Земля цветов
Садовый дизайн от жителей МартиникиТропики... О них напоминают нам наши комнатные любимцы, шикарные букеты, оранжереи ботанических садов. И не часто представляется возможность оказаться там, где веерные пальмы растут под открытым небом, ананасы зреют на грядке под балконом, а цветущий гибискус — просто придорожные кусты.
В мае прошлого года мне довелось попасть на Мартинику, остров Карибского моря, который называют «землей цветов».
Несмотря на то, что это весьма популярный курорт, в целом он не выглядит ухоженным парком. Местные жители не утруждают себя садовым дизайном, скорей они озабочены выращиванием еды, поэтому городки и деревни выглядят иногда жутковато. Такое впечатление, что первый же хороший ураган просто снесет все эти давно не ремонтированные шаткие постройки.
Имеются, конечно, пальмы, кокосовые и королевские, шумят над пляжами под мягким бризом, роняют орехи. Спелый плод манго тоже может на голову упасть в некоторых местах. Очень красивы деревья авокадо и особенно — хлебные. Бананы, оказывается, выращивают в специальных сетках — защита от вредителей.
Но кроме еды, есть три типа объектов, которые любому неравнодушному к растениям человеку наверняка запомнятся.
Во-первых, это джунгли. Дождевые леса (rain forests) кое-где сохранились в своем почти нетронутом виде. Почти, потому что через них идут отличные дороги, в выигрышных местах есть панорамные площадки, проложены пешеходные тропы специально для прогулок туристов. К счастью, эти тропинки очень слабо оборудованы, да и постоянные дожди их, видимо, мгновенно размывают, поэтому лес остается диким.
Множество видов, хорошо знакомые нам как жители керамических горшков на подоконниках, в таком лесу, залитом дождем и светом, выглядят пугающе огромными, непривычно цветущими, яркими.
Монстеры и солеройи, бегонии все, какие я когда-либо видела, заросли бамбука по берегам ручьев, на склонах — хеликонии, а под ними — наш родной бальзамин.
Во-вторых, цветоводческие плантации. Именно на них выращивают антуриумы, которые можно купить и зимой в наших магазинах. Срезанный утром цветок днем уже лежит в самолете, а через сутки может оказаться в Париже. Плантации имеют и парковую часть, для прогулок, весьма изящную, но настоящее потрясение — это промышленные посадки.
Антуриумы не переносят прямого солнца, а на Мартинике оно действительно жгучее. Поэтому плантация засажена гигантскими папоротниками (метра два с половиной высотой), а под ними, в рассеянной тени, на высоких грядах, высажены антуриумы — от снежно-белых до карминно- красных.
Ну, а в-третьих, есть еще сады и парки. И вот здесь уже все то, что так привольно создавало хаос джунглей, и то, что честно росло стройными рядами на плантациях, наконец, подчиняется руке художника.
Практически везде, желая придать садовому ландшафту или интерьеру изящество и блеск, мы стараемся заполучить экзотические, яркие растения, вообще говоря, совсем не свойственные лесу или полю за нашим забором. Непросто создать таким гостям сносные условия, и часто львиная доля усилий уходит просто на то, чтобы «гости» не погибли, какой уж тут дизайн.
Но здесь, в тропиках, вся экзотика уже тут, растет в лесу через дорогу. Проблема только ее организовать как-то разумно. Конечно, при создании такого шедевра, как парк «Le Jardin de Balata», были использованы растения из многих районов тропического пояса, но все же доля местных видов очень велика. Мартиника — французская территория, поэтому и название парка такое. Этот сад принадлежит Жану-Филиппу Тозу, художнику, поэту, ландшафтному дизайнеру, который создает его уже двадцать лет. И тот факт, что он — поэт, не раз и не два вспоминается во время прогулки по его творению.
По организации это конечно английский сад, а не французский. И, слава богу! Невозможно же загнать такую буйную роскошь в какие-то строгие рамки, это было бы просто кощунством, мне кажется. Сад расположен в довольно узкой лощине меж двух горных отрогов. Долинка раскрывается к морю, поэтому любая панорама завершается либо изрезанной цепью покрытых джунглями гор, либо видом на море, с разбросанными по нему островами.
Но я рассказываю об этом месте не для того, что бы напрасно дразнить воображение. А для того, чтобы поделиться мыслью о соотношении нашего собственного леса и сада, которая не оставляла меня в парке Балата.
Конечно, наша природа много скромней. Нет в ней такого богатства фактур, цветов, форм. Но все же и она достаточно разнообразна, чтобы позволить применить такой же подход: не искать экзотики, а играть уже данными нам объемами, оттенками, особенностями роста хорошо знакомых нам растений.
И если приглядеться, легко заметить, как много возможностей они нам для этого предоставляют. Просто нам не приходит в голову взглянуть на них как на декоративные объекты, ведь мы приучены только ко всему окультуренному.
Выпуск газеты №:
№200, (2005)Section
Общество