Перейти к основному содержанию

Зоосказка

Захочу — поиграю с пастью льва, помурлычу вместе с кошками, взлечу на крыльях грифона
12 ноября, 16:35

Смешение реального и вымышленного и есть игра ума, которая украсит прогулку, освободит от навязчивых, выспренных рассуждений о смысле, вложенном автором в выражение глаз каменного зверя, о том, сумел ли архитектор настроенчески выразить свою или хозяйскую фантазию — или очертить образ как-то особо философски. Это — хлеб исследователей, а мы — гурманы, и в чрезмерном избытке специи дотошного менторства могут и утомить. К чему подкожная анатомия — нужна фантазия только своя, а она жаждет натурального восприятия, да и все закодированное, или в основном все — в скульптурах зверей на старинных фасадах, по-житейски близко и основное желание очевидно: уберечь гнездо от беды, недоброго глаза и навета, голода, стихийных потрясений, потерь. Мы не карамелизируемся на какой-то четко выверенной программе, просто выбрали для себя приятный, энергетически не обесточенный день. Встретим что-либо вампирическое — почувствуем, но это не цель. Must have для туриста — настроение, тогда и сама жизнь зашуршит навстречу, увлекая дымкой образного откровения...


РАССКАЗЫВАЯ ОБ ИЗОБРАЖЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЖИВОТНОГО МИРА В ОТДЕЛКЕ СТАРЫХ КИЕВСКИХ СООРУЖЕНИЙ, НАЧАТЬ СЛЕДУЕТ С ДОМА АРХИТЕКТОРА ВЛАДИСЛАВА ГОРОДЕЦКОГО НА УЛ. БАНКОВОЙ. СТРОИТЕЛЬСТВО БЫЛО ЗАКОНЧЕНО В 1903 ГОДУ, И ВСКОРЕ ПОЯВИЛАСЬ ОТКРЫТКА, КОТОРУЮ ВЫ ВИДИТЕ (СЛЕВА). НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ НЕ ТОЛЬКО УНИКАЛЬНОСТЬ ИНЖЕНЕРНОГО РЕШЕНИЯ — СООРУЖЕНИЕ БЫЛО «ВПИСАНО» В ЧРЕЗВЫЧАЙНО КРУТОЙ ОБРЫВИСТЫЙ СКЛОН. ДО СИХ ПОР ПОРАЖАЕТ ТАЛАНТ ХУДОЖНИКА ЭЛИО САЛЯ, КОТОРЫЙ УКРАСИЛ ДОМ ИЗЫСКАННЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ...

На первое свидание, как и годится, пригласила самых любимых — грифонов с улицы Городецкого. Когда-то, при самой первой встрече, их попросту не заметила. Газетное репортерство — процесс динамичный, и сосредотачиваешься только на сегодняшней, то есть тогдашней цели — рассказать о кузнецах, которые здесь в 1986 году восстановили шляпу ворот по старым эскизам, оставив без изменений все кружево, вплетя, как было и задумано, дату их рождения — 1904 год. В газетный репортаж вошло и фото Сергея Пятерикова, на котором улыбающиеся кузнецы выглядывают из овала чудного верха Брамы. Так вот, почти над ними сидят два сильных, мощных грифона, фантастическим образом соединив в себе тело льва, а голову и крылья орла. Тогда, скорее всего, мимолетно скользнула по ним взглядом, подумала, что к этому еще вернусь. Вот и вернулась — они-то меня ждали — что для них десятилетия... Значит, чувства взаимны, и теперь у нас сложились отношения. Бывает, доверяю им что-то очень свое, ища одобрения и понимания. Люди, угнездившие сюда зверей-символов, уже давно, закончив свои земные дела, ушли, а они вместе с остальным братством по миссии продолжают жить, хранить и беречь их воспоминания — и, похоже, оберегать уже всех нас, как бы по наследству. Мгновение, выделенное из вечной деловой прессовки для созерцания, необыкновенно подпитывает — вот и признаюсь частенько в любви своим грифонам. Как бы не переборщить, промелькнула неновая женская мысль. Впрочем, тепла хватает и для двух лебедей на Тургеневской. Они почему-то стоят под самой крышей прелестного старинного дома во весь рост, повернувшись друг к другу. В их как-то совсем не птичьих, очеловеченных позах чувствуется такая отвага, что, запрокинув голову, можно долго-долго самозабвенно ими любоваться. Может, тогдашнему хозяину очень хотелось, чтобы в его доме были теплые, равные и близкие отношения, обогащающие любовь, вот и лебеди получились не привычно мармеладно-ласкающиеся, а заряженные на предчувствие новых далей...


КАКОГО ТОЛЬКО ЗВЕРЬЯ НЕ УВИДИШЬ НА ФАСАДАХ КИЕВСКИХ ДОМОВ...

С известными кошками, похожими на лубочные копилки, встречалась много раз. Уверена, что окно нижнего этажа дома на Гоголевской, построенного по проекту инженера Владимира Бессмертного в 1909 году (тогда он был доходным домом), столь изысканно и самодостаточно еще и потому, что охраняется этими двумя кокетками. Они, думаю, когда никто не слышит, мурлычат тут вволюшку и помогают кому-то найти выход. Если бы у Владимира Высоцкого рядом был такой уютный зверек, он и не почувствовал бы отчаянья, выразив его особо лаконичным откровением: «Ищу я выход из ворот, но нет его, есть только вход. И то — не тот».


МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ДРАКОНЧИКИ, ГРИФОНЧИКИ, ГАРГУЛЬИ — ТОЖЕ НЕПРЕМЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ АРХИТЕКТУРНОЙ ОТДЕЛКИ КИЕВА

В Киеве — огромное количество львов на старых фасадах — злых и угрюмых, беззубых и ощетинившихся, комичных и простоватых. Они, по традиции, располагались всегда в уязвимых местах — окнах, воротах, дверях, дымоходах, каминах. Причем львица — слева, а лев — справа. Домочадцы верили, что каменные звери защищают от злых помыслов и открывают путь добру. Правда, лично мною любимый лев живет вовсе не на фасаде, а в таинственном парке на улице Герцена, в атмосфере, избавленной от назойливой пестроты, в виде нагромождения своеобразных архитектурных елочных украшений. Ему достались от автора такие умные, страдающие глаза, что портрет льва повесила дома. Теперь страдаем вместе, так выходит веселее...


СОГЛАСИТЕСЬ, ТАКИЕ ЖИВОТНЫЕ ПРЕКРАСНО УКРАШАЮТ ГОРОД

Рыбы (высшая мудрость), собаки (верность), драконы (видящие истину), змеи (исцеление, хитрость, мудрость), летучие мыши (как ни странно, добродушие), птицы (приносящие вести от богов), зайцы (изобилие), лошадь (плодородие, материнство) — все это вплели люди в оформление фасадов, страстно желая помощи от оберегов-зверей. Пусть и наивно, но ведь вера даже в такие простодушные символы кому-то наверняка помогла. И дело, скорее всего, в том, что семья, выбирая зверя, чтобы украсить его образом фасад своего дома, уже любила его живого прототипа. Быть может, тот же кот, собака или лошадь и оживали в скульптурах как бы в память о них... Выходит, все по-настоящему: искренние чувства и желания как бы запечатывались в очертаниях, позе, взгляде... Мелькнула мысль — не так уж важны точные адреса, ищите сами своих зверей, и не только в гороскопах. Подарите себе ощущение первооткрывателя — оно самое сочное.

Когда мы встретимся, опять поищем что-нибудь вдохновляющее, но только не бесполое, а четко обозначающее прелесть разницы в восприятии. Это и создает объем.

Правда, мы его ищем всю жизнь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать