«Живые» знания как открытие мира
Василий КУШЕРЕЦ: «Вложения в интеллект нации дают фантaстическую отдачу»Что способствует и что мешает распространению знаний среди украинцев? Действительно ли мы переживаем сейчас всплеск мракобесия, пролог к эпохе «бубенов и шаманов»? Каковы достижения Всеукраинского общества «Знание» в день его 55-летия (отмечается именно сегодня, 17 января)? На эти и многие другие вопросы отвечает председатель правления общества «Знание», кандидат философских наук Василий Иванович КУШЕРЕЦ.
«ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, МУДРОСТЬ»
— Основание нашего общества — не чья-то прихоть, а объективная необходимость. Потребность в распространении знаний всегда существовала в украинском обществе. До революции в Украине был большой процент грамотных людей — приблизительно 70% умели читать и писать. На территории Украины всегда жила идея просвещения, прежде всего научного. А потребление знаний ускоряет общественное развитие, которое, в свою очередь, требует абсолютно новых знаний. XXI век — это время, когда единственным возможным ресурсом будет интеллектуальное богатство и потенциал. Сейчас, конечно, доминируют материальные ресурсы и наше общество является индустриальным, господствуют безжизненные знания, воплощенные в машины, технику и т.п. Мы можем сказать, что в XX ст. человечество выработало 95% знаний за всю свою историю, и только 5% — в предшествующее время. В XXI ст. процесс выработки знаний еще ускорится; мы замечаем, что сумма знаний принципиально обновляется каждые три года. Изменяется и парадигма, концепции, подходы... Уровень общего интеллектуального развития человечества определяет уровень каждого человека, и когда мы говорим о роли таких личностей, как Чижевский, Вернадский, — видим очень большое значение коллективного разума, то есть ноосферы. Раньше очень сложно было это понять — но теперь мы по-новому понимаем определенные явления, переосмысливаем Библию (там сказано, что вначале было Слово, Мудрость). Физик этого не понимает, говорит: сначала было вещество, потом оно эволюционирует и т.д. Но если вещество существует в интеллектуальной среде коллективного разума, голоса, мудрости — оно по-иному используется. Знания формируют абсолютно новую философию человека, так называемый «незатухающий возраст»: человек должен быть активным на протяжении всей жизни.
— Считается, что прессе не свойственно все-таки заниматься просвещением. Наша же газета занимается этим постоянно; есть тематические страницы — «История и «Я», «Украина Incognita», интересные рубрики по многим отраслям знаний, где выступают известные ученые, социологи, философы. Какие возможности есть сейчас у вашего общества? В 70—80-е годы «Знание» имело довольно разветвленную сеть. С какими проблемами вы сталкиваетесь сейчас?
— Простейший способ распространения знаний — через устное слово. Даже в современной Америке на всех уровнях работает живое слово. Так передается энергия, у человека появляется вера в завтрашний день и т.д. — и общество действительно ощущает оптимизм. Приблизительно такую функцию выполняло общество «Знание», когда оно выступало распространителем знаний через устное слово и книги. Общество было центром, где реализовывался творческий человек. Одно из направлений — лекторство. «Знание» никогда не было государственной организацией. Например, после того как человек прочитал лекцию, заказчик просто переводил деньги на счет общества, которое и выплачивало гонорар лектору. Мы никогда не брали деньги ни из бюджета, ни из какого-либо партийного фонда. Общество «Знание» всегда работало на хозрасчетных условиях.
— Наверное, довольно трудно сочетать идеологию с настоящей наукой?
— Мы, наверное, первые, кто начал употреблять слово «перестройка»... Помню лекции академика Виктора Глушкова в Доме научно-технической пропаганды. На каждой лекции был переполненный зал. Глушков говорил: нужны электронные деньги, большая индивидуализация жизни каждого человека; гениально предвидел развитие общества. Он еще утверждал: электронное, виртуальное общество — не проблема. Очень смело выступал Николай Амосов, говоря, что это все чушь, что говорят «казенные» коммунисты (как он говорил, «марксисты-колбасисты»), создание искусственного интеллекта — вопрос времени; его можно создать творческим, и всегда будет единство живого человека и искусственного интеллекта. Киев еще 30 лет назад был интеллектуально чрезвычайно мощным городом с развитой интеллектуальной базой. Первые компьютеры были созданы Лебедевым именно здесь. Сейчас мы заметно отстали, к сожалению.
— Расскажите, пожалуйста, каким вы сейчас видите вектор развития человека в Киеве, в Украине.
— Рыночные отношения — это факт. Прежде лекции читались не по практической, а по интеллектуальной потребности. Сейчас информация имеет чрезвычайно большую ценность. Появились более прагматичные подходы, надо жить в конкурентоспособной среде, представлять свои товары в должном виде с должным качеством.
«ФАКТОР ВЕРЫ — ОСНОВНОЙ РЕГУЛЯТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ»
— А каких союзников вы видите в своей деятельности? Раньше было большое количество просветительских программ. Теперь же последовательной просветительской государственной политики не видно...
— У нас, прежде всего, нет координации... За рубежом образовательные программы имеют коммерческий характер, там изучают, в какое время какая категория граждан смотрит эту программу, и ставят, скажем, соответствующий блок рекламы. Впрочем, на базе общества «Знание» мы возобновили Университет современных знаний — университет дистанционного образования. У нас сейчас есть в обществе издательство и университет; существует сеть областных организаций (часть из них самостоятельные), внедряющих актуальные знания; распространяем лекции через Интернет и на видеокассетах, хотим влиять на образовательный процесс.
— Вы по специальности — философ-социолог, то есть кому, как не вам, ощущать мировоззренческую составляющую знаний. Яркий пример: в известное время читались лекции с четкой атеистической направленностью. А теперь встречаются лекции такого плана — «Крах теории эволюции Дарвина», «Факторы существования Бога». Это что, поворот на 180 градусов? С философской точки зрения, где предел плюрализма?
— Отвечу на этот вопрос как социолог. Во-первых, нет ни одного человека, который ни во что не верит: то ли в сверхъестественную силу, то ли в Творца, в разум и т.п. — это доказано многими тестами. Чем атеист отличается от воинствующего атеиста? Воинствующий атеист — это тот, кто еще больше верит в Бога, нематериальную силу... Фактор веры — основной регулятор человеческого поведения. Например, вся медицина построена на вере; после определенной последовательности действий будет конкретный результат. Теория Дарвина — одна из возможных гипотез естествознания. Это не означает, что она полностью доказана. Теория Дарвина дала чрезвычайно большой толчок в области обществоведения и естествознания; прежде всего социал-дарвинизм — когда идет борьба за выживание в среде, виды борются между собой, в результате этой борьбы происходит селекция и т.д. Но сейчас мы живем в чрезвычайно гармоничном мире, и революция — это патология истории. Современная мораль должна быть не конфронтационной, а компромиссной . Борьба под лозунгом: «Да здравствует идея, но за это умрет мой сосед» — это антигуманистический подход. И что важно: когда человек задумывается над содержанием жизни, он приходит к идее Бога. Так как человек знает, что есть понятие сакральные, священные, божественные. Это следует из его внутреннего мира; это результат его раздумий, осмысления, переживаний. Так возникают эзотерические знания — знания, идущие изнутри. Не надо бояться этого слова. Это процессы, основанные на осмыслении, на озарении, их природу мы еще не знаем.
— С другой стороны, есть некая опасность. Мы живем в век компьютеризации, но наблюдается определенный толчок мракобесия. Какие знания сейчас популяризируются? Знахарство, нетрадиционное лечение, экстрасенсорика... Посмотрите, какая литература пользуется спросом.
— Вы же знаете, что очень многие книги пишутся с одной целью: заработать деньги, сделать скандал, сенсацию, себе имя, реноме и т.д. Эту ситуацию надо понимать, и если все общество будет правильно видеть ее, оно будет выбирать, и такие процессы сами собой затухнут.
— Но можно ли установить грань между наукой и псевдонаукой? Например, если физик заявит, что изобрел «вечный двигатель», то его высмеют. Иначе у историков — вот в Москве появляются книги, того же Фоменко, которые доказывает, что «всю» историю надо писать заново. И люди читают и верят.
— Да, об этом надо говорить, акцентировать эту проблему, и газеты тоже должны поднимать эти вопросы. Нужно задействовать Интернет. У нас миллион сайтов, но спросом пользуются развлекательные составляющие. Научно- технической продукции в Украине потребляется раз в пять меньше, чем в России. Это, конечно, идет от общей культуры развития человека, от общей фундаментальной основы его знаний, ведь сейчас, кроме специальных, нужны фундаментальные знания, профессиональные и компетентные.
«СТАБИЛИЗАТОРАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ЗНАНИЯ И ИНТЕРЕСЫ»
— Следующий довольно прагматичный вопрос. Каково сегодня положение в школе, особенно, сельской? Раньше выписывали журналы, брошюры, что-то шло в сельские библиотеки. Сейчас с этим очень тяжело. Есть ли у вас рычаги, которые смогут помочь поднимать школу?
— В Украине 20 тысяч школ, бюджет очень маленький... Село сейчас осталось почти без газет, разве что есть «Сiльськi вiстi» с огромным тиражом и собственной сетью распространения — и с определенной точкой зрения на проблемы. Если и есть компьютеры — нет человека, который мог бы научить их работать. Мы можем взять на себя эту составляющую часть: подготовку учителей, чтобы как-то помочь государству. Приведу один из примеров. После выхода Указа Президента о земле мы при содействии фонда «Відродження» издали брошюру «Бери землю у власнiсть i господарюй» и донесли ее практически бесплатно до каждого сельсовета. Издавалось много толстых книг на эту тему, но их фактически никто не читал. Брошюра была подкреплена выступлением лектора, которому приходилось очень тяжело, так как он имел дело с большим количеством людей — 700-800 человек, и все вопросы надо было решить незамедлительно. Нам нужны «живые знания». То есть существуют неотложные вопросы, о которых у людей нет четкой мнения. Только в результате содержательной дискуссии у человека возникнет свое мнение, позиция, и только тогда у него есть вариант какого-либо решения. К величайшему сожалению, у нас фактически нет общественного мнения, есть настроения, каждый раз разные. А стабилизаторами общественного мнения являются знания и интересы.
— Василий Иванович, как измениося состав лекторов по сравнению с советскими временами?
— Штатных работников в центральном аппарате общества «Знание» — 120 человек и более 500 по областям. В орбиту нашей работы за год вовлечено приблизительно от 50 до 100 тысяч. Но мы скромно называем 50 тысяч. Мы выиграли несколько грантов во время избирательной кампании: мы разъясняли Закон о выборах, проводили консультации о выборах, работали, без преувеличения, на все партии.
— А каково состояние вашего сотрудничества с Национальной академией наук, с другими учеными?
— НАН Украины — среди наших основателей. Прежде всего, академики НАН Украины — члены нашего президиума. Во-вторых, мы должны распространять знания, которые они открывают, и быть местом, где эти знания могут реализовываться. Интеллектуальная элита — это наше золото, наше богатство.
— А кто из известных академиков сотрудничает со «Знанием»?
— Сытник Константин Меркуриевич — член президиума, Таран-Жовнир Юрий Николаевич — председатель правления общества «Знание» в Днепропетровской области, Онищенко Алексей Семенович — директор Национальной библиотеки имени Вернадского, Кремень Василий Григорьевич — министр образования, философ и академик НАН Украины.
— Насколько точно удается прогнозировать развитие общества на 20—30 лет вперед?
— Будущее тоже рождается из настоящего, оно программируемо. Социолог может сказать, каким будет будущее. Это довольно просто. Здесь работает механизм самореализации прогноза. Если мы манифестируем то, чего сейчас хотят люди, значит, за эти ценности люди будут бороться, и они будут в скрижалях общества завтрашнего дня. Как в «Песне о вещем Олеге» — смерть от коня была «подготовлена». Мы мыслим моделями: я должен жить там, где господствуют определенные общие культурные универсалии, которые определяют и фактически регулируют поведение людей. К тому же ни одна идея еще полностью не реализовалась, кроме учения апостолов Павла и Петра. Ни у Маркса, ни у Энгельса, ни у Ньютона . Хотя, например, Эйнштейн или Ферми в 25 лет сделали открытия, перевернувшие все мировоззрение.
В ПОИСКАХ ОБЩЕГО «ТЕЛА»
— А наши молодые таланты, если не гении, в 25-30 лет вынуждены уезжать за границу. Об этом надо кричать.
— Общество не выращивает элиту. «Теория элит» свидетельствует — есть 10% людей, которым присущи черты лидера; они способны создавать новации. А другим 90% это не надо, они будут подражать идеям, которые те создают.
— Нам рассказывали, что в Черногории правительство возвращает на Родину своих интеллектуалов, уехавших за границу. К тому же не только возвращает, но и «выписывает» дополнительно (с предоставлением ПМЖ) уже несколько десятков «светлых голов» из России, Украины, Прибалтики. Сейчас в Черногории мощная интеллектуальная база, они заботятся о будущем своей страны.
— Абсолютно правильно. Я эту проблему изучаю. Сначала это делали страны Востока, например, Корея. Там делается все для возвращения интеллектуалов: отменяются налоги, дается работа, увеличивается зарплата. В Тайване при возвращении предоставляются льготные условия. Китай, наоборот, развивает землячества за границей, но внутренние связи обязательно сохраняются. Мы должны помнить — у нас есть общее этническое тело. Наша беда в том, что мы пока этого не понимаем. Япония была очень активна в процессе получения знаний, японцы публиковали абсолютно все технические издания на английском языке. Сейчас, когда страна достигла такого фантастического уровня, она фактически закрыла информацию, публикуя ее только на японском языке. Там поняли, что информация имеет чрезвычайно высокую цену.
— Кажется, в прошлом году президент США Буш выступал в конгрессе и высказал абсолютно точную мысль: из всех финансовых вложений, инвестиций, бесспорно, наиболее прибыльные и сейчас самые необходимые — вложение в интеллект нации. Они дают фантастическую отдачу. У нас это понимают?
— Да, понимают. Говорят у нас об этом. Да, вложения в интеллект нации дают фантастическую отдачу.
— Говорят. А в Америке делают.
— Это отдельная проблема, почему мы так отстали. У нас был совсем другой уровень образования. Наше образование было направлено на максимальное накопление информации, но мы очень часто не могли ее реализовать. Запад пошел другим путем. Мы в свое время все интересовались проблемой: что там в Гондурасе? Лектор по международным проблемам был наиболее популярен. А американца интересовало, что делается в сфере его специальности. То есть была праксеологическая направленность образования. Сейчас мир пошел вперед: например, в Тайване из 10 тысяч человек 700 получают высшее образование. У нас в 1986 году было 176 человек из 10 тысяч, сейчас — приблизительно 330 человек. В России еще больше. Например, во Франции образование полностью государственное, на него выделяются огромные деньги. У нас очень большой интеллектуальный потенциал, который мы просто не используем. Мы должны знать, что никто нам не поможет, необходимо максимально использовать наши внутренние ресурсы. Такая же ситуация и в Индии, которая за 10-15 лет достигла огромных успехов и сегодня 13% национального дохода получает от производства программ. Украинцев во всем мире приблизительно 70 миллионов: в России, Канаде, США, в Аргентине, Бразилии... И главное сейчас — установить коммуникативную связь, объединить всех украинцев, чтобы они ощутили свою причастность к нации, ощутили свое общее «тело».