Царство свободы приобретается также сильным принуждением самого себя.
Михаил Грушевский, украинский историк, общественный и политический деятель

Перейти «невидимую границу»

Как украинцы используют европейские возможности для культурных и креативных индустрий
10 января, 2020 - 11:15
ВО ВРЕМЯ КОНФЕРЕНЦИИ ПОГОВОРИЛИ И ОБ УКРАИНСКИХ ПРЕМИЯХ, НАПРИМЕР, «ЗОЛОТА ДЗИҐА» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «ДЕНЬ»

Напомним, четыре года назад Украина присоединилась к «Креативной Европе». Эта рамочная программа Европейского Союза дает возможность не только получить финансирование для своих проектов, но и выйти на европейский уровень, расширить сеть контактов и положить начало долгосрочным партнерствам. Еще одним ее важным аспектом является то, что она побуждает к новым подходам, благодаря требованиям, которые выдвигаются к апликантам (международная мобильность — поиск партнеров в Европе; развитие аудитории — облегчение доступа к искусству, например, малообеспеченным; инновационный подход к работе; межкультурный диалог; защита культурного наследия).

Готовы ли украинцы к такому формату работы? Как они используют этот шанс, в частности относительно европейских премий? Это и стало одной из главных тем организованной Национальным бюро программы ЕС «Креативная Европа» в Украине Третьей международной конференции-шоукейс «Культурные отношения Украины и Европейского Союза: Премии ЕС в сфере культуры», которая недавно состоялась в Киеве.

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ РОЛИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕМИЙ

Конференция состояла из нескольких панелей. Прежде чем обсудить премии ЕС, детальнее рассмотрели вопрос национальных наград. Это обусловлено в частности и тем, что национальные премии и конкурсы в известной мере должны готовить украинцев к представлению заявок на международные программы. Осуществляют ли они эту функцию?

Секторный менеджер направления культуры Представительства ЕС в Украине Татьяна ШУЛЬГА обратила внимание на исторический аспект. Ведь при СССР премии выполняли функцию поддержки лояльности, а с обретением Украиной независимости эта система была фактически механически перенесена на нашу почву. Первый заместитель министра культуры Украины Светлана ФОМЕНКО согласилась, что государственные премии нуждаются в переосмыслении. По ее словам, есть ряд ключевых проблем. Во-первых, отсутствие четких критериев, почему отличается сумма награды для разных премий. Во-вторых, вопрос престижности, внимания общественности к ним. «В 2016 году мы начали работу, чтобы довести премии до единого знаменателя. Но нам не удалось это осуществить — эта дорога еще впереди. Единственное, что нам удалось сделать, это нормирование: теперь они имеют единый финансовый эквивалент и одни и те же критерии отбора».

О французском опыте национальных премий рассказал Давид КЕННЕК, атташе по вопросам культуры Посольства Франции в Украине: «Логика, по которой происходит вручение премии во Франции, имеет несколько аспектов. Во-первых, это вознаграждение качества произведения. Во-вторых, коммерческий аспект. В-третьих, коммуникационный. Потому что организация, которая основывает ту или иную премию, хочет в тем или иным образом сделать себя известной». В целом, если взять в качестве примера сферу литературы, то в ней существует более 200 премий. В то же время только некоторые из них являются влиятельными, то есть имеют результат увеличения продаж, тиражей. Поэтому в действительности вызовы стоят не только перед украинцами.

НЕОБХОДИМОСТЬ ОТКРЫТЫХ КОНКУРСОВ

К тому же специфика украинских премий зависит и от сферы. Например, относительно кино есть «Золота дзиґа», основанная в 2017 году Украинской киноакадемией. Как рассказала Анна МАЧУХ, исполнительный директор объединения, недавно была запущена DZYGAMDB — самая большая базу данных об аудиовизуальном секторе Украины. «Со следующего года будем ее демонстрировать на международных кинорынках, чтобы в мире знали, что существует украинская киноиндустрия», — поделилась Анна Мачух.

Но, например, относительно архитектуры дела не такие позитивные. Олег ДРОЗДОВ, основатель, ведущий архитектор архитектурного бюро «Дроздов и партнеры», отметил, что часто ему нелегко выдвигать какие-то украинские проекты на международные премии. «Мне было очень сложно выбрать проект, который должен был иметь существенный общественный резонанс в 2017 году. Среди всего, что я посещал, знал, о чем спрашивал разных коллег, нашелся только мемориальный комплекс «Площадь синагог». И это, наверное, очень много говорит о том, как у нас дела с публичным сектором архитектуры. Потому что для большинства коллег городские проекты занимают в портфолио мало места. В 2019 году стало легче, потому что уже было общественное пространство «Сцена» в Днипре, Центр Митрополита Андрея Шептицкого, зоопарк в Черкассах».

Архитектор также отметил: «Нужно создание своих платформ, и на законодательном уровне развития самой конкурсной практики. Когда все общественно важные объекты, все, что связано с бюджетом выше определенной отметки, должны проходить, как во многих странах, — через открытый конкурс. Это была бы большая интеграция в общий европейский дом. Мне кажется, если бы у украинцев стало постоянной практикой участие в открытых конкурсах, то они легче переходили бы эту невидимую границу и также значительно больше принимали бы участие в европейских конкурсах. Потому что мы делаем это очень мало».

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

О низкой активности украинцев рассказала и Наталия МУСИЕНКО, член Совета «Европа Ностра». Это премия Европейского Союза в отрасли культурного наследия, которая имеет четыре номинации: сохранение культурного наследия; научные исследования; образование, учеба и повышение уровня осведомленности; специальные мероприятия по сохранению культурного наследия. Наталия Мусиенко обратила особое внимание, что весомым компонентом премии является культурная дипломатия, то есть промоция европейского единства через культурное наследие (важный аспект для тех, кто будет подаваться). Она также рассказала, что значительно меньшие по размерам страны — Эстония, Грузия — подают заявки и выигрывают, украинцы же почему-то не проявляют относительно конкурса большую заинтересованность.

А количество возможностей только растет. Например, заместитель министра культуры Ирина ПОДОЛЯК рассказала о трансформации министерства. Одним из проявлений этого является отделение формирования политики от реализации, которой будут заниматься агентства, они же и будут проводить конкурсы, в которых Ирина Подоляк призывала принимать участие.

Относительно международных возможностей, как утверждает Светлана Фоменко, Украина  присоединилась к  «Евримаж» — это европейский фонд поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ, созданный при Совете Европы в 1988 году. По ее словам, это еще один инструмент развития аудиовизуального сектора и распространения нашего кинопродукта. Также продолжается внутренняя процедура подготовки присоединения к Расширенному частичному соглашению о культурных маршрутах (EPA). Светлана Фоменко напомнила и о Международном фонде ЮНЕСКО по культурному разнообразию, который так же предоставляет гранты.

ПОДГОТОВКА К «КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЕ ЕВРОПЫ»

Другие панельные дискуссии конференции были посвящены премиям «Культурная столица Европы» и «Литературная премия Европейского Союза».

Культурная столица Европы — город, который выбирает Европейский Союз сроком на один календарный год, в течение которого два победителя конкурса, которые получили этот статус, должны организовать ряд культурных мероприятий европейского масштаба. Премия способствует получению существенных культурных, социальных и экономических преимуществ, возрождению города. Давид Кеннек подтвердил эффективность этого на примерах Лилля и Марселя. По его словам, победа в конкурсе дала им возможность преодолеть тот негативный имидж, который сложился у них среди французов, и значительно увеличить свою туристическую привлекательность.

В 2019 ГОДУ «МОЛОДЕЖНОЙ СТОЛИЦЕЙ УКРАИНЫ» СТАЛ КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКИЙ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «ДЕНЬ»

 

Кристиан ПОТИРОН, эксперт Культурных столиц Европы, рассказал о нескольких ключевых аспектах, на которые нужно обратить внимание, решив принимать участие. Это трансформационный проект, а не фестивальный, то есть важным является долговременный эффект и стратегия развития города. Хоть культурный компонент является важным, это не значит, что обязательно нужно иметь существенное историческое наследие. Намного важнее направленность в будущее, кооперация, открытость, привлеченность граждан к активностям в городе.

В 2019 году Украинский культурный фонд адаптировал эту практику и создал программу «Культурные столицы Украины». Как рассказала Юлия ФЕДИВ, руководительница Национального бюро программы ЕС «Креативная Европа» в Украине, исполнительный директор УКФ, эта программа имеет четыре основные цели. «Первая — в контексте децентрализации актуализировать вопрос культуры во время формирования бюджета. Когда местные власти будут понимать, что стоит финансировать не только социальную сферу, сферу здравоохранения, но также культуру. Вторая цель — это активизация общества. Потому что условием участия в программе является организация общественных слушаний, где представители разных стейкхолдеров — местная власть, СМИ, общественные организации, бизнес и другое — совместно обсуждают, в какие секторы культуры стоит инвестировать на уровне их города», — объяснила Юлия Федив.

Также среди целей — активизация внутреннего и внешнего туризма (в частности, через города-партнеры) и подготовка украинских городов к будущему участию в Европейской культурной столице. Есть две номинации — малая и большая культурная столица (для городов меньше и больше 100 тысяч соответственно). Еще есть время подать конкурсную заявку — до 15 января. Впрочем, нужно помнить, что УКФ предоставляет часть финансирования проекта, а другую должно софинансировать общество.

Кроме того, уже два года действует конкурс «Молодежная столица Украины». В 2019 году ею стал Каменец-Подольский. Как поделилась Алена КУЗЕМА, директор Департамента гуманитарной политики городского совета Каменец-Подольского, этот конкурс нужен и способствует объединению среди горожан.

«СРАЗУ ПОЯВИЛАСЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ И АГЕНТОВ, И ИНОСТРАННЫХ ИЗДАТЕЛЬСТВ»

Литературная премия Европейского Союза — ежегодная награда, направленная на содействие популяризации творчества еще не слишком известных (одним из требований является наличие у них от 2 до 4 книг), но талантливых европейских авторов. «Национальное жюри формирует короткий (от 2 до 5 номинантов) список авторов. Каждый автор номинируется за конкретную книгу художественной прозы. Далее списки номинантов объявляются публично организационным комитетом Премии на сайте и в соцсетях. Национальное жюри выбирает автора-победителя от своей страны. Потом происходит публичное объявление и процедура награждения победителей Премии», — объяснено на сайте «Креативной Европы». В этом году Украина впервые приобщилась к этой премии, и уже имеем победителя. Им стала Гаська Шиян за свой новый роман «За спиной».

Как отметила Энн БЕРГМАН-ТАХОН, представительница Литературной премии Европейского Союза, директор Европейской федерации издателей, эта премия способствует большей осведомленности о разных странах. Например, благодаря тому, что издана антология работ победителей премии, которую представляют на самых больших книжных ярмарках. Переводчица, писательница Гаська ШИЯН рассказала, что изменила в ее жизни эта премия: «Когда я приехала на вручение премии в Брюссель, нам провели замечательный воркшоп о том, как работать с агентом, издательством. То есть премия действительно ориентирована на то, чтобы для авторов, не дебютантов, но и не таких, которые уже имеют опыт и много переводов, открылись двери. Например, мой знакомый из Мальты тоже говорил, что его после этой премии перевели на 14 языков (а когда пишешь на таком маленьком языке, то как-то не думаешь, что твоя книжка будет переведена на большие языки). Эта премия ориентирована в первую очередь на это. 50 страниц нашей книги будет переведено на английский и французский, чтобы была возможность пичинга в издательствах. Поэтому это еще и дополнительный промоционный бюджет. Также нас включили в замечательную антологию, которая распространяется на всех больших книжных ярмарках. Соответственно, сразу появилась заинтересованность и агентов, и иностранных издательств. Я чувствую, что сейчас эта работа только начинается, раскручивается».

ИСТОРИИ УСПЕХА

Понятное дело, формат конференции не мог охватить все премии и конкурсы, которые открыты для украинского сектора культурных и креативных индустрий, и истории успеха, которых уже немало. Вспомним лишь несколько относительно программы «Креативная Европа»: издательство «Астролябія» впервые среди украинских издательств выиграло грант в конкурсе «Художественный перевод», Национальный центр народной культуры «Музей Ивана Гончара» получил финансовую поддержку для проведения исследовательского проекта «Полифония» (документирование всего многообразия украинской традиционной музыки), ОО «Тустань» получили средства для организации арт-резиденции «Территория вдохновения»... Надеемся, что увеличение осведомленности о европейских возможностях, участие в национальных конкурсах помогут преодолеть ту «невидимую границу», о которой вспоминал Олег Дроздов, и увеличить участие украинцев и в европейских конкурсах.

Мария ЧАДЮК, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