Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Жизнь в прямом эфире

Интеграция в общемировое пространство невозможна без онлайн-мышления!
06 марта, 18:57
ФОТО C САЙТА CREATIVEPLANETNETWORK.COM

Развивая телевидение прямого эфира, очень часто слышу вопрос от зрителей: когда же будет повтор? Удивляюсь. Ведь режим реального времени позволяет видеть жизнь без купюр и цензуры! Более того, проживать эту жизнь вместе со всеми. Но такой привычки, потребности и даже навыка у нашего телезрителя, читателя, слушателя нет. Это СNN показывали в прямом эфире наше ГКЧП, а советские зрители смотрели... балет.

В это время цивилизованный мир учился и реально сокращал скорость доставки информации до полного режима реального времени. Бизнес со скоростью мысли провозгласил Билл Гейтс и успешно реализовал мировую глобальную концепцию. В это же время почта в Украине так и не научилась за 20 лет доставлять ежедневно газету и корреспонденцию.

Из-за отсутствия доставки в стране нет ни одной по-настоящему ежедневной газеты. А тем более — утренней и вечерней. К тому моменту, когда научимся доставлять — будет отсутствовать читатель, который имеет потребность начинать свое утро с новостей.

Google-аналитик позволяет наблюдать уже несколько лет тенденцию, что по утрам среди украинцев, заходящих в Интернет с запросом «новости», 78 процентов составляют киевляне. На всю страну приходятся оставшиеся проценты. Представляете, огромная страна просыпается и не знает, что происходит или что произошло, пока мы спали. Наши украинские пользователи не имеют навыка онлайн-мышления. Это главный навык, который мы все должны в себе вырабатывать.

* * *

Завершился период бурного роста 1990-х, когда даже села мечтали, чтобы у них было телевидение. И фактически, телевидение деда Ивана — это реализация мечты большого количества технарей в Украине. Дед Иван — этакий любитель-связист, который хотел реализовать свою мечту и показать односельчан по телевизору. Фактически он оказался первым в стране эфирным вещателем. Около клуба поднял оглоблю, на которую водрузил антенну и потом подал сигнал с передатчика, собранного своими руками.

Отечественные связисты все эти десятилетия надеялись сохранить монополию на вышки и средства связи. Это оказалось довольно хлопотной задачей. Монополию вышек нарушили мобильные операторы. Мировому капиталу и мобильщикам надо было стремительно повышать качество связи — увеличивать число передатчиков по стране, а отечественные связисты не желали договариваться, торговались и упирались. Решение пришло быстрое и достаточно эффективное: установку вышек и передатчиков на всех альтернативных источниках — многоэтажки, собственная земля; производство недорогих, но функциональных вышек — освоили даже отечественные производители, а передатчики мировые производители мигом поставили в необходимом количестве. И еще мировой капитал нанес ответный удар и не сертифицировал отечественных разработок.

Таким образом, были подорваны две монополии. Оставался последний оплот — услуги телевизионной связи. И что? Снова оглушительный проигрыш! Внедрение цифрового телевидения произошло без традиционных связистов. Концерн РРТ долго рассказывал о проблемах и о необходимости выделить сумасшедшие бюджетные деньги на присоединение страны к цифре и, фактически, шантажировал общество, зажав всех нас между сроками выполнения обязательств перед мировой общественностью по внедрению цифры и своим монопольным положением. «Мышь, загнанная в угол, не сопротивляется? — Не верьте этому», — учил великий Дисней. «Зеонбуд» стал своеобразным выходом из тупика, который продемонстрировал, что решение может быть предложено, реализовано и внедрено быстро и качественно. Оно опиралось на опыт иностранцев и фактически их технические решения. Сегодня концерн РРТ на пороге технологической смерти. Огромные вышки и тысячи людей по стране не нужны. Отключение от аналога — вопрос уже решенный. Фактически в 2013 году мы уже реально будем готовы к отключению. Но опять никакой нормальной общественной дискуссии: что произойдет с монополией, которая десятки лет держала за горло развитие телевидения? По-настоящему на телевидении заработали связисты и юристы, в то время как во всем мире зарабатывали производители контента. А связь — это транспорт, доставка. К тому же, проезд не может и не должен стоить 80 процентов от суммы зарплаты. Тогда в один прекрасный день пассажир может задуматься над простым, но очевидным решением — поиск альтернатив. Проще всего — выйти из автобуса. Уволиться. Так поступило множество региональщиков в конце 1990-х: они продавали свои бизнесы и ушли навсегда с этого рынка. Переехать в другой район поближе к работе — тоже вариант экономии на проезде. Главное, он позволял самым активным выйти на новый уровень. И десятки региональщиков переходили на спутники, на другие рынки вещания. Как создатели уникального контента, они оказывались в выигрыше.

Стремительное развитие телевидения в нашей стране сыграло злую шутку с телезрителями и телепроизводителями. Все это усугублялось еще и проблемами с развитием гражданского общества. Поэтому тему можно разделить на три составляющих — зрители, менеджеры и связисты

И наконец — поискать альтернативный транспорт. Например, купить автомобиль. Таким авто для многих стали спутники. Пусть поддержанный и старенький, зато никто не хамит и еще мило улыбаются. Услуги спутниковой связи продавали иностранные фирмы, так что умелое отношение к потребителю принесло скорый результат. 3,2 млн спутниковых антенн — это новый уровень! Но и это не заставило задуматься связистов. Им бы постараться что-то поменять в своем подходе. Но им было не до этого — от них уходили клиенты. Поэтому с оставшихся надо было лупить по полной — уже три, а то и четыре шкуры снимать, чтобы пополнить доходы от не уехавших. Тем самым делая жизнь оставшихся невыносимой. При этом кресла в этом автобусе уже прохудились, двери иногда уже не открывались на остановках. И только мужество и героизм старых опытных водителей заставлял двигаться технологически устаревшее предприятие. И вот тогда появился новый высококлассный транспорт — цифра! И не устаревшая, которую опять в качестве базового решения предлагали герои вчерашних телевизионных баталий, а самое современное решение — DVB-T2. Практически за год была смонтирована уникальная сеть. И благодаря этому в стране стало в два раза больше национальных каналов. 20-летие независимости Украина встречала с новым составом игроков и команд. Впервые были созданы условия, при которых появился шанс заработать самому телевидению, то есть владельцам и творцам, а не связистам.

* * *

Отсутствие стремления к переменам, а главное — нежелание думать о завтрашнем дне мотивировало рынок предлагать новые интересные решения. Мобильный контент, интернет-телевидение, Smart TV. Но весь этот набор инструментов в Украине может остаться грудой металла, если мы не ответим на простой рыночный вопрос: сколько у нас реальных потребителей и покупателей информационного продукта или, вернее, медиа-продукта? СМИ должны реально ощутить, сколько у нас в стране читателей, радиослушателей, зрителей. Например, старшее по возрасту средство массовой коммуникации — газета зависит от количества проданных экземпляров. Все очень легко подсчитать: сколько покупателей — такой тираж. Чем больше тираж — тем больше продаж. Чем выше продажи — тем выше устойчивость бизнеса и его самостоятельность.

Удалось ли нам научиться продавать газеты? Настоящие, общественно-политические? Так, в соседней Польше тираж ежедневной общественно-политической газеты (не желтого таблоида) «Газеты Выборчей» составляет 500 000 экземпляров! Мы научились делать хорошие качественные газеты, и «День» тому подтверждение, а продавать? Для примера, в Николаевской области областная газета 20 лет назад продавалась тиражом 127 000 экземпляров. Сегодня едва насчитывается 25 000, и это еще хороший тираж. Наиболее популярный рассказ о том, что читатель просто ушел в Интернет. Да, это мировая тенденция, но не наша. Читатель перестал быть потребителем информационного продукта — вот самая страшная гипотеза, которую выдвигают специалисты Колледжа прессы и телевидения. Потому что кривая падения продаж печатных медиа и рост пользователей Интернета не коррелируют. Мы первыми в Николаевской области вместе с посольством США реализовывали проект — «Интернет для журналистов». В 1998—1999 гг. показатель пользователей компьютерами и Интернетом был близок к нулю. Сегодня, 12 лет спустя, в это сложно поверить. Стало быть, можно развивать пользователей? — Да, если правильно подходить к решению проблемы. И главное, правильно распределять нагрузку. Специалисты по медиа-образованию Канады еще в 1960-е  гг. определили: когда возрастают объемы информации — потребитель не увеличивает потребление, а сокращает. Попадает в информационный кокон. И берет только то, что нужно для поддержания физического состояния. Выход из кокона   — сложный технологический процесс.

