Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Граффити: голоса из прошлого

Открытия и выводы Владислава Корниенко требуют дискуссии. И ученый хочет, чтобы она состоялась
08 апреля, 19:38
ПЕРВЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ КНИГИ ВЛАДИСЛАВА КОРНИЕНКО «КОРПУС ГРАФФИТИ СОФИИ КИЕВСКОЙ ХI — НАЧАЛА XVIII вв.» / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

В Софийском заповеднике прошла презентация книги Владислава Корниенко «Корпус граффити Софии Киевской ХI — начала XVIII вв.», которая еще до выхода из печати вызвала полярные мнения. Одни ученые назвали ее выдающимся трудом академической науки, а другие заклеймили как лженаучную.

Сегодня насчитывается немало исследователей граффити — изображений, рисунков или надписей, выцарапанных на поверхности. Образцы древних посланий содержатся и на стенах Софии Киевской. Впрочем, в Украине до сих пор был известен лишь один исследователь граффити — историк, археолог Сергей Высоцкий. После его смерти (в 1998 году) долгое время никто больше графологическими исследованиями в Софии Киевской не занимался, пока пять лет назад на работу в музей не пришел молодой ученый, кандидат исторических наук Владислав Корниенко. Именно он не только продолжил, но и обогатил исследования своего предшественника новыми открытиями.

— Если Сергей Александрович Высоцкий прочел всего 300 надписей, то Корниенко расшифровал уже более 2 500 выцарапанных посланий, — рассказывает директор Софийского заповедника Нелли КУКОВАЛЬСКАЯ. — Раньше надписи исследовались избирательно — только те, которые казались Высоцкому наиболее ценными. Корниенко начал исследовать все без исключения послания, изучая сантиметр за сантиметром стены здания храма. Многое открылось нам впервые, ведь изменилась техника, при помощи которой мы можем уже более качественно исследовать граффити.

Послания, дошедшие до нас из глубины веков, Владислав Корниенко разделил на группы: молитвенные, памятные, цитаты и ссылки на произведения книжной письменности, подписи к фресковым образам и т.д. Есть среди них даже отдельный раздел надписей-проклятий, с помощью которых авторы, как говорится, «подвергали разгромной критике» отдельных личностей за их плохие поступки. (Не оттуда ли берет начало черный и белый пиар?) Правда, такого рода надписей очень мало. Одна из них идет под №1092. Это проклятие в адрес переяславского князя Ростислава Всеволодовича, в котором автор настаивает не принимать покойного в Царство Небесное, потому что тот, совершив грех убийства монаха Григория, умер без покаяния.

— Есть целый ряд деловых граффити — отчетов о проведении служб за спасение души, — рассказывает Владислав КОРНИЕНКО. — Есть плата за обряд — есть и отчетность, черточками обозначено, сколько служб проведено. Есть даже юмористические надписи. Наши предки могли шутить с Богом, надеясь, что и Бог ответит им шуткой и улыбкой.

Особенностью этого эпистолярного жанра является то, говорят ученые-графологи, что ни одна из надписей не создавалась задним числом, а писалась именно тогда, когда датировалась. То есть нет граффити ретроспективных, а значит, по этим надписям можно проследить и то, когда, в какой последовательности строилась София Киевская.

Сенсационным стало открытие молодого ученого, что первые граффити Софии Киевской датируются 1011 годом. А это значит, что возраст памятника чуть больше, чем считалось раньше. Возводить Софию начал еще князь Владимир, потом это дело после его смерти продолжил сын Ярослав Мудрый, то есть с 1011 по 1017 гг. Именно это открытие стало причиной утверждений известных ученых Толочко, что граффити не является научным источником для изучения истории. Ведь именно версия этих ученых, что София Киевская основана в 1033 году, стала официальной датой рождения выдающегося памятника древности. Признать новое открытие — значит признать свою ошибку. Здесь нужно искать и причины безосновательных на первый взгляд обвинений музейной науки в том, что она не является наукой вообще.

— Выход книги Владислава Корниенко — это событие для академической науки, — считает заместитель директора по научной работе Института археографии Александр Маврин. — Это начало источниковедческой науки. Читая лекции своим студентам, я, к сожалению, чаще говорю о потерях — научных источников и самих ученых, которые уезжают работать за границу, потому что имеют там более приемлемые условия для работы. Сегодня мы видим прекрасный пример открытия новых научных источников и украинского ученого, который за пять лет сделал то, что некоторые исследователи не делают и за всю жизнь.

Присутствующие на презентации ученые говорили о целесообразности создания научного заведения — Института Софии Киевской, который бы аккумулировал все научные разработки и исследования этого памятника истории, о необходимости провести именно в Софии Киевской международный симпозиум ученых-графологов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать