Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нефтетрейдеры собирают урожай

21 июля, 00:00

На днях подписан договор купли-продажи Лисичанского нефтеперерабатывающего завода. Отныне его полновластным хозяином является предприятие со стопроцентным иностранным капиталом «ТНК-Украина», а проще говоря Тюменская нефтяная компания (Россия). Главным условием конкурса на приобретение «ЛиНОСа», в котором вышла победителем ТНК, являлась загрузка предприятия нефтью. И теперь, как сообщает корреспондент Алла АНТИПОВА, новые хозяева намерены ежегодно поставлять на переработку 4 млн. тонн в год. Уже в августе ТНК поставит в Лисичанск 280 тыс. тонн сырья из собственных ресурсов, а начиная с сентября планирует довести поставку нефти до 330 тысяч тонн.

Похоже, крупнейший нефтеперерабатывающий завод страны вскоре начнет вносить свою лепту в напряженный накануне уборки баланс украинского рынка нефтепродуктов, наполняемого сейчас в основном из иностранных источников.

Как сказали «Дню» на другом украинском нефтегиганте — Кременчугском НПЗ, эксплуатируемом теперь СП «Укртатнафта», сегодня подачи нефти нет, завтра она может возобновиться, но в целом загрузка предприятия чрезвычайно низкая.

Вице-президент концерна «Содружество», являющегося акционером Херсонского нефтеперерабатывающего завода, Заур СИКОЕВ сообщил «Дню», что Херсонский НПЗ в разгар уборочной страды также стоит. Поэтому и концерн, в былые годы обеспечивавший чуть ли не весь сельскохозяйственный юг Украины, сегодня практически без нефтепродуктов. Нет и дизельного топлива, на которое в области сегодня большой спрос. «Дизелька уходит враз», — говорит З. Сикоев, но потребность в ней сельхозпроизводителей не удовлетворяется.

Большие проблемы с поставками нефти на НПЗ и в западном регионе. Председатель правления и генеральный директор ОАО «Галичина» Роман Матолич сказал «Дню», что до возвращения Виктора Ющенко из Москвы нефтяная труба к предприятию была перекрыта, но он надеется, что теперь положение должно измениться (обсуждались ли на встрече В. Ющенко — М. Касьянов нефтяные вопросы, пока не сообщалось). Предприятие продает имеющееся у него дизельное топливо по цене 1,28 грн. за литр, тогда как на заправках, куда его доставляют нефтетрейдеры, оно стоит 1,5 грн. за 1 литр.

Между тем эта разница имеет для сельхозпроизводителя существенное значение. Как рассказал «Дню» руководитель бизнес- центра «Господар» Иван САМАГАЛЬСКИЙ, нефтепродукты в основном есть на рынке, но купить их фермерам чаще всего не за что. Нужны краткосрочные кредиты под выращенную продукцию, но получить их, по его словам, почти невозможно. А все другие средства, имевшиеся у фермеров, они вложили в выращивание урожая. Теперь, в уборку, перед ними стоят большие проблемы. Цены в основном на приемлемом уровне, но там, где не запаслись топливом, как правило, начинается спекуляция. Большое распространение приобрели сейчас товарные кредиты топливом под будущий урожай. Это явление И. Самагальский расценивает в целом как положительное, если бы, конечно, при этом использовались более справедливые коэффициенты. А так кое-где за тонну дизельки, по его словам, приходится отдавать по 6 тонн ячменя. Что останется фермеру за труд? За что ему в будущем году приобретать технику, запчасти, горючее, удобрения, средства защиты растений и т.д.?

Словом, оптимистические уверения Минагрополитики в том, что в этом году урожай, несмотря на обрушившиеся на Украину природные катаклизмы, будет на уровне прошлого года, мягко говоря, подлежат сомнению. Ставка на завоз импортных нефтепродуктов, равно как и широко пропагандировавшиеся, но явно недостаточные усилия правительства по налаживанию кредитования сельхозпроизводителей, поставили украинских крестьян, впервые за многие годы работавших практически без государственной поддержки, в трудное положение. А сейчас местные органы, по разным данным, препятствуют свободному перемещению зерна на рынке. Это сулит урожаю новые потери. В результате страна, конечно, без хлеба не останется, но вот какой будет по осени и главное — будущей весной его цена, сегодня не берется предсказать никто.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать