого человека имела стандартную линию: рождение, учеба в школе, а затем — в вузе, работа, женитьба или замужество, воспитание детей, пенсия. Мы пролистали эту страницу и хотим перемен.

Но на этапе трансформаций никогда не хватает знаний, навыков, умений — всего, что помогает преодолеть трудности и двигаться вперед. Некоторые предметы удалены из школьной программы. Некоторые курсы в высших учебных заведениях больше не преподают. Да и времени на саморазвитие становится все меньше, добавите вы.

Однако участники всеукраинского проекта «Заменим стены открытыми окнами» с этим тезисом не согласятся. В 2016 году они искали и создавали креативные возможности для развития местных сообществ на платформах неформального образования. Активисты предлагали жителям малых городов воркшопы и лекции, театральные студии и интерактивные выставки, игротеки для родителей и детей, учебные курсы по развитию медиа- и языковых навыков, интересные культурные события и встречи с деятелями искусств. Благодаря сотрудничеству многих людей открылось несколько новых Центров образования взрослых, которые усиливают сеть культурно-образовательных инициатив Ассоциации народных Университетов Германии (DVV International) и Информационно-опытного центра «Интеграция и развитие».

Кстати, «День» тоже приобщился к процессу. Инициаторы проекта «Заменим стены открытыми окнами» дарили всем своим партнерским организациям лучшие издания из Библиотеки газеты. Так экземпляры «України Incognita», «України Incognita. ТОП-25», книг из сборника «Бронебійна публіцистика» стали частью обновленных коллекций библиотек и музеев.

Но как проектные инициативы могут развиваться дальше? Какие перспективы возникают на пересечении образования и культуры?

«ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ ОТТАЛКИВАЕТСЯ ОТ ПОТРЕБНОСТЕЙ ГРОМАД»

Олег СМИРНОВ, директор представительства DVV International в Украине:

— Меня часто спрашивают: активное развитие образования взрослых в Украине — это дань европейским стандартам или потребность, сформированная внутри страны? Думаю, это естественный процесс. Когда мы приезжаем к коллегам в Польшу или Германию, то видим, что в некоторых вопросах у нас, возможно, даже немного больше опыта. Например, в развитии учебных курсов по формированию гражданского общества мы являемся одними из лучших. За время независимости в Украине появилось много тренеров, которые занимаются образованием взрослых именно в этом направлении.

На наших семинарах и тренингах мы часто говорим о потребностях целевых групп и изучаем динамику спроса на курсы, предлагаемые в сети Центров образования взрослых. Отталкиваясь от полученных данных, в этом году мы запустили специализированный сайт о неформальном образовании в Украине (learnlifelong.net), где провайдеры могут выставлять предлагаемые образовательные мероприятия: курсы, семинары, тренинги, учебные программы. Посетители ресурса, в свою очередь, могут найти и выбрать учебную программу в соответствии со своими потребностями.

Онлайн-платформа неформального образования создана, чтобы способствовать информированности населения касательно образовательных программ, реализуемых в Украине. А также — для налаживания коммуникации между желающими учиться и образовательными институтами, для осознания ценности и развития культуры образования на протяжении жизни, ради создания условий для всесторонней реализации потенциала личности и повышения ее социальной, гражданской активности и ответственности.

Развитие образования взрослых показывает, что, как и в области производства товаров и услуг, здесь возникают новые образовательные продукты и сервисы. И качественнее они становятся тогда, когда это происходит на междисциплинарном уровне, где есть сотрудничество специалистов в разных сферах. Например, в наших проектах, связанных с развитием местных инициатив, принимают участие и активисты НУО, и руководители дома культуры или библиотеки, и методисты учебных заведений, и просто жители небольших городов с активной гражданской позицией. Образование взрослых отталкивается от потребностей громад и развивается вместе с громадами.

«МЫ РЕАГИРУЕМ НА ПЕРЕМЕНЫ ГИБЧЕ ВУЗОВ»

Юрий ПЕТРУШЕНКО, первый заместитель главы правления Украинской ассоциации образования взрослых, руководитель Центра образования взрослых, город Сумы:

— Если человек не будет учиться в течение жизни, не продолжит совершенствовать себя, у него будет большой шанс оказаться в состоянии «все пропало». Чтобы сохранить уже приобретенный баланс знаний и навыков на соответствующем уровне, нужно продолжать учиться. Чтобы оставаться на месте, нужно быстро бежать. Наш Центр образования взрослых основан недавно и работает на базе научной библиотеки Сумского государственного университета. Но он быстро заинтересовал жителей города. Почему? Потому что мы реагируем на перемены в образовательных потребностях взрослых гибче, чем вузы. Потому что мы предлагаем содержательный досуг тем, кто чувствует дефицит качественных культурных событий в городе.

Например, публичные лекции ученых нашего города в формате Public Science, театральные студии для взрослых, где каждый человек может развить в себе актерские способности и попробовать себя на сцене. Кроме того, мы предложили работникам библиотек и музеев образовательную программу по развитию навыков в области культурного менеджмента и современных практик работы с посетителями.

Перед тем как открыть Центр образования взрослых мы провели исследование касательно образовательных потребностей взрослых. Работали с фокусными группами, сформированными из пенсионеров, работающих взрослых, молодых людей, которые только закончили университеты. Сделали это, чтобы определить, чему бы именно они хотели научиться. И знаете, что удивило больше всего? Особенно интересным для обсуждения стал вопрос: «По какой причине вы хотели бы продолжить образование?».

Фокусные группы реагировали по-разному, но в одном векторе: социализация, саморазвитие и осуществление мечты. 53% опрошенных ответили, что хотели бы продолжить образование ради углубления и расширения знаний, ради самосовершенствования, 40% — для расширения спектра интересов и круга знакомых, и только 7% ответили, что образование нужно им для получения новой профессии. Конечно, в каждом случае есть разные мотивы. Но опыт нашей работы показывает: те, кто приходит на образовательные программы для общения, знакомятся с новыми технологиями и навыками, и со временем могут изменить сферу деятельности, заняться чем-то новым.

«РОСКОШНЫЙ ОПЫТ ПОНИМАНИЯ СООБЩЕСТВА»

Юлия ГОЛОДНИКОВА, руководитель проекта «Заменим стены открытыми окнами», менеджер культурных проектов Общественной организации «Интеграция и развитие», город Киев:

— Наш проект был направлен на усиление потенциала влиятельности Центров образования взрослых в Украине, поддержку локальных инициатив через социокультурное аматорство, активизацию местных громад, развитие межрегионального сотрудничества. Это мощное взаимодействие людей с очень разным опытом, культурными традициями и подходами к практикам неформального образования привело к результатам, которые можно оценивать на разных уровнях: ценности отношений, идей, партнерства, привлечения граждан, неожиданных человеческих открытий.

Например, херсонская инициативная группа «URBAN СОУС» взялась за «перезагрузку» региональной истории и в рамках своего мини-проекта осуществила достаточно смелый эксперимент по «инвентаризации» образовательных ресурсов. Команда проекта отправилась в областные музеи, объединила их работников и активизировала общества своими публичными лекциями, грандиозными выставками и дискуссиями. Если они сумеют заинтересовать учителей истории своими материалами — они привлекут к диалогу и новое поколение жителей Херсона, которые увидят, что пришло время раскрывать и осваивать потенциал юга Украины.

Думаю, и жители Черновцов будут приходить в Открытый университет для взрослых, будут хотеть интересных культурных событий и общения, будут предлагать свежие идеи и принимать участие в их осуществлении.

Не сомневаюсь, что Центр образования взрослых, открытый в этом году на базе Житомирской областной библиотеки имени Олега Ольжича, продолжит образовательные курсы по финансовой грамотности, культуре семейных отношений и репродуктивному здоровью. А после театральных спектаклей в Сумах люди захотят изменить что-то в своем городе. Также не остановится работа Центра образования взрослых в Новояворивске, и арт-студия в городке Смила будет центром притяжения для представителей разных поколений.

Этот проект не только поставил много вопросов перед всеми участниками, но и дал нам роскошный опыт понимания сообщества: что это значит — «быть вместе»? Где взять смелость, чтобы мыслить себя как проект? Людям нужно не только выживать, но и практиковать самоуважение, искать возможности для творческой самореализации и освобождения от навязанной нам в прошлом негативной идентичности. Вот почему у таких проектов будет продолжение: как у Маленького принца, каждый день у нас много дел... Проснулись утром? Начинаем выкорчевывать баобабы и вытягивать из себя иголки...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать