Прощальная хроника от Александра Клековкина
Осенью 1913 года в Москве на сцене «Свободного театра», созданного К. Марджановым, была поставлена пантомима «Простыня Пьеретты» на музыку Эрне Донаньи. По замыслу постановщика дирижер должен дирижировать оркестром, пользуясь «фосфорической» палочкой. Но на одном из представлений палочка была плохо обработана фосфорической смесью и сразу же потухла. Тогда дирижер Константин Сараджев зажег папиросу и стал дирижировать ею. Когда же она погасла, зажег вторую. Далее за дело взялись и другие исполнители, которые зажигали папиросы и по очереди давали их дирижеру. Постановщиком представления был А. Таиров. В рецензиях подчеркивалась «тяга к внутренней монументальности и тонким переживаниям».
21 декабря — напечатан первый в мире кроссворд, автором которого был, конечно же, американец. Его фамилия — Артур Винн.
Марсель Дюшан впервые применил термин «готовые объекты» — «реди мейд» («ready-made») к промышленным изделиям, которые художник без каких-либо изменений демонстрировал на выставках (писсуар, велосипедное колесо и тому подобное). Дюшан считал, что единственный фактор, который определяет тот или другой объект как произведение искусства — акт восприятия. Реди-мейд Дюшана — одно из выражений дадаистского «принципа случайности». В 1917 году Марсель Дюшан, один из основателей поп-арта, выставил в Нью-Йорке произведение «Фонтан», которое представляло собой стандартный фаянсовый писсуар. Единственным прикосновением гения художника к этой фабричной продукции была подпись «Р. Матт». Исследователи считают, это была фамилия сантехника, который создал бессмертный оригинал.
«Манифест театра-варьете» Филиппо-Томмазо Маринетти. Отрицая «традиционный драматический театр», Маринетти стал пропагандировать «современный» театр, который: 1) не знает традиций, догм и учителей; 2) является практичным, поскольку развлекает; 3) будучи обязанным развлекать, никогда не повторяется; 4) содействует формированию нового мировосприятия, поскольку иронизирует над облезлыми идеалами Прекрасного, Великого, Торжественного, Религиозного и т. п.; 5) единственный привлекает публику к действию (подпевание, реплики в ответ на обращения со сцены); 6) антиакадемический, примитивный и наивный. В отличие от традиционного театра, занятого психологией, эстрадный театр воспевает действие, власть инстинкта и интуицию. Эстрадный театр с презрением относится к идеальной любви, снижает влечение к естественной функции совокупления, прививает вкус к связям быстрым, легким, ироническим. Театр эстрады разрушает наши представления о перспективе, пространстве, времени, пропорциях. В другом манифесте Маринетти пропагандирует так называемый тактильный театр. Публика должна ощупывать тактильные ленты, которые были протянуты через весь зал и получать эстетическое наслаждение.
Основан Бирмингемский репертуарный театр, возглавляемый Барри Джексоном, который пропагандировал современную проблемную драматургию — прежде всего пьесы Бернарда Шоу, которые ставил в современных костюмах, перенося действие в сегодняшний день и считая, что нашел универсальный ключ к прочтению любой пьесы.
1914
28 января — Маяковский и Бурлюк приехали в Киев. Афиша: «Городской второй театр. 28 января поэзоконцерт московских футуристов. Провозвестники будущего В. Каменский, Вл. Маяковский, Дав. Бурлюк, Игорь Северянин. Сольные и совместные выступления». Во время выступления Маяковский назвал присутствующего в зале киевского губернатора «лысой говядиной», чем весьма потешил присутствующих в зале зрителей, поскольку в те далекие времена простые киевляне очень любили, когда со сцены произносили правду.
28 июня — в Сараево убиты наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд д’Эсте и его жена графиня София Хотек, что привело к началу мировой войны, а затем и появлению ряда новых ужасных зрелищ: 24 декабря немецкий аэроплан сбросил бомбу на английский город Дувр (первая в истории бомбардировка с самолета); танки (15 сентября 1916 года англичанами впервые использованы танки — «сухопутные броненосцы»); газовую атаку и т. п. В Киеве в это время в госпиталях стали устраивать концерты и представления для выздоравливающих. Как писал в своих воспоминаниях Г. Григорьев, «артисты никогда не отказывались от выступлений, часто не брали награду, предложенную дамами-распорядительницами. Не все, конечно, артисты, особенно молодые, оставались «бессребреникам», хотя от денег отказывались. Иногда кое-кому из них с помощью дам из высшего света удавалось «зацепиться» в Киеве, спастись от фронта. В киевской опере тенор Мочаров сочетал партии Хосе и Радомеса с офицерской службой в штабе округа. Известный бас Михаил Донець работал днем фельдшером в госпитале, вечером играл Мефистофеля или Сусанина. Приходилось только на афише называться несколько иначе — Донской, так как военнослужащим категорически запрещалось выступать на сцене. Киевский комендант Медер, ненавистник всяких театральных зрелищ, особенно требовал тщательной проверки участников представлений. Его адъютант бегал по театрам, присматривался, нет ли военной формы среди гардеробов артистов, нет ли тайных певцов- военнослужащих. Артисты зрелого возраста знали себе цену. Доходило до того, что некоторые исполнители работали одновременно в опере и в украинском театре Садовского, иногда выступая вечером в разное время в одном и другом театре... Сборы в театрах были полные. Стало модным вспоминать древний лозунг «Хлеба и зрелищ». Хлеба стало меньше — зрелища расцветали».
25 декабря — премьерой «Сакунтали» Калидасы в переводе К. Бальмонта открылся Московский Камерный театр. Режиссер А. Я. Таиров. По мнению обозревателя «Аполлона» С. Ашкинази, «этот спектакль был самым интересным событием московского театрального сезона — не столько достижениями, сколько смелостью поставленных задач и намеченных путей сценической работы». С. Игнатов писал о намерении режиссера и художника свести все «к единому общему плану, а именно к старой индусской рукописный миниатюре».
1915
18 октября (по ст. ст.) — в зале кинотеатра «Свитязь» состоялось открытие театра «Тернопольские театральные вечера» во главе с Лесем Курбасом. На премьеру «Наталки Полтавки» были проданы все билеты. Роль Наталки играла М. Чернявская-Костева, Терпилихи — Т. Бенцалева, Выборного Макогоненко играл Курбас. После «Наталки Полтавки» Курбас поставил пьесу Г. Квитки-Основьяненко «Сватання на Гончарівці». Стецька должен был играть Януарий Бортник, но ему, несмотря на помощь режиссера, никак не удавалось создать образ Стецька. И как не убеждали Курбаса, что только он один сможет эту роль сыграть лучше всех, Курбас только улыбался, а дурака играть не хотел... Курбас играл отставного солдата Скорика.
(Начало см. в «Дне» от 28. 01. Продолжение следует).
Выпуск газеты №:
№62, (2000)Section
Панорама «Дня»