Перейти к основному содержанию

Живая история умирающей реки

Теоретически Лыбидь еще имеет шанс...
06 ноября, 00:00

Заместитель председателя Ассоциации «Зеленый мир», председатель комиссии по научным проблемам и независимым экологическим экспертизам Григорий ГОНЧАРЕНКО сообщил, что в 1990 году Лыбидь была признана наиболее грязной в Европе. По данным Управления экоресурсов, она остается такой и сейчас. «А были времена, — продолжил он, — когда весь Киев ездил сюда на отдых».

Лыбидь была естественным рубежом Киевской возвышенности. Со стороны плато, в бассейне этой реки, были найдены следы жизни человека познепалеолитного периода, а недалеко от устья найдено поселение трипольской культуры (остатки жилища, черепки глиняной посуды с росписью). В древности Лыбидь имела широкие долины. На ней монахи ставили свои мельницы. 20 подземных ходов из военно-инженерных сооружений вели к ней. В заводи реки были сенокосные участки киевлян. На живописных склонах долины Лыбиди находилось село Предславино, здесь жила дочь полоцкого царя Рогнеда (ее дочку назвали Предслава, отсюда, по-видимому, и название села), жена Владимира. Лыбидь часто была тем рубежом, к которому сходились войска. В 1151 году здесь состоялась битва между Изяславом Мстиславовичем и Юрием Долгоруким, которая закончилась победой киевского князя. Часто говорится о том, что не во всех местах реку можно было перейти вброд. Петр I сооружал на этой реке дамбу, чтобы остановить наступление турецкой конницы с юга.

Сейчас состояние реки беспокоит экологов, гидробиологов, специалистов по водному хозяйству. Проблему ее загрязнения еще в 90-х годах поднимали ученые из Института геологических наук Академии наук Украины. Они приводили достаточно неутешительные данные. К сточным коллекторам было подключено 72 промышленных предприятия, в реку попадали соли тяжелых металлов и нефтепродукты; по уровню фекального загрязнения река не имела аналогов в Украине. Наличие цинка, меди в почвах долины превышало фоновые значения в сотни раз. На пути реки — семь районов столицы. В Октябрьском районе находились стоки 24 промышленных и автотранспортных предприятий (в Железнодорожном — 22, в Московском — 35), а концентрация нефтепродуктов при уровне 0,3 мг на литр составляла 2,2 мг, наличие органического вещества превышало норму в 2-3 раза, очистительные сооружения не отвечали нормам. Сюда же свои отходы сбрасывала железная дорога. Ученые призывали к срочной реализации республиканской программы спасения реки. Через 10 лет ситуация не очень-то изменилась. Возможно, стало меньше предприятий, однако стало больше машин, очистительные сооружения не отвечают международным нормам, иногда их нет вообще. Как сообщил директор ДКП «Плесо» Николай ЩЕПЕЦ, в 90-х годах было разработано технико-экономическое обоснование оздоровления бассейна реки, дабы частично решить вопрос с загрязнением Днепра. Планировалось возобновить участок реки под Лысой горой, в районе железнодорожной станции Киев-Московский, где Лыбидь еще не взяли в бетон, и сделать там парк отдыха. Николай Степанович уверил, что сбрасываемые отходы являются исключительно сточными водами (287 труб!), т. е. сточные воды со столичных улиц, и заверил, что ни одно из предприятий города Киева не использует воды реки для своих технических потребностей. Но отметил, что вода в реке, безусловно, грязная и нуждается в серьезном вмешательстве. Однако на воплощение всех вышеупомянутых планов пока нет средств. Т. е. теоретически — возможно, практически — нет.

Однако начальник отдела учета использования вод Днепровского бассейнового управления водных ресурсов Евгений ШУЛИПЕНКО сообщил, что, когда разрабатывался проект установления очистительных сооружений в месте ее впадения в Днепр, было обнаружено 44 несанкционированных и неконтролированных выпуска сточных вод. Разрешение на слив сточных вод имеют только тепловые сети Киевэнерго АК «Киевэнерго». Ими за прошлый год было сброшено 384,2 тыс. кубических метров воды, к составу которой претензий нет, ибо она отвечает нормам.

Он отметил, что установлением очистительных сооружений только в устье мы проблему не решим, ведь река должна быть чистой вся. К этому же призывали в 1991 году и ученые, разъясняя, что строительство очистительных сооружений в устье решит проблему только Киевского водохранилища, а не проблему ужасного геоэкологического бассейна реки.

Кроме приведенных химических соединений и нефтяных отходов, река загрязняется пластиком, бытовым мусором и постепенно превращается в свалку: мусор выбрасывают или в реку, или на ее берега. Для многих она является канавой, и они не догадываются, что это славная Лыбидь.

Согласно эколого-санитарной оценке, проведенной сотрудниками Института гидробиологии, река принадлежит к категории очень грязных вод (по количеству гетеротрофных бактерий, наличию нитритов и органического вещества). В воде есть патогенные стеробактерии — сальмонеллы, вызывающие вспышки опасных кишечных инфекций. А река протекает по центру города, район ее впадения в Днепр используется для рекреации. Некоторые районы берут воду из Днепра для своих бытовых потребностей, он является источником воды для 30 миллионов человек.

Согласно исследованиям, проведенным учеными кафедры гидрологии и гидрохимии Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, реку Лыбидь можно отнести к наиболее урбанизированным рекам, уровень промышленной застройки равен почти 81% (для сравнения: Нивка — 31%, Сиверка — 12,8, Сырец — 57). Когда реку взяли в коллектор, она почти полностью утратила способность к самоочищению и стала практически мертвой. Ландшафтные изменения повлекли за собой сокращение реки (теперь ее длина — 14 км), нарушение связи между поверхностными и подземными водами. Соотношение между объемом сточных вод и суммарными поверхностными водами — 54%.

КОММЕНТАРИИ

Оксана МАНТУРОВА, ведущий инженер Института гидробиологии НАН Украины:

— Почему никто не говорит о том, что объем грязной воды, который река несет в Днепр, очень влияет на прилегающие земельные участки? На том берегу пляжи, с этой стороны, около Корчеватого, пляжи. То, что она несет в Днепр, является вредным. Пока в нем хватает воды, чтобы размыть это все, но ситуация может измениться. Где-то со среднего течения в фитопланктоне и зоопланктоне появляются виды, которых не было в верховье (условно чистом). Было бы интересно побывать на территориях заводов, ибо именно в их технологических водоемах разводятся виды, характерные для стоячей воды. Избыточная концентрация бактерий кишечной палочки свидетельствует, что туда сбрасывают не только сточные воды. Я считаю, что большинство притоков Лыбиди на начальном этапе являются достаточно чистыми. Если бы эти притоки в нее ввести, мы бы решили гидрологические проблемы склонов, связанные с плаунами. Пусть бы вода себе стекала, это и была бы у нас река Лыбидь.

Река сегодня — это просто открытый канал-коллектор. Официальные коллекторы спрятаны в трубы, чтобы они, простите, никому не воняли. Мы даем рекомендации, но на них не реагируют. Очистительные сооружения стоят дорого, однако что для нас дороже? Есть примеры восстановления водоемов. Можно посадить растения-биофильтры, которые бы перехватывали тяжелые металлы и радионуклиды. Потом их забирать и утилизировать. Живые организмы в реке из последних сил цепляются за жизнь. А значит, какой-то, хотя и небольшой, шанс, остается, что когда- то она восстановится. Если бы мы только захотели...

Николай ТКАЧУК, старший научный сотрудник Института гидробиологии НАН Украины:

— В реке содержится большое количество легкоокисляемого органического вещества (21,7 — 37,9%), микроорганизмов (4,4 — 9 млн. кл/мл), которые содействуют распаду легкоокисляемых органических смесей за 3,2 — 4,6 суток. Отток реки содержит 66 — 189% алохтонной микрофлоры, найдены бактерии с патогенными свойствами (и опять же сальмонеллы). На момент исследований количество кишечной палочки было 130 — 220 тыс. кл/мл, сальмонелл 240 — 140 кл/мл. Выделены и другие бактерии, группы кишечной палочки. Т. е. вода грязная, в первую очередь, в санитарно-эпидемиологическом отношении.

Станислав ДУДНИК , начальник дорожного гидротехнического отдела, открытого акционерного общества «Киевинжпроект»:

— Еще с 30-х годов начали говорить о судьбе Лыбиди в центральной части города. Согласно генеральному плану 1934 — 1936 гг., здесь планировалось сделать каскад озер. Когда проложили канализационный коллектор, планировалось вывести дождевую канализацию, и параллельными коллекторами сбрасывать грязную воду, очистить реку и дать нормальный источник водоснабжения для этих озер. Однако это так и осталось в планах.

Чтобы отвести оттоки, речку взяли в коллектор, но тогда были другие нормы. Ее рассматривали как городской водосток, а требовалось — как реку. Сегодня река непропускоспособна. Когда моют улицы в центральной части или выпадают полосные дожди, вся грязь течет сюда — Лыбидь переполняется. Обычные расходы реки — кубометр-два, а во время дождей она поднимается на 100 — 150 кубометров, возникает подтопление. Нужно расширять русло, увеличивать раза в три размеры коллектора. Подвести технику мешает застройка. Есть проблемы в отведении наиболее загрязненной части оттока.

Нужны очистительные сооружения для грязи и множества отходов (промышленные оттоки, дождевая канализация, воды из несанкционированных подключений). Очень загрязнены притоки. Нужны очистительные сооружения в ее устье и в центре (наиболее загрязненная часть оттока). Это будет дешевле, чем каждый год ликвидировать убытки.

Планы возникают после каждого затопления, а после ликвидации последствий о них забывают. Рассматривался вопрос сброса Лыбиди в шахту (цена проекта 5 миллионов долларов и 25 млн. — общий комплекс очистительных сооружений для всей реки). Проект решил бы в то же время вопрос экологического и санитарного состояния прилегающих районов. Можно делать обгонные коллекторы, где воду бы очищали. Такой опыт имеют Франция, Россия. Для разрешения проблемы малых рек следует составить генеральную схему этих рек в Киеве и план их упорядочивания.

Виктор ТОКАРЕНКО , начальник отдела по вопросам окружающей среды и природных ресурсов бывшего Октябрьского района:

— Река Лыбидь имеет протяженность такую, что зона санитарной охраны, предусмотренная для нее, — 25 метров. Нужно установить для реки прибрежную полосу. Постановление Кабинета Министров звучит так: «Об утверждении порядка определения природоохранных зон для режима ведения хозяйственной деятельности». Ст. 186: «На землях городов и поселков городского типа размер водоохранной зоны, как и прибрежной городской полосы, создается с учетом существующих конкретных условий застройки на время установления водоохранной зоны конкретных условий застройки». Вот почему я обращаюсь с вопросом установить прибрежную полосу, ибо у нас есть старая застройка. Учитывая все постановления и документы, следует определиться, является ли река Лыбидь рекой. Должен быть нормирующий документ, согласно которому я могу требовать убрать эти сооружения (гаражи). Я послал письмо в кооператив, гаражно-строительный, который размещен на открытой части реки, проинформировал их, что они строят на территории природоохранной зоны. Они даже этого не знали. Проблема Октябрьского района — построить канализацию для бытовых оттоков. Это не только вопросы этики, но и эпидемиологии. На Караваевых дачах частный сектор частично канализирован из Лыбиди. Просто парадоксальная ситуация: есть вода, которую дает Киевводоканал, однако нет куда ее сбрасывать. Есть самовольные неконтролированные подключения.

Для очистительных сооружений нужны проекты на все коллекторы. Ситуация тянется с 1971 года. Обгонные коллекторы — это не выход. Невозможно перекрыть почти пять очень больших выпусков. Из них в бывшем Октябрьском районе два. Монтировать автономную сливную канализацию теоретически возможно, а вот практически… Ряд коллекторов идет под предприятиями, организациями, учреждениями. Программа «Киев без окраин» предусматривает строительство очистительных сооружений в частных секторах (план благоустройства столицы расписан до 2010 года). Пункт 51 этих мер — «Строительство канализационного коллектора частного сектора». Исполнитель — Киевводоканал, в качестве заказчика — городской бюджет… Опять средства.

Но реку следует восстановить. Как ее ни отравляют и ни загрязняют, а все же она имеет чистые источники. Даже бетон этому не помешает. Года два тому назад я думал, что это практически невозможно, но, когда посмотреть, что сделали на майдане Незалежности, то верю, что и Лыбидь можно будет восстановить.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать