Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Похороните меня в вышиванке»

32-летний Роман Радивилов из городка Дергачи под Харьковом погиб в бою на Светлодарской дуге
21 февраля, 10:41
ФОТО ОЛЬГИ ГОНЧАРОВОЙ

В видеорепортаже начала зимы со Светлодарской дуги боец 54-й бригады Роман Радивилов с позывным «Гюрза» смеется, комментируя звуки артобстрела: «Сепары очень хотят в меня попасть! Их раздражает, когда мы свободно ходим по своей земле!». Через две с половиной недели, 18 декабря, боевики расстреляли Романа почти в упор из крупнокалиберного пулемета, он стал первым из пяти погибших в огневом столкновении.

Однако военная операция 18 декабря 2016 стала успешной: в ответ на враждебную атаку украинские военные перехватили инициативу, отбросили противника и заняли четыре опорных пункта на высоте, которые удерживают и в настоящий момент. Побратимы уверены, что именно героизм Романа и других бойцов делает возможными победы украинской армии.

«Еще в начале боя ему в ладонь попала пуля. Но он не отступил, только остановился и наскоро перевязал руку бинтом. Потом побежал дальше вперед, — рассказывает Анатолий Банген, волонтер из городка Дергачи, где родился и вырос Роман. — Ребята преследовали врага, который начал убегать от нашей артиллерии. Но сепаратисты сделали засады, и Рома попал под прямой огонь крупнокалиберного пулемета».

Подробности последнего боя Романа рассказал его побратим Виталий Бандурко с позывным «Бай», который шел с ним вместе в атаку и выносил его тело с поля боя. Вместе они прибыли в Пески еще в сентябре 2014-го, с тех пор два года подряд проходили огневые рубежи бок о бок. «Бай» рассказал, что «Гюрза» погиб не зря и считался среди военных настоящим легендарным украинским героем благодаря своей отваге и преданности Родине.

«МОГ ОСТАТЬСЯ ДОМА... НО ОН ВОЗВРАЩАЛСЯ НА ЛИНИЮ ОГНЯ»

Романа Радивилова похоронили 22 декабря 2016 года в центре его родного городка Дергачи на аллее славы около братской могилы героев Второй Мировой, сотни людей провожали своего героя, в городе был объявлен траур. На сорок дней на поминки собрались друзья, родные, побратимы и волонтеры.

Две вещи больше всего удивляют тех, кто знал и любил парня. То, что он — в обычной жизни тихий и скромный, вовсе не Рембо» — на войне оказался настоящим бесстрашным и талантливым воином, жадным к военной науке. А еще не могут понять, откуда у него проявилась неимоверная любовь ко всему украинскому, к своим корням.

«Он чувствовал какую-то необычайную любовь к стране. Просил: «Если я погибну, похороните меня в вышиванке!» Мы с ребятами выполнили его желание. Пока переодевали в вышиванку в морге, видели его страшные ранения», — рассказывает Анатолий Банген. Кстати, именно этот волонтер наладил в Дергачах производство бронежилетов, крепких, как американские аналоги, но существенно более дешевых. И они неоднократно спасали жизнь Роману — ему их волонтеры дарили.

 «Он с детства разговаривал на русском языке и на суржике, но сам перешел на хороший украинский, мы радовались», — рассказывают друзья из общественных организаций «Деркачевская альтернатива» и «Свободные люди» (до 1943 года Дергачи носили историческое название Деркачи). Также активисты рассказывают об активности Романа, когда речь шла об участии в патриотических акциях, вспоминают, как весной 2014 года по ночам красили столбы в желто-голубой цвет, устраивали митинги и учебу, как вместе с Романом патрулировали город от титушек, противостояли захвату админзданий, срывали российские триколоры, собирали вещи и продукты для армии.

Той же неспокойной весной 2014-го Роман пошел в военкомат, но медкомиссия его «забраковала», поэтому он стал добровольцем ДУК «Правого Сектора» и попал в Пески, чтобы «воевать до победы». Воевал в самых горячих точках, без официального статуса, на собственные средства и с помощью волонтеров покупал снаряжение, и, конечно, не получал зарплату — заключил контракт с ВСУ только осенью 2016 года, когда вошел в состав первой штурмовой роты «Вовків Подолянина» 54-й ОМБ (отдельной механизированной бригады) и прибыл на Светлодарскую дугу. У него даже не было статуса УБД, отмечает Сергей Островерх из территориальной обороны Дергачей, говорил, что «рано об этом думать до победы».

За два года войны Роман приезжал домой только из-за ранения, тяжелой травмы или контузии. Горел в машине, в которую попал снаряд, с его лица и рук слезла кожа, а пальцы утратили подвижность, казалось, навсегда. Но после лечения и операций он снова шел на фронт. «Мог остаться дома... Многие оставались! Но он возвращался на линию огня. Видел смерть ежедневно, но не боялся», — рассказывает волонтер Анатолий Банген, который знал Романа еще ребенком. «Говорил — буду воевать, пока Украина не станет свободной. Мы и подумать не могли до войны, что в нем столько отваги!»

В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ЗАНИМАЛСЯ ИЗГОТОВЛЕНИЕМ РЕЗНЫХ ИКОН

Многие подробности из жизни Романа выяснились лишь после его гибели и стали неожиданностью для тех, кто его знал. Например, боевые друзья рассказали дергачевцам, что о «Гюрзе» ходила слава смельчака. Сообщили, что он неоднократно ходил в Донецк в составе ДРГ, иногда — с одним ножом. «Были сотни случаев, когда он вел себя как герой, но об этом не рассказывал, — говорит побратим Андрей Бойко с позывным «Дракон». — Если бы все ребята были такими, государство бы возродилось».

Также не все знали, что в свободное время Роман занимался резьбой по дереву, делал иконы и дарил их товарищам. Часть его работ остались дома у мамы. А уже на траурной церемонии некоторые побратимы узнали, что Романа преданно ждала любящая девушка Аня.

Сергей Островерх, боец территориальной обороны Дергачей, рассказывает, что как только Роман выздоравливал от очередного ранения, сразу шел тренироваться к теробороновцам, чтобы поддерживать военную форму. Также Роман делился с ребятами военным опытом, учил, как вести себя в районе боевых действий, на что обращать внимание для выживания, как не попасть на растяжку, как спастись от гранаты. И сам постоянно старательно учился.

Роман посмертно представлен к ордену «За мужество» ІІІ степени, также волонтеры наградили его орденом «За оборону родного государства» .

«Киборг» Александр Карпенко, который был вместе с Романом в Донецком аэропорту, утверждает: «Парень жил, как герой, и погиб, как герой — в прямом бою, не от растяжки или осколка. Поэтому товарищи Романа готовят ходатайство, чтобы получить для него звание «Народного Героя Украины». Подавать документы будут как от командования 54-й ОМБ, где Роман воевал, так и от городской администрации Дергачей под председательством Александра Политухи, который поддерживает армию, к ходатайству приобщатся волонтеры во главе с известной «мамой Правого сектора» Наталией Шетиловой, активисты ОО «Свободные люди» и союз ветеранов АТО.

Несмотря на то, что ходатайство является очень длительным и требует сбора большого количества документов, люди утверждают, что не остановятся. Потому что история простого парня из Дергачей, бывшего казацкого городка на Харьковщине, должна стать известной на всю Украину.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать