«Отвратительная, но не пессимистическая»
Во Львове представили новую постановку спектакля - по братьям Чапекам
«Из жизни насекомых», а именно так называется спектакль, предпремьерный показ которого состоялся вчера, 8 ноября, в Театре им. Марии Заньковецкой. Это одноименная пьеса Карела Чапека, написанная в соавторстве со старшим братом Йозефом, в которой через мир насекомых показан смысл человеческого бытия.
Братья Чапеки - известные не только на родине, в Чехии, но и во всем мире деятели культуры.
Карел Чапек (1890 - 1938) - писатель, журналист, драматург и переводчик, а еще - доктор философии. В течение более двадцати лет сочинительства выдал сорок четыре книги.
Йозеф Чапек (1887 - 1945) - художник-кубист, график, фотограф, иллюстратор книг, также эссеист и поэт. Именно ему приписывают изобретение слова «робот», которое Карел ввел в свои произведения.
На протяжении многих лет братья сотрудничали при создании литературно-драматических произведений - и для взрослых, и для детей. Среди написанного в тандеме - и пьеса «Из жизни насекомых» (1921).
Поэтому воплотитель замысла классиков чешской литературы на заньковецкой сцене, а это режиссер-постановщик Вадим Сикорский, приступил к разработке материала, которому уже 98 лет!
«Это добротная классика, потому что пьеса понятна до сих пор, - говорит Вадим Сикорский. - Наверное, благодаря тому, что авторы выбрали необычную форму для раскрытия тематики. Это качественный синтез жанров, которые удачно дополняют друг друга. Чапекам удалось совместить фарс и трагифарс, которые перетекают в комедию, превращаются в трагикомедию, а завершаются драмой».
Попутно режиссер отмечает, что театр не могжет перевоспитать зрителя, зато может предложить разговор, что заставит думать: «Театр - это прекрасный повод для поиска ответов. Мы не предлагаем ответы, а побуждаем к их поиску. Подумать - всегда полезно, а подумать вместе - тем более... Почему человек такой, а не иной? Кто и что определяет его поступки? Почему в своей чудовищности человек прекрасен, а в красоте - страшен? Каким путем он идет, и куда заведет эта дорога?.. Уверен, что зрителям будет интересно наблюдать, как будут разворачиваться события».
Художник спектакля «Из жизни насекомых» - Наталья Тарасенко. Композитор - Иван Небесный. Балетмейстер - Елена Балаян.
Спектакль многофигурный. В ролях бабочек, куколок, навозных жуков, сверчков и других насекомых и не только (а это бродяга, педант, изобретатель, слепец, посол, главный квартирьер, журналист, благотворитель, телеграфист, полководец желтых, рабочие муравьи, солдаты, служащие, послы, военные, носильщики, раненные, армия желтых, первая и вторая однодневка, группа однодневок-танцовщиц, улитки, дровосек, тетка...) задействована почти вся труппа. Спектакль происходит в живом сопровождении оркестра Театра Заньковецкой под руководством Богдана Мочурада.
Пока длился репетиционный период «Из жизни насекомых», другие режиссеры даже приостановили работу, чтобы не перегружать актеров.
Стоит добавить, что в свое время пьеса Чапеков вызвала невероятно большую и разноплановую критику. О ней говорили как о «потрясающей и непревзойденной сатире на любовь, богатство и войну», также как об «отвратительной, циничную и пессимистической драме, в которой нет правды», а еще - как о «допотопной аллегории», созданной в угоду «фривольно настроенному зрителю».
Сами же авторы утверждали, что руководствовались целью «написать не драму, а мистерию в старинной наивной манере». Отмечали и о то, что в их пьесе нет Добродетели, потому что «зеркало, которое они поставили жизни, исказило бы образ самой достойной человеческой Добродетели». И добавляли, что их «комедия, возможно, и отвратительная, но не пессимистическая».
В конце концов, чему именно учили или на что намекали братья Чапеки в пьесе «Из жизни насекомых», а теперь вот, спустя почти сто лет, - и заньковчане, решать зрителю.
Ближайшие показы премьерной постановки (кстати, первой в 102-м сезоне) - 9, 10, 24 и 30 ноября, а потом уже - 24 декабря.
Заньковчане искренне приглашают и львовян, и гостей города на просмотр.
Поторопитесь: такого вы еще точно не видели!
Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов
Фото Тараса Валько