Таким образом, воспитанием потребителя СМИ — читателя, слушателя, зрителя — последние 20 лет никто не занимался, это факт! Напомните, на каком предмете учат в школе читать газету? Мы уверены, что и так все это умеют. А научить ребенка читать газету могут только... Учителя — точно нет. Они сами не читают, потому что их уже никто этому не учил. Родители — их квалификация зачастую столь же низка. Надежда только на бабушек и дедушек, но у них превратное понимание печатного слова, доставшееся от СССР. Современная газета гражданского открытого информационного общества — это сложный медиа-процесс! Не только чтение, но и понимание роли гражданина и медиа в жизни общества, страны, мира. Быстрая диффузия в европейское пространство поставит новые задачи. Сползание к Востоку усугубит положение. Фактически, это проблематика всех постсоветских стран. Механизмы выхода будут разные. Очень приятно, что Украина в этом вопросе окажется старшей сестрой. Просто нам повезло, у нас 15 лет подряд проходил Национальный конкурс школьных газет, который в этом году уже международный. Свыше 17 000 изданий прошло за эти годы через конкурсное жюри, а также свыше 60 000 детей и около 12 000 педагогов. Это люди, которые учились не только читать издания, но и писать. Это дало количественные изменеия и создает предпосылки для качественного роста. Накоплен колоссальный массив информации. Его анализ и подготовка выводов и рецептов зависит от привлеченных ресурсов. Силами Колледжа прессы и телевидения — это еще несколько десятилетий. При объединении усилий — за три-четыре года можно добиться серьезных результатов.

Воспитание читателя, слушателя, зрителя — проблема № 1. Не будет потребителя — не будет экономики. Но в случае с медиа — не будет потребителя — не будет страны. Социальная функция СМИ не выполняется. Нет развития гражданского общества. Нет ответственных выборов. Не развиваются политические элиты. Наступает паралич исполнительной власти. Все! По сути, это путь, который прошел СССР после перестройки. Привычные партийные СМИ пошли вразнос, гласность и перестройка развалили сознание. И надо было учить новой жизни всех, но никто не хотел это воспринимать всерьез. Научиться все же пришлось. Цена заплачена высокая. Поэтому у нас есть максимум год, чтобы начать упорные тренировки. Иначе атрофирование мозгов начнет приводить к деградации. А вот не хотелось бы это наблюдать.

Экономика СМИ зависит от рекламы. Наиболее успешным в этом процессе является телевидение. Ему удается привлекать наибольшую часть рекламного пирога. Покупки зависят от рейтингов и доли. Все красиво, по-западному: есть панель, есть приборы, есть показатели социологических служб. Все довольны. Кроме отдачи на рекламу! Мы не знаем: а сколько же у нас зрителей в стране? После Евро-2012 появился показатель, что реально смотревших футбол по телевизору оказалось всего около двух-трех миллионов. Это против восьми миллионов зрителей-поляков или 27 миллионов итальянцев! Вот это очень похоже на реальное количество пользователей. Фактически сегодня посредством покупки сет-топ-боксов мы должны провести перепись наших зрителей. И опять абсолютный позитив от внедрения цифры. Количество приставок — это четкий показатель новых зрителей.

По-настоящему современного развитого телевидения не будет, если мы не воспитаем ответственного развитого телезрителя. Каждый установивший сет-топ-бокс — это гражданин, принявший ответственное решение. Он стал осознанным пользователем телевидения. В истории украинского телевидения такого не было ни разу. Развитие аналоговой сети пришлось на эпоху средств агитации и пропаганды, когда «зомбиящик» человек покупал за собственные средства, но не сознательно. Мода, потребительский набор! А вот цифра — это элемент выбора и ответственного решения — потому что лучше, потому что качество, потому что больший выбор. Вместо 14 национальных каналов теперь 28. И уже с помощью цифровых приставок мы сможем запустить механизм общественного телевидения. Но общественное телевидение должно завоевать само общество. Механизм оплаты уже понятен — пользователи цифровых приставок смогут один раз в год оплачивать эту услугу. Но если это телевидение будет не нужно обществу, то граждане не будут за него платить. Простой и понятный для каждого механизм.

Проблемы, затронутые в материале, — только начало дискуссии о роли и месте СМИ в жизни Украины. Возможно, многие будут со мной не согласны. Готов слушать и обсуждать. Самое важное — нельзя оставаться равнодушным. Свободные медиа — свободная страна. Но недоразвитые медиа — это беда для граждан! Следовательно, развитие общества зависит сегодня от уровня развития СМИ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать