Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бункер Главного центра пропаганды ОУН-УПА вернули из забвения...

Его нашли по координатам машинистки ГЦП Дарии Малярчин-Шпиталь
14 ноября, 11:53

Газета «День» объявила 2012 год Годом «Списка Сандормоха», чтобы таким образом вернуть из забвения сотни тысяч, а может, и миллионы имен украинцев, которые погибли в борьбе за свободную и независимую Украину. Задача чрезвычайно важная, ведь, по словам Збигнева Бжезинского, нация без памяти — словно человек без разума.

***

Карпатское село Корчин Сколевского района Львовской области из-за расположения около него Главного Центра Пропаганды ОУН и УПА оставляло свой заметный след, свою открытую страницу в истории легендарной Украинской Повстанческой Армии. Именно гору Кичеру, которая находится возле Корчина, ведущий деятель ОУН и УПА Петр Федун — «Полтава» выбрал местом расположения идеологического центра ОУН и УПА, работники которого вели не вооруженную, а более мощную войну — информационную. Войну за каждого небезразличного украинца!

О КРЫИВКЕ НА КИЧЕРЕ НЕ ЗНАЛО И МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ В КОРЧИНЕ

Знаково, что в канун 70-й годовщины создания УПА в мае этого года после длительных поисков удалось отыскать место расположения бункера ГЦП ОУН и УПА на г. Кичере, который функционировал на протяжении 1946—1948 гг. поблизости Корчина. Размеры крыивки редкостные — 35 метров в длину и 5 метров в ширину. Центр пропаганды был так хорошо законспирирован, что его долгое время не могли найти эмгэбистские отряды. Аж 7 апреля 1948 года, по показаниям связной Екатерины Зарицкой («Монеты»), бункер ликвидировали. Как выяснилось в разговоре с очевидцами, о крыивке на Кичере не знало и местное население в Корчине, без помощи которого подпольной борьбы бы не было.

А решающей в поисках крыивки стала информация 85-летней машинистки ГЦП на протяжении 1945—1948 гг., уроженки с. Корчин Дарии Малярчин-Шпиталь, которая в настоящее время проживает в Трускавце. Именно благодаря ее воспоминаниям удалось отыскать давно потерянный центр пропаганды ОУН и УПА. Как выяснилось впоследствии, в официальных документах МГБ, координаты местонахождения бункера были неправильными и отличались от реального места приблизительно на 1 км.

К слову, г. Кичера, где располагался бункер ГЦП, вошла в новый туристический маршрут «По горам нашей славы», который проходил 14—19 июля в этом году, начиная с Ясной горы в Гошиве, дальше пролегая по маршруту: Скалы Довбуша — с. Церкивна — г. Яворина (бункер проводника Карпатского краевого провода ОУН Ярослава Мельника — «Роберта») — г. Магура — г. Маковка — с. Тухля («Захар Беркут») — г. Лопата — г. Ключ — г. Парашка и завершился около твердыни патриотического духа на г. Кичере возле с. Корчина.

Символично и то, что в июле во львовском издательстве «ПАІС» вышли в печати воспоминания п. Дарии под названием «І стали нам ті наші гори твердинею у лютий час... Спогади друкарки Головного осередку пропаганди ОУН і УПА Дарії Малярчин-Шпиталь («Дарки»)», тогда же состоялась их первая презентация в Стрые в рамках Всемирного фестиваля украинских кредитных союзов.

Инициатором издания воспоминаний стал земляк Дарии Малярчин-Шпиталь, доктор филологических наук, профессор Роман Кырчив, именно он как работник-этнограф подтолкнул подпольщицу к их написанию. Координировал процесс издания воспоминаний руководитель экспедиции, которая нашла бункер ГЦП, депутат Львовского областного совета, Богдан Сидорак, которому передал рукопись Г. Кырчив. Упорядочиванием, научным и литературным редактированием, фотографиями занималась тоже уроженка Корчина — доцент кафедры украинской прессы факультета журналистики Львовского национального университета имени Ивана Франко, кандидат филологических наук Саломея Онуфрив. Совместными усилиями четырех заинтересованных людей «увидели» свет воспоминания Дарии Малярчин-Шпиталь, которые на протяжении более полувека она хранила только в своей памяти.

В воспоминаниях участница подпольной борьбы украинского национально-освободительного движения 1940-х годов Дария Малярчин-Шпиталь рассказывает, как формировалось ее мировоззрение, об ученическом увлечении пластунской жизнью, рискованных операциях связной ОУН, подпольных буднях поварихи и машинистки ГЦП, нестерпимых потерях: любимого жениха, руководителя Службы Безопасности ГЦП — Ивана Корчинского («Корчака», «Варяга») и матери — Софии Малярчин, этапе легализации и аресте органами МГБ в феврале 1949 г., скитаниях в тюрьмах Турки, Дрогобыча, тюрьме на Лонцкого во Львове.

Как в приключенческом романе смерть поджидала подпольщицу на каждом шагу: в январе 1946 года, впопыхах убегая из крыивки от неожиданной облавы, «одна нога боса, а друга — у шкарпетці», Дарка обмораживает себе ногу, той же весной 5 раз переболела тифом, а уже летом, работая с Богданой Свитлык над сборником новелл, из пистолета — немецкой «летунки» — который девушка носила без кобуры, на ремне через плечо, она случайно прострелила себе левую часть груди с вылетом между лопатками. Но судьба была благосклонной к Дарии — она выжила. Выжила, чтобы рассказать о бункере «Полтавы» и легендарных людях — подпольщиках.

В ЭПИЦЕНТРЕ ПОДПОЛЬНОЙ БОРЬБЫ НА СКОЛЕВЩИНЕ — ИЗВЕСТНЫЕ ИМЕНА УПА

Воспоминания ценны тем, что в эпицентре подпольной борьбы на землях Сколевщины появляются такие известные имена повстанческого освободительного движения, как главный идеолог вооруженного подполья ОУН и УПА Петр Федун — «Полтава», ведущий публицист Осип Дякив («Горновый»), героическая женщина, автор известных новелл «Учителька» (1947) и «Михайлик» Богдана Свитлык («Мария Дмитренко», «Доля»), редактор подпольных изданий и сотрудник ГЦП Хризанф Гонтар («Профессор»), редактор изданий Краевого провода ЗОУН (Закерзонье) Владимир Семенюк («Порендовский»), главный командир УПА Роман Шухевич («Тур»), генерал-хорунжий УПА Олекса Гасин («Лыцарь»), генерал-политвоспитатель Дмитрий Маивский («Тарас»), шеф ГВШ УПА (1944—1945) Дмитрий Грицай («Перебийнис»), сотрудник ГЦП Василий Галаса («Орлан»), руководитель технического звена ГЦП (1945—1946), а до этого руководитель радиостанции «Вільна Україна» (кодовое название «Афродита», которая функционировала на протяжении 1943—1944 гг. неподалеку от с. Сопит на Сколевщины) Василий Гоций («Волос»).

Из книги читатель чуть ли не в первый ли раз узнает о местных подвижниках: Иване Корчинском («Корчаке»), сыне священника с. Корчин — Мироне Воскресе («Мироне»), Семене Яценко («Коршуне»), Василии Поповиче («Довбуше»), Петре Корчинском («Стрийке»), Ярославе Рапее («Беркуте»), Антоне Хандоне («Вишневом»), Иване Корчинском («Янке»), Богдане Сойке («Степовом»), Григории Дулине («Всеволоде»), Евстахии Онуфриве (Вуйке»), Ярославе Дулине («Запорожце») и других земляках-смельчаках.

Тщательную конспиративную работу ГЦП подтверждает следующий факт. После проведенного организационного совещания УГОР в бункере «Полтавы» на Кичере при участии ведущих глав УПА — Романа Шухевича, Олексы Гасина, Дмитрия Грицая и Дмитрия Маивского — главного командира УПА провожала на станцию в село Верхнее Синевидное молодая девушка, сегодня 87-летняя жительница с. Корчина Мелень Ольга Константиновна. О том, кому именно она показывала дорогу, девушка узнала уже значительно позже.

Очевидно, что именно в корчинских лесах руководитель ГЦП Петр Федун — «Полтава» написал важнейшие идеологические труды — «Концепція Самостійної України і основна тенденція ідейно-політичного розвитку сучасного світу» (1946), «Україна погибає! Хто винуватий у цьому?» (февраль 1948) и «Хто такі бандерівці та за що вони борються» (1948).

Интересна предыстория появления последней публикации, кстати, одного из самых распространенных изданий того времени. О ней в воспоминаниях «Тисяча доріг» рассказывает сотрудница ГЦП (осень 1947 — май 1948 гг.) Мария Галаса-Савчин: «Полтава» вже закінчив був писати брошуру «Хто такі бандерівці», але в поспіху не захопив зі собою рукопису, і він попавсь гебістам ще до видання його в підпіллі. Захопив тільки нотес, в якому виготовляв плян брошури і писав замітки. На підставі цього нотеса він улітку 1948 року написав наново свою працю». Действительно, творческое наследие Петра Полтавы заслуженно можно отнести к «золотому фонду украинской политической литературы и публицистики 40-х гг. прошлого века».

Возможно, именно в бункере на г. Кичере, создала известные и популярные новеллы «Учителька» (1947) и «Михайлик» молодая и талантливая писательница Богдана Свитлык (известная как Мария Дмитренко). Впрочем, по воспоминаниям п. Дарии, точно известно, что летом 1946 года на горе Погар, что около Корчина, на портативной печатной машинке «Доля» (один из псевдонимов Б. Свитлык) написала сборник новелл из повстанческой жизни «Не на життя, а на смерть».

Герои ее текстов, как и сам автор, и его соратники, — это люди, которые не боялись думать, говорить и делать — одно и то же. Не боялись говорить то, что в действительности чувствовали, не боялись бороться за свои убеждения. Их Мысли, Слова и Действия были едиными. А это важнейшее правило свободного и счастливого Человека! Это правило победителей, а не рабов!

В истории каждого народа есть потери, но для украинцев ХХ в. в этом смысле самое трагическое- поражение украинской революции в 1917—1921 гг., три голодомора (1921—1922, 1932—1933, 1946—1947), политические репрессии, национально-освободительное движение 1940—1950-х гг.

Тоталитарная система последовательно и настойчиво ломала и уничтожала Человека! Среди населения с. Корчина в те времена больше всего пострадали (от 5 до 10 лет лагерей) талантливый художник, многолетний узник лагерей ГУЛАГа в Инте и Воркуте Иван Хандон, а также Малярчин Богдан Петрович, Хандон Николай Андреевич, Онуфрив Андрей Евстахьевич, Миндзив Теодор Осипович, Онуфрив Николай Алексеевич, Лесишин Дмитрий Николаевич, Онуфрив Зеновий Евстахьевич, Онуфрив Ярослав Андреевич, Онуфрив Владимир Петрович, Стасив Дмитрий с женой Ольгой, у которой сын Богдан родился в тюрьме, студенты дрогобычского техникума — Стасив Роман Васильевич и Андрушкив Теодор Иванович и мн. др.

ГРУСТНЫЕ ИСТОРИИ

Во время упорядочивания воспоминаний информационно обогатили беседы со старшим поколением Корчина, которые в то время были еще детьми, но не могут забыть ужасов и страхов прошлого. Они помнят и уважают своих близких родственников, которые не жалея жизни, как самой большой ценности человека, принимали участие в подпольной борьбе.

Особенно взволновала история, которую рассказала 79-летняя Мария Волос о своем дяде — повстанце Иване Дякиве. На Пасху 1945 года энкаведисты привезли убитого повстанца, который попал в засаду на Шляхте (части с. Корчина), для опознания в центр села, привязали его мертвое тело между двумя черешнями. По словам п. Марии, «люди, которые шли в церковь, глядя на такое издевательство, даже плакать не могли, потому что боялись». Потом тело покойного забрали в Сколе и закопали в потоке в Горбане. Уже в начале 1990-х в знак памяти о погибшем повстанце на том месте она посадила две символических черешни, которые обгородил цепями репрессированный Дмитрий Лесишин. Тогда же отправили заупокойную панихиду. Кстати, как оказалось, эту «грустную Пасхальную историю» 1945 года в Корчине хорошо помнит уроженец села, профессор Роман Кырчив, инициатор и автор предисловия воспоминаний.

Из рассказа дочери станичного Антона Хандона («Вишневого») — 80-летней Марии Хандон — стали известны обстоятельства смерти и место захоронения ее отца. Под Парашкой, из-за того что шел дым, энкаведисты нашли крыивку, ее отца ранили. Ему удалось спрятаться в лесу, три дня голодал, затем его нашли парни из с. Верхнее Синевидное и перенесли в Пауковый Поток. Пытались лечить, началась гангрена, лекарствами помогал местный священник Иван Щербанюк, но жизнь не удалось спасти, он умер своей смертью. Мать п. Марии ходила на похороны. Ее — подростка — с собой не взяла. Похоронили отца в Пауковом Потоке, на могиле поставили камень, но после того, как молдаване рубили лес, найти могилу, к сожалению, не смогли.

Несчастья в семье Хандонов продолжались: забрали две коровы, лошадь и воз, а когда «ястребки» с дороги стреляли в хату, загорелась крыша — хата сгорела. Тогда же сожгли еще две хаты — Ивана Корчинского и Василия Лавришина. К слову, вся семья Лавришиных — муж Василий, сын Владимир и жена Екатерина — трагически погибли в 1945 году в урочище Каменистое недалеко от Корчина.

Как выяснилось, отца п. Марии, Богдана Сойку и Ивана Дякива определенное время зимой прятал на чердаке своего дома мой дядя (родной брат моего деда) — Онуфрив Иосиф Дмитриевич, в то время как на первом этаже «квартировали» красноармейцы. Кормить повстанцев было нечем, приходилось варить фасоль двухгодичной давности

Еще одна уроженка с. Корчина — Оксана Палайда (девичья фамилия Румцив, 1939 г.р.), которая в настоящее время проживает во Львове вспоминает: отец погиб на фронте, мать осталась одна с тремя маленькими дочерьми. Однажды во время облавы к их дому прибежал Мирон Воскрес. Не знали, куда его спрятать, решили, что безопаснее всего на печи, где лежали дети — трое девчат. Действительно, таким образом им удалось спасти жизнь охранника ГЦП. НКВДисты не догадались заглянуть на печь...

Уже в 1980-х гг. п. Оксана работала в одном из львовских учебных заведений с родной сестрой сына корчинского священника Григория Воскреса — охранника ГЦП «Мирона» — Лидой. К сожалению, нам не удалось «найти ниточку» к ее семье.

Работа над упорядочиванием воспоминаний побуждала к мысли, что стоит немедленно начать сбор материалов о тех жителях с. Корчина, которые помогали повстанцам, о простых сельских женщинах и мужчинах, которые были очевидцами и участниками подпольных движений. Таких осталось, к сожалению, уже немного...

Но те, которые живы, помнят и свой страх, и своих близких. По словам Романа Кырчива, когда он спросил у своей мамы: «Не было ли Вам страшно помогать тем ребятам?», она ответила: «Конечно, страшно. Они немного старшие тебя и уже пошли на ту дорогу. Я не могла им отказать». И таких, кто не отказал, а поддержал, помог, было немало.

Как драгоценное сокровище машинистка ГЦП Дария Малярчин-Шпиталь с тех славных времен, с 1947 г., до сих пор хранит часть рушника от жениха «Корчака», с весны 1947 г. кусочек ткани, который остался от одежды «Доли», выпоротый внутренний кармашек из старой маринарки «Корчака» с 1945 г., старенький коц с 1946 г., с которым прошла все испытания в тюрьмах, и домотканую верету от женщины из села Берижок с 19 февраля 1949 года. Эти сокровища являются едва ли не последними свидетелями давно прошлых лет освободительного движения.

Сегодня понимаем, что имена героев подпольной борьбы — это имена в первую очередь простых людей, которые в своей жизни и своей борьбе руководствовались приоритетом долга — прежде всего приоритетом Идеи Свободной и Самостоятельной Украины, а уже потом перед собой и семьей — поэтому они не должны подвергаться забвению. Сегодня каждый сознательный гражданин имеет святую обязанность — уважать и не забывать собственную историю. Должны знать правду (какой бы горькой она ни была!), помнить и гордиться ею! Их имена высечены не золотом, а собственной кровью в истории Украины!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать