Перейти к основному содержанию

План поступлений за февраль выполнен на минус 58%

Эксперты «Дня» оценили первые инициативы нового руководства Минфина
05 марта, 17:27
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В понедельник в здании ликвидирующегося Министерства налогов и сборов была попытка провести заседание общественного совета этого ведомства. Из-за отсутствия кворума она не удалась. Но в зале прозвучали неприятные для всей страны данные: план поступления налогов за февраль выполнен на минус 58%. В этом свете выглядит вполне естественной, хотя и не всем понятной новость, которую вчера можно было увидеть на сайте Министерства финансов. В рамках пункта Налогового кодекса о ежегодном пересмотре ставок некоторых налогов и сборов Минфин подготовил законопроект, предлагающий в 2014 году повысить налоги на 8,6%, что соответствует правительственному прогнозу инфляции и динамики цен производителей промышленной продукции.

Ставки акцизного налога, сбора за первую регистрацию транспортного средства, экологического налога, налога на земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, а также сбора за пользование радиочастотным ресурсом в соответствии с этим законопроектом предлагается увеличить на прогнозный уровень инфляции, то есть на 8,3%. Ставки платы за пользование недрами, сбора за специальное использование воды и лесных ресурсов намечается в соответствии с прогнозом роста цен производителей промышленной продукции поднять на 8,6%. У экспертов «Дня» отношение к этой явно вынужденной непопулярной мере самое разное.

 

 Александр ПАСХАВЕР, президент Центра экономического развития:

— Я эту новость пока не понимаю. Основные налоги исчисляются от стоимости какого-то налогооблагаемого предмета и берутся от неких сумм доходов, в которые уже входит инфляция, поскольку мы берем налоги с учетом текущих цен.

И если стоимость не повысилась, то как можно повышать налоги? Правительство имеет право повышать налоги, но к инфляции это не может иметь отношения.

Точно так же повышение налогов можно связывать, например, с повышением солнечной активности.

Это невозможный вариант. Инфляция учитывается в налоговых отношениях автоматически.

 

Леонид РУБАНЕНКО, президент Союза налоговых консультантов:

— Логика под таким предложением есть. Тем более, что речь идет о так называемых статичных налогах, не зависящих от результатов хозяйственной деятельности. Но, я считаю, впереди нужно еще один пункт поставить      — улучшение администрирования. Лично меня, как и большинство других бизнесменов, налоговые ставки уже давно не волнуют: выжимают-то деньги из предпринимателей совсем по-другому — так называемым администрированием. Если введут честность и законность в администрировании, что состоит в том, чтобы тупо выполнять лишь то, что написано в законе, то ставка делается второстепенной. И изменение на процент инфляции никого не напугает. Многие бизнесмены просят: верните ставку НДС в 28%, но с тем порядком администрирования, который был в 1994—1995 году, когда НДС брали с разницы. Так что, повторяю, все проблемы бизнеса проистекают не от размеров налоговых ставок, а от администрирования.

 

 Александр КЕНДЮХОВ, президент Всеукраинского союза ученых-экономистов:

— Я считаю, что в нынешних условиях ни в коем случае нельзя идти по пути повышения налогов. Если индексировать налоги на уровень инфляции, то это просто повышение. Нужно учитывать, что украинское общество, и не только бизнес, в достаточно сложном экономическом положении. Нам необходим комплекс масштабных экономических реформ, в том числе и радикальная реформа системы налогообложения. Соответствующие предложения наш союз уже озвучивал. Они направлены на тотальное упрощение всей налоговой системы, на переход от налогообложения доходов к налогообложению расходов. Что позволит существенно сократить затраты времени общества на администрирование налогов. Я убежден, если бы нам удалось, как сделали в свое время в Сингапуре, тотально упростить налоговую систему, то это существенно повысило бы скорость экономических процессов и создало бы почву для привлечения иностранных инвестиций, решило проблему наполнения бюджета. Если вдвое ускорить экономические процессы, то получим не один, а два ВВП в год.

 

 Валерий ГЛАДКИЙ, генеральный директор Бюро экономических и социальных технологий:

 

— Не вижу тут проблем, поскольку, согласно Налоговому кодексу, ставки определенных налогов действительно могут индексироваться на уровень инфляции.

Мы уже экономику «загасили» в прошлые периоды. Сейчас нужно оперативно решать проблему государственных финансов и платежного баланса, а главное, как-то выбираться из долговой петли.

А чтобы стимулировать экономику, нужно увеличивать инвестиции, создавать условия для инвесторов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать