Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Железная» профессия

Традиционное кузнечество снова в моде
08 февраля, 19:54

История кузнечного мастерства в Украине уходит своими корнями в далекое прошлое, а первые следы производства железа были известны нашим предкам уже в XI веке до нашей эры. В последнее время в городах мы видим настоящий ренессанс художественного кузнечества, связанный с модой на кованные изделия. А вот профессия сельского кузнеца почти исчезла. Ее традиции поддерживаются в основном благодаря некоторым энтузиастам, любящим свое дело.

Один из них — Богдан Попов, владелец расположенной под Киевом «Мастерской Богдана», работает только по старинным методам, и даже организовал собственную школу. Кузница Богдана Попова находится в Пирогово, в музее архитектуры и быта, под открытым небом. Она сама — музейный экспонат, завезенный из Полесья, ей более ста лет. Администрация музея позволила Богдану тут работать и учить своих учеников. Их у него восемь, разных возрастов. Есть даже одна женщина, журналист по профессии, решившая познать кузнечное дело, чтобы об этом написать, а в процессе «познания» действительно увлеклась им.

«Мне было 16 лет, когда я впервые побывал в кузнице, — говорит Богдан. — Тогда я занимался фехтованием и увлекался оружием». Первым его наставником был Олег Стасюк известный киевский художник, кузнец-художник. В 18 Богдан узнал, что в российском Суздале живет оружейник Вячеслав Басов — кузнец, возродивший искусство изготовления булатной и дамасской стали. Богдан отправился к нему и провел в Суздале несколько лет, постигая истины оружейного ремесла. До сих пор относит себя к школе Басова, хотя теперь у него свой стиль, почерк, свое понимание кузнечного дела.

В своей работе мастер придерживается очень строгих принципов. Никогда не использует электрический свет. «Летом я всегда работаю во дворе, где я напрямую черпаю энергию от солнечных лучей. Солнце дает мне достаточно энергии для изготовления того или иного изделия», — говорит кузнец. Работа в кузнице Богдана мало чем отличается от того, как работали древние кузнецы несколько веков назад. Основной инструмент кузнеца — молот весом 2 —3 кг, наковальня, клещи. Даже уголь не покупает, а выжигает из дерева, которое сам же заготовляет из сухих ветвей, делает все своими руками.

Богдан—ультратрадиционалист, и в этом его уникальность. Большинство современных кузнецов все-таки считают, что достижений прогресса чуждаться не стоит. «С развитием человечества во всех сферах деятельности преступно считать, что кузнец вынужден пользоваться только инструментарием прадедов, — говорит представитель львовской кузнечной школы Александр Бартосик. По его словам, чтобы удовлетворить все более прихотливых заказчиков, приходится применять методы, о которых наши предки ничего не знали. Начиная от разнообразных методов нагревания заготовки и использования большого ассортимента материала до внедрения высокотехнологического металлообрабатывающего и высокоточного измерительного инструмента. А. Бартосик рассказывает, что кузнецу знание механики, геометрии, химии, физики важнее сильных мышц. А представление о кузнеце как об атлете с огромным молотом вообще не соответствует действительности.

По мнению обычного человека, кузнечество — физически тяжелое дело. Разочарую. Физические нагрузки кузнеца такие же как у пятилетнего ребенка, разминающего кусок пластилина и лепящего какую-нибудь лошадку.

«Чтобы быть успешным современным кузнецом, мало уметь бить по наковальне, — говорит Игорь Колосюк, директор кузнечной фирмы «Тантьем». — Нужно быть и художником, и архитектором, и дизайнером интерьеров». Потому что клиенты фирмы «Тантьем» — это богатые люди, которым мало просто кованных побрякушек наподобие решеток на окна, столиков, решеток для камина, подсвечников и так далее. Они строят частные дома в стиле готики, барокко, рококо, хотя чаще в стиле классики и эклектики. «В последнее время у «новых украинцев» появилась новая «фишка», — говорит И. Колосюк. — Богачи заказывают для своих домов уменьшенную копию ворот Мариинского дворца». «Тантьем» — один из лидеров на рынке кованых изделий, активно формирующемся сегодня. Только в Киеве существуют около 50 кузниц. Большинство из них — это скорее промышленные предприятия с десятками и даже сотнями работников. Но и технология несколько отличается от прадедовской: современная заводская кузница использует электрогорны, пневмомолоты, электросварку.

В отличие от городских кузнецов Богдан Попов не занимается предметами интерьера. Как настоящий сельский кузнец, он до сих пор кует для жителей Пирогово сапы, топоры, лопаты, цепи, завесы. Для селян это недорого — 10—20 гривен за вещь, на которую потрачен день труда. Но среди его клиентов есть также респектабельные коллекционеры с Украины и из-за границы, для которых те же предметы быта древних русичей будут стоить в десятки или и сотни раз дороже.

Кузнечество на территории современной Украины известно еще с трипольской эпохи. Уже в скифский период зародилась новая технология в производстве железа, тогда же появилась первая наземная шахтная печь со шлаковыходом, печь — домница. В этой печи руду переплавляли в железо, а это позволило значительно увеличить объем и качество металла. Необходимость в изготовлении оружия и его производстве ускорило развитие кузнечного искусства. А благодаря совершенному железному оружию скифов, они смогли образовать великое государство.

Во времена Древней Руси кузнечество развивалось высокими темпами, особенно в северной и западной части страны, где леса и болотные руды. В XVIII — XIX веках в Украине развитие кузнечества началось быстрыми темпами, благодаря Криворожскому железорудному бассейну. А вот в советский период кузнечество вообще пришло в упадок: кованые элементы в архитектуре почти не использовались. Их совсем вытеснили индустриальные технологии и упрощенное до примитивизма панельное домостроительство. Новое дыхание старая огневая профессия получила только в 90-х годах прошлого века. Возрождение этого славного ремесла продолжается и сейчас.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать