«Апостол» непобежденного духа
Майор-разведчик 128-й отдельной горно-пехотной бригады Виталий Постолаки погиб 14 февраля в районе Дебальцево![](/sites/default/files/main/articles/10042015/10postolaki.jpg)
На востоке страны продолжается так называемое перемирие, во время которого, тем не менее, продолжают умирать наши бойцы. В городах и селах Украины отдают последний долг и прощаются с Героями, погибшими при выходе из Дебальцево, при обороне Донецкого аэропорта, при выходе из Иловайска... Тела некоторых только сейчас удалось найти и опознать, вернуть их семье. «День» продолжает рассказывать о Героях, которые погибли на востоке страны, обороняя Украину и нас с вами. С мая прошлого года мы опубликовали уже более сотни таких историй в рубрике «Они погибли за нас». Это лишь небольшая часть, ведь за это время пало в десятки раз больше наших воинов. Вечная память Героям!
Виталий Постолаки на Закарпатье был известной личностью. И не только потому, что за своих неполных 50 лет успел поработать на ответственных должностях на таможне, в городской и областной власти, избирался депутатом областного совета, активно работал в «Просвіті». Прежде всего, его уважали за неравнодушие, обостренное чувство справедливости, которое приносило ему много проблем во время работы на чиновнических должностях, за попытки постоянно быть в водовороте общественных событий. Собственно, и его история призыва в армию — тоже почти уникальная: заявление Виталия в армию удовлетворили только после личного письменного обращения к министру обороны и начальнику Генштаба. Думаю, в украинской армии сегодня не слишком много наберется военных с такой «протекцией». На передовой Постолаки был с августа 2014-го. Там получил позывной «Апостол» и возглавил разведывательное подразделение 128-й горно-пехотной бригады, которая после боев в Дебальцево стала легендарной.
Во время непродолжительного затишья на Рождественские праздники Виталий получил короткий отпуск домой. Судьба распорядилась так, что мы совершенно случайно встретились в центре города и сразу же договорились об интервью. Разговор оказался откровенным, что и обусловило достаточно резкий общий тон интервью и критичность оценок и суждений в адрес высшего командования и политиков, которое «День» опубликовал 23 января, в день возвращения майора-разведчика на фронт. «Мы надеемся лишь сами на себя», — сказал тогда майор, характеризуя настроение наших бойцов, и рассказал, почему. События, которые через несколько дней спустя развернулись под Дебальцево, к сожалению, лишь подтвердили правдивость его слов.
Будучи майором, он не сидел в штабах, а постоянно находился в эпицентре самых тяжелых боев. При этом не только сохранял спокойствие и выдержку, но и заряжал уверенностью как своих бойцов, так и мирное население. На вопрос, какова ситуация, он всегда уверенно говорил: «Все нормально, все хорошо, воюем». Во время одного из боев он спас жизнь Олегу Бондаренко — военнослужащему 51-ого отдельного разведывательного батальона с позывным «Птица» — лично вынес раненого из-под обстрела.
В последний раз я пообщался с «Апостолом» по телефону поздно вечером 5 февраля, когда под Дебальцево враг в кровопролитных боях пытался окружить 128-ю бригаду, распространяя при этом паническую информацию о ее окружении. Виталий тогда просил меня опровергнуть эти слухи и, передавая привет на малую родину, просил земляков не распространять непроверенную информацию и свято верить в нашу победу над врагом.
А через неделю майора Виталия Постолаки не стало. Во время артобстрела позиций бригады мина 120-го калибра разорвалась за 2-3 метра от него. Очевидцы говорили, что погиб он мгновенно. Услышав эту трагическую и убийственную новость, восстановил в памяти едва ли не все, что знал о нем за многие годы нашего знакомства. Составив воедино крупицы воспоминаний, убедился, что срез его жизни — это во многом характеристика сегодняшнего Закарпатья, слишком тесного, чтобы боль его семьи не коснулась и тысяч других. В том числе и моей. Отец Виталия — Андрей Федорович — этнический закарпатский румын, радиожурналист, с которым мне в молодые годы повезло несколько лет поработать в одном коллективе. Мама — Калина Николаевна — украинка, учительница иностранного языка, в свое время учила в школе мою жену. Они воспитали не только замечательного человека, который честно делал свое дело и правдиво жил, но и мужественного патриота, который очень любил свой край, а еще больше — Украину.
Последний путь домой стал для «Апостола» сложным и длинным. По свидетельству военнослужащих, в автомобиль «Урал», который вывозил тела 12 погибших защитников Дебальцево, в том числе и майора Виталия Постолаки, поблизости Новогригорьевки Артемовского района попал вражеский снаряд. Большинство из них очень сильно обгорели. Впоследствии тела «второй раз» убитых украинских военных похитили боевики и направили в морг Луганска. Лишь 27 февраля волонтерам, в частности Нели Князевой, удалось обменять тела и доставить их в Днепропетровск. После процедуры опознания, на которую в Днепропетровск ездил давний товарищ Виталия — Павел Федака, 11 марта самолет 25-й бригады транспортной авиации доставил «Апостола» в родной город. На следующий день офицера похоронили со всеми почестями на Холме Славы Ужгорода, а депутаты горсовета получили ходатайство инициативной группы о присвоении имени В.Постолаки одной из площадей города.
Ужгород искренне разделил непоправимое горе с мамой Виталия Постолаки Калиной Николаевной, женой Еленой, дочками Мариной и Дарьей, семьей его тестя Алексея Корсуна. К своему 50-летию, которое должно было наступить 20 февраля, герой-защитник не дожил нескольких дней. В нашей памяти он так и останется «Апостолом» непобедимости украинского духа.
Герои не умирают!
Выпуск газеты №:
№63, (2015)