Жизнь в сказке «Репка» и «репка» в нашей жизни
(речь, прочитанная с бокалом в руке ученому собранию философов)
Сказка «Репка», несмотря на простой сюжет, имеет ряд особенностей, скрытых в ее тексте. Повествует она о том, что посадил Дед репку. А когда она выросла большая-пребольшая, и он не смог ее вытащить из земли, то позвал тогда Бабку. Бабка позвала Внучку, Внучка — Жучку, Жучка — Кошку, а Кошка позвала Мышку. И совместными усилиями они и вытянули репку. Вот, кажется, и все.
Чему же учит эта старинная русская сказка? Вначале может показаться, что эта сказка о преимуществах коллективного труда. Но более глубокие размышления над ее текстом приводят к некоторым вопросам: а могли ли, в принципе, Кошка и Собака, Мышка и Кошка подружиться и составить единый коллектив? И были ли лично заинтересованы Собака, Кошка и Мышка в результатах этого труда, нужна ли была им репка как продукт питания? Я думаю, что нет. Тогда почему же они трудились, вытягивая для Деда репку? Если о дружбе не может быть речи, то работали они по приказу. Их не попросили, не пригласили, их ПОЗВАЛИ. Причем старший по статусу звал младшего, и младший подчинялся. Таким образом, сказка фактически воспевает эффективность иерархической системы управления: прошло сверху вниз распоряжение призвать всех к труду, все, независимо от личной заинтересованности в его результате взялись одновременно за работу (за репку, в данном случае). И дело в интересах Деда было сделано.
Ну, что ж, и сказка о системе управления тоже имеет право на существование. Но что-то все же настораживает в ней, не дает ее воспринимать равнодушно. Наверное, то, что сама идея жесткой иерархии противоречит украинской ментальности. Напомню, что в Украине-Руси даже воинская организация называлась дружина — собрание друзей. Причем князь в дружине был старшим среди равных. (Возможно, именно на этой почве выросло наше хуторянство).
Так как же в таких условиях у нас появилась сказка «Репка»? Думаю, что она была привнесена к нам с севера, из бывших колоний Украины-Руси, в ту пору, когда они, освободившись от гнета Золотой Орды и объединившись в Московское государство, начали свою многовековую экспансию в Украину. Экспансия была не только политической и экономической. Важное место в ней занимала и борьба на идеологическом фронте. Внедрение в наш обиход унаследованной от Золотой Орды идеи безусловной иерархичности, которая затем трансформировалась в идею «старшего брата», проходило на всех уровнях. Включая и младшую возрастную группу, группу наиболее восприимчивую к информационному воздействию. Я полагаю, что сказка «Репка» в этом контексте выглядит как одна из довольно остроумных акций московских политтехнологов, направленных на трансформацию украинской ментальности.
Напомню, что спектр подобных акций был необычайно многообразен. Во времени они применялись несколько столетий, в пространственном измерении осуществлялись от г. Эмска, где был подписан известный указ, до Колымы. И все же, несмотря на этот многовековой идеологический пресс, мы выстояли! Стремление к самостийности и незалежности по-прежнему остается одной из ярких черт украинского характера, о чем не без досады говорят наши соседи, повторяя эти слова по-украински (выучили!). И нет, полагаю, ничего страшного в том, что, как говорят, «где два украинца — там три гетмана». Главное, что каждый из них ощущает себя личностью — свободной и независимой в своих помыслах и поступках.
За это я и поднимаю свой бокал!
(Слышны одобрительные восклицания и звон бокалов).