Первые украинские святые
Во Львове демонстрируют икону воинов-страстотерпцев Бориса и Глеба XVI векаПопал парный образ в Национальный музей им. Андрея Шептицкого почти 100 лет назад — из экспедиции в 1920-х, вместе с целым комплексом икон из церкви Святого Духа. Об этом «Дню» рассказала заведующая отделом древнеукраинского искусства Мария Гелитович, добавляя, что в Западной Украине иконы Бориса и Глеба не были распространены: «В Киеве были известны древние иконы XIII-XIV веков, а у нас — нет. И эта икона — первая в Западной Украине».
Образ Бориса и Глеба привезли из села Потелич (Жолковский район Львовской области). Церковь Святого Духа была построена в начале XVI века — в 1502 году, и этот храм — старейшая деревянная церковь на Львовщине и тридельная в Украине. А перед этим, рассказывает Мария Гелитович, на этом месте была церковь Бориса и Глеба: «И, собственно, культ перешел еще из предыдущей церкви — как память».
Ученый рассказывает, что церковь Святого Духа в селе Потелич сохранилась до сих пор — с прекрасными росписями, с замечательной архитектурой, и является памятником ЮНЕСКО. Также отмечает, что Борис и Глеб — первые украинские праздники. Канонизированы до Владимира. Дата их окончательной канонизации — 1072 год.
Борис и Глеб были сыновьями князя Владимира Великого, который еще при жизни разделил государство между 12-ю своими потомками. Борис получил княжество в Ростове, а Глеб — в Муроме. Оба князя, как описывается в их житии, «жили добродетельной христианской жизнью и были очень милосердными к бедным и обездоленным, вдовам и сиротам, поэтому люди очень любили их».
После смерти князя Владимира в 1015 году киевляне позвали Бориса, чтобы он занял великокняжеский престол — согласно последнему желанию князя Владимира. Однако один из сыновей князя — Святополк Окаянный — самовольно занял княжеский престол в Киеве, воспользовавшись отсутствием Бориса. Борис и Глеб не воспротивились действиям родного брата, а призывали его к уважению христианских принципов. Святополк приказал убить братьев: Борису пробили мечом сердце, а Глебу перерезали горло.
Ярослав Мудрый построил на Вышгороде (Киевщине) церковь, посвященную Борису и Глебу. «И там, фактически, была первая их икона, которая не сохранилась. Однако этот культ очень быстро распространился, и в этом были заинтересованы князья, так как это поднимало авторитет княжеской власти. Такие изображения на энколпионах — маленьких каменных иконках Киевской Руси. А в иконописи у нас — это первая икона, которая показывает портретные черты. Юный Глеб и старшего, среднего возраста, Борис. Но почему-то здесь ошибка в надписях. То есть Борис подписан как Глеб и наоборот», — говорит Мария Гелитович. И отмечает, что эта икона — именно та, первая, которая проводила ее в мир иконописи.
Ученый рассказывает, что в случае наложения рисунков друг на друга получается абсолютно зеркальное изображение: «Только другой характер лица, а так — это совершенно идентичные фигуры. Князья — это воины. В других иконах они порой попадаются с мечами. Крест — это символ мученичества, а эта открытая ладонь — это символ принятия Божьей воли».
«Очень хороша эта икона в рисунке, — продолжает рассказ Мария Гелитович. — Видно, что мастер был опытный, искусный. Линия — изящная. Хорошая колористика. И подчеркнуто то, что, собственно, это — князья, поскольку у них есть те красные шапки с белым мехом. На одежде — имитация драгоценных камней, жемчуг, что также является символом княжеской власти. И широкие плащи — киреи».
Мария Гелитович говорит, что Потелич был одним из самых развитых городов Галичины того времени: «Там были развиты различные ремесла. Даже стеклодувы были. Наверное, были и иконописцы. Хотя мы этого достоверно не знаем. Эта икона — классический пример украинской иконописи второй половины XVI века. Она связывается с очень большой живописной мастерской».
Икона анонимная — кто именно ее нарисовал, неизвестно. Но, говорит ученый, есть очень похожая икона, мастера Федуско из Самбора — «Благовещение». Это одна из первых датированных подписных икон — 1579 год. Хранится в Харьковском музее. «Возможно, что-то подобное рисовал Федуско, и это могла быть его мастерская», — говорит Мария Гелитович. И добавляет, что львовский исследователь Лев Скоп приписывает эту икону Бориса и Глеба Федуско. Также Скоп связывает создание этого комплекса икон с Пересопницким евангелием. «Я не могу согласиться с этим и не могу возразить, — отмечает Мария Гелитович. — Но по крайней мере это один стилистическое круг. Борис и Глеб — это пример, собственно, обращения к киевским традициям. Потому что все остальные — византийской родословной. Иконография, выработанная на киевской почве, очень важна для нас. Это первые украинские праздники. Потом были Ольга, Владимир... Но это уже — чуть позднее».
Расспрашиваю, много ли в сборнике Национального музея во Львове изображений Бориса и Глеба? «Нет, — отвечает. — Немного. Их можно пересчитать по пальцам одной руки. А эта, XVI века — одна из наиболее показательных. И это также важно, учитывая то, что это — парная икона. Известные Косма и Дамиан, Николай и Параскева, Юрий и Параскева... Эта композиция, эта традиция двух фигур, а особенно — уважаемых, идет еще из Византии. Они, собственно, эту схему использовали для Бориса и Глеба, которые должны были быть либо фронтально стоящие, либо где-то между собой вести какой-то разговор — диалог. Мне кажется, они на этой иконе очень удачно сочетаются…».
6 августа православные и греко-католики почитают святых братьев страстотерпцев Бориса и Глеба (в крещении — Романа и Давида). Им молятся о мире, о хорошем отношении правителей, о сохранении от междоусобицы и о даровании мужества перед лицом опасности.
6 августа также почитают память святой мученицы Христины — ей молятся об укреплении в вере и об исцелении от болезней.
В этом году 6 июня приходится на понедельник. Так почему бы в воскресенье, когда есть выходной, не совершить себе экскурсию в Национальный музей им. Андрея Шептицкого во Львове (проспект Свободы, 20), чтобы посмотреть первую в Западной Украине икону воинов-страстотерпцев Бориса и Глеба XVI века? Тем более что «День» так подробно о ней рассказал — и для того, чтобы заинтересовать и, соответственно, для того, чтобы мотивировать пойти в музей.
У вас будет возможность посмотреть и другие уникальные экспонаты. В частности — Богородчанский иконостас 1698-1705 годов, авторства православного иеромонаха Иова Кондзелевича для церкви Воздвижения Честного Креста Скита Манявского, и лики Георгия Победоносца, который является патроном Львова. Говорите, уже хотите знать, как выглядят эти шедевры? Так полистайте «День» и найдите хорошо иллюстрированные публикации «Во Львове рассказывают о долгой истории «странствий» Богородчанского иконостаса» от 28 апреля и «Целых сто Змееборцев» от 24 мая. Обе статьи — 2018 года.