Единство контрастов
Впервые в Киеве проходит уникальная выставка мастеров лоскутного шитьяШитьем из лоскутков человечество увлекается с давних времен: известны египетский орнамент, созданный из кусочков кожи в Х в. до н. э., японский костюм той же эпохи с украшениями из лоскутов, китайский ковер IX в., собранный из множества кусочков одежд паломников в пещере Тысячи Будд. В Европе и Америке лоскутное шитье как вид искусства имеет многовековую историю, а в Украину пришло не так давно и на благодатной почве сегодня переживает свой расцвет.
Все больше талантливых мастеров участвуют в фестивалях и конкурсах, мечтают о создании Украинской ассоциации квилтеров и освещают свою деятельность на разнообразных интернет-сайтах («Все о пэчворке и квилтинге в Украине»). Поясним термины: пэчворк (patchwork, англ. patch — лоскут, заплатка; work — работа) — то же, что лоскутное шитье. Квилтинг (quilting, англ. — простегивание) — вид текстильного дизайна, в котором полотно дополняется стеганой фактурой. Арт-квилтинг включает в себя лоскутную технику, аппликацию, вышивку, батик, разнообразные стежки и строчки, использование бусин, пуговиц и бисера.
Татьяна Богачук и Ольга Чеботарева, члены Союза мастеров художественного текстиля Украины — участницы многих выставок и фестивалей: Всеукраинские съезды квилтеров, международный проект «Щелкунчик» музея Театрального искусства им. Бахрушина (Москва, 2010), Международная русско-украинская выставка «Ковер из сказок» (Харьков, 2012) и другие. Мозаичное сияние их совместного проекта «Единство контрастов» покоряет с первого взгляда, и кажется невероятным, что эти картины созданы из ткани. Присмотревшись, замечаешь тщательно подобранные лоскутки, геометрические орнаменты, безукоризненно проложенные строчки...
Одна из ведущих квилтеров Украины, Татьяна Богачук профессионально занимается лоскутным шитьем 15 лет, создала около 200 крупномерных квилтов и множество других работ — панно, одежду, сумки, аксессуары. Татьяну увлекает сказочная стихия: в представленных на выставке панно «Царство Берендея», «На златом крыльце сидели», «Ярило» зашифрованы славянские обряды и народные сказания, вышитые рушники и цветочные венки, печные изразцы и резные наличники. А с панно «Бабушкины сказки» смотрит добрым взглядом чародейная птица Сирин. Автор рассказала, что использовала здесь технику «артишок», когда треугольник из ткани складывается особым образом, как в искусстве оригами (работа награждена Гран-при на Харьковском фестивале художественного текстиля «Берегиня», 2012).
«Любовь самурая» — панно, стилизованное под кэса, покрывало буддийских монахов, которое шилось из квадратов, символизирующих рисовые поля, соединенных полосами ткани, словно дорогами. Следуя традиции, Татьяна использовала нечетное число прямоугольников, расположенных в определенном порядке, из которых, точно из окошек, выглядывают японские орнаменты. Тема дороги вновь возникает в панно «Аллея свежести» — куда ведет манящий путь среди расцветающих деревьев? Художницу он привел в Прагу, где она показывала эту работу на Европейском лоскутном фестивале, и на международную выставку «Дни пэчворка и квилта» в Голландии.
— Моя самая любимая работа — «Трансформация», — призналась Татьяна, — потому что мы ее кроили вместе с семилетним сыном: сортировали, раскладывали на длинные и короткие полоски, и ему это занятие очень понравилось...
Ольга Чеботарева начала учиться лоскутному шитью с 2008 года, и сегодня ее произведения демонстрируют высокий уровень мастерства, не случайно она показала здесь свою курсовую работу — нежного приглушенного колорита панно «Дебют» (классический сэмплер — покрывало из отдельных блоков). Секреты преображения раскрывают... подушки. В сказке Вильгельма Гауфа халиф произнес волшебное слово «Мутабор!» — и превратился в аиста. «Мутабор» — назвала свои подушки Ольга, и кусочки ткани превратились в причудливые узоры. А на подушках «Майолика» сверкают вариации на тему майолики в Барселоне, выполненные в технике «платочный калейдоскоп» — творческое открытие автора.
Две путеводные звезды Ольги Чеботаревой озаряют экспозицию: первая, Рождественская, с удивительными сочетаниями оттенков, красочной игрой фона и лучей, напоминает о скором зимнем празднике с обещаниями чудес. Вторая, восточная, украшает панно «Исфахан» (иранский город — родина персидских ковров). Светлая, традиционная для пэчворка восьмиконечная звезда с разноцветными лучами на темном фоне, в малахитовом узорном обрамлении, сшита вручную из шести тканей и украшена объемными деталями, а еще одна звездочка в центре — ноу-хау художницы.
Фантастическое панно «Средиземье» вдохновлено эпосом Толкина: сколько здесь морской синевы и небесной лазури, переплетенной с мудростью древних камней, знающих верный путь к заветному кольцу. А выполнена работа в технике «барджелло»: нарезанные полоски разных тканей (всего их около сорока) сшиваются в кольцо, вновь нарезаются и сшиваются со сдвигом — так возникает эффект многоцветной струящейся волны.
Выставка «Единство контрастов» открыта до 17 декабря в отделе искусств Киевской публичной библиотеки им. Леси Украинки.
Фоторепродукции Константина ГРИШИНА, «День»