Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пластмассовый мир победил

После просмотра фильма «Тони Эрдманн» (Германия — Австрия) начинаешь задумываться о смысле жизни
16 марта, 10:52
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КИНОТЕАТРОМ «КИЕВ»

История простая. Винфрид (австрийский актер Петер Симонишек) — бывший учитель музыки. На досуге он занимается розыгрышами: надевает лохматый парик, вставляет в рот бутафорскую челюсть, от чего его лицо приобретает смешной звериный вид, и изображает некоего Тони Эрдманна.

Дочь Винфрида, Инес (Сандра Хюллер, «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль в фильме «Реквием», 2006) — полная его противоположность. Могильно серьезная, всегда озабоченная бизнес-консультантка, она работает над важным проектом в Бухаресте. И вот отцу приходит в голову навестить дочь. Инес этим не довольна и просит его вернуться в Германию. Тогда Винфрид и вызывает на помощь Тони Эрдманна. Чем вызывает нарастающую лавину курьезов.

Режиссером фильма является 41-летняя Марен Аде, ранее награжденная «Серебряным медведем» на Берлинском кинофестивале за драму «Страсть не знает препятствий» (2009). В 2015-м на Каннском кинофестивале «Эрдманн», который является лишь третьей полнометражной работой Аде, получил приз ФИПРЕССИ.

Фильм длинный — почти три часа, но захватывающий и до слез смешной. Винфрид, в зависимости от обстоятельств, перевоплощается то в иностранного посла, то в бизнес-тренера. Играть героя, который сам, в свою очередь, кого-то изображает — актерская задача высшей степени сложности, и здесь мастерство Симонишека невозможно переоценить. Это словно кино внутри кино; игра Винфрида прорывает ткань повседневности, проявляет скрытые чувства, делает мир эмоционально более ярким. Частично развитие сюжета напоминает об «Идиотах» Ларса фон Триера, где группа молодежи так же талантливо валяла дурака, шокируя благопристойный буржуазный район.

В действительности то, что происходит между протагонистом и его дочерью, — больше, чем семейный конфликт; по сути, это столкновение двух противоположных мировоззрений. Неозвученный, однако явный вопрос здесь — ради чего мы живем: чтобы вершить свои безусловно грандиозные дела или чтобы почувствовать радость  от этой жизни?

Смешные провокации отца вызывают сначала отчаяние, а затем улыбку и азарт у Инес, которая, в конце концов, ближе к финалу и сама сотворяет что-то немыслимое: голую вечеринку «для укрепления корпоративных связей», на которую сам отец является в карнавальном костюме какого-то мохнатого монстра.

Но праздник непослушания будет длиться недолго. Все, в конечном итоге, останутся при своих. Пластмассовый мир победит.

Действительно — до слез.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать