Перейти к основному содержанию

Почему «Люди Правды» - это каждый из нас?

Годовщина Голодомора 1932-1933 гг. как повод научиться не бояться
28 ноября, 21:48

Этот день - последняя суббота месяца - традиционно морозный. Люди с хлебом в руках, с колосками, цветами и свечами идут в направлении «Мемориала памяти жертв голодоморов в Украине» - вспомнить тех, кто умер в страшные 1932-33 гг. прошлого века. Так происходит каждый год в течение последних десяти лет. Только последние два года мы видим зримые изменения - среди тех, кто зажигает свечи, и люди в камуфляже. Последние два года, когда Украина переживает новые драмы, украинцы острее начали чувствовать драмы исторические. Участники акции рассказывают, что современные события на Донбассе позволяют приблизиться и лучше понять украинцев, которые переживали страшные события Голодомора и Второй мировой войны. «Мы стали ближе благодаря ощущениям, которые мы проживаем. Я уверена, что они одинаковые - что тогда, во время Голодомора и войны, что сейчас. И в этом мы едины», - рассказывает женщина с букетом колосков, перевязанных черной лентой.

В этом году сквозная тема мемориальной недели - Люди Правды - истории тех, кто не боялся говорить о Голодоморе как о геноциде украинского народа во времена, когда это угрожало жизни. Это - Джеймс Мейс, Рафаэль Лемкин, Милена Рудницкая, Улас Самчук, Андрей Шептицкий, Гарет Джонс, Роберт Конквест и другие.

Истории этих людей заставляют задуматься над вопросом страха, правды и необходимостью говорить. Может ли один человек на что-то повлиять? Как преодолеть страх? Может ли История поддержать нас сегодня?

Люди Правды - это пример для всех нас. Даже когда речь идет не о глобальных вещах, а о них - особенно. Помните фразу Папы Римского Иоанна Павла II «No paura», что по-украински звучит как «Не бойся»? Я эту фразу все время повторяю про себя, когда какие-то новости на мгновение заставляют тело стать холодным от ужаса. Эту фразу я часто повторяла и на Майдане. Не знаю, кого как, а меня звук ударов щитов «Беркута», которым они пытались деморализовать активистов, действительно пугал. Этот ритмичный резкий металлический звук. А эта фраза Папы, повторенная несколько раз мысленно, как рукой снимала весь ужас.

Здесь стоит вспомнить и фразу «узника Кремля» Олега Сенцова «Научитесь не бояться». Она о том же. Простая фраза, но сказана человеком, которого незаконно приговорили в России к 20 годам строгого режима. Такой контекст меняет все, добавляет нюансов. Нам всем надо не бояться или, по крайней мере, учиться не бояться. Траектория движения - давно понята и очерчена другими, кто не боялся и не боится. Кто уже протоптал эту тропу и показал, что невысказанный, неозвученный страх убивает нас изнутри. А озвучив его, мы придаем ему форму, а следовательно уже можем с ним что-то сделать. Сказать - придать форму, видимости, определить во времени и пространстве некое явление. Говорить - это преодолевать страх. И у украинцев есть это понимание. Когда мы проговариваем собственные драмы и исторические травмы, собственные трагедии - мы перестаем быть одинокими, не остаемся наедине с ужасом. Говорить правду - даже если страшно - это гарантия движения вперед.

«День» записал несколько историй людей, которые пришли сегодня почтить память погибших во время Голодомора в 1932-33 гг. И - удивительно – у всех этих историй есть общие черты. Во-первых, люди долгое время не знали, что их семьи пережили Голодомор, потому что об этом не говорили - боялись. И второе - украинцы как один говорят, что знание собственной истории - это лучшее лекарство от страха. Знать историю - это избавиться от страха.

 «НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СО ВРЕМЕНЕМ ПЕРЕРАСТАЮТ В ИСТОРИЧЕСКИЕ ДРАМЫ»

Наталья и Александр КОЛЕСНИЧЕНКО, киевляне:

- То, что Украина сегодня переживает драматичные события - войну на Востоке, - бесспорно, влияет и на наше восприятие трагедий предыдущих. Мы лучше понимаем, что люди тогда чувствовали и переживали, и это делает нас ближе. История становится нашей реальностью.

Трагедии повторяются потому, что мы из предыдущих не извлекаем уроки. Врагов надо встречать не у себя во дворе, а на границе. Просто надо хорошо знать историю, а потом хорошо знать, кто твой друг, а кто нет. И об этом постоянно помнить.

Если вы какую-то проблему решите в начале, она не перерастет в трагедию. Ведь именно нерешенные проблемы потом перерастают в исторические драмы и трагедии. К сожалению, есть шанс и сегодня пройти путь к трагедиям. Власть должна это видеть и понимать. И не допустить. Но иногда возникает впечатление, что она специально закрывает глаза на ряд проблем. Это тревожит.

Эта война не только за территорию, но и за историю, за умы людей. Здесь стоит говорить об объективной информации, с которой в нашем обществе существует большая проблема. На телевидении до сих пор - примитивные российские проекты. Музыка – российская, примитивная. Не хватает документальных фильмов, серьезных передач. А люди формируют свое представление о мире и через СМИ. А некоторые - только через СМИ.

К сожалению, у нас нет целенаправленной информационной политики. К сожалению. Потому что российским танкам предшествует российская попса. И российское виденье истории.

Еще в советское время наши бабушки рассказывали нам, что был Голодомор, рассказывали, как они пухли. И сколько времени прошло уже, а бабушки только вспоминают о тех событиях - сразу в слезы. Не любят рассказывать о тех событиях. Не любят их вспоминать.

Конечно, после того, как уже начали об этом говорить открыто, где-то десять лет назад, информации стало больше, мы стали больше читать и узнавать. Помним, как мамы говорили нам, что это был не голод, а Голодомор. Это было еще в 1980 годах. А то, что сейчас о Голодоморе узнают все больше людей - это положительная тенденция.

Тема нынешних мемориальных мероприятий - «Люди Правды». Это те, кто не боялся и говорил о Голодоморе. И это пример того, что один человек может что-то изменить. История дает нам такие примеры. Действия каждого из нас - важны. Это трудно, но возможно. И такие люди своей энергией и верой зажигают других

Нужно говорить, несмотря на страх. Сегодня в Украине у нас все еще существует страх. Много негативных тенденций происходит сейчас. Есть много вещей и событий, которые призваны вернуть в общество страх, актуализировать его. Кстати, кроме физического уничтожения, Голодомор еще вселил страх в тех, кто остался. Ввел их в оцепенение. Уверены, до Голодомора украинцы были другими, наша нация была другой. Наш психотип изменился. Но это можно изменить. Как преодолеть этот страх? Учить историю. Учить историю - это преодолевать страх.

«НИКОГДА БАБУШКА И ДЕДУШКА НИ СЛОВОМ НЕ ОБМОЛВИЛИСЬ О ПЕРЕЖИТОМ ГОЛОДОМОРЕ»

Тамара Акимовна, 77 лет, киевлянка:

- Я каждый год хожу сюда, чтобы почтить память жертв Голодомора. У меня дедуля, бабуля - все они пережили этот кошмар. А сколько мы лет не ходили? А мои мама и отец ничего мне ни говорили... Мы здесь, в Киеве, жили, а они мне ничего не говорили. Никогда.

Впервые я узнала о трагедии Голодомора в 2004 году, когда Виктор Ющенко открыл этот мемориальный комплекс и заговорил активно о трагедии. И с тех пор я стала сюда ходить. Никогда бабушка и дедушка ни словом не обмолвились о Голодоморе. Хотя каждое лето мы проводили каникулы в деревне у них. Я узнала об этой трагедии уже в зрелом возрасте. Это было очень тяжело. И сейчас тяжело. Тем более что голод 1947 года я уже сама пережила.

Важно помнить об этих трагедиях, чтобы они не повторились... Если не помнить, то не будет будущего.

«ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ ЛИШАЕТ СТРАХА»

Светлана ВЕРБОВАЯ, киевлянка:

- Я сама родом из Кировограда, но уже 15 лет живу в Киеве. Я воспитывалась в советской школе и до окончания института почти ничего не слышала о Голодоморе. Больше узнала уже в Киеве благодаря публикациям в прессе и разным акциям. Потом я спросила родителей, знают ли они что-то о Голодоморе. Оказалось, что знают. Что у нас на Кировоградщине мои прадед и прабабушка умерли от голода, и мы даже не знаем, где они похоронены, потому что их где-то прикопали в братской могиле вместе с другими умершими. А мой дед спасся от голода только благодаря тому, что он женился на моей бабушке, в семье которой была корова. Так они и выжили. Хотя он пришел в примы уже опухший. А я ничего об этом не знала. Поэтому сейчас для меня эти акции по чествованию памяти жертв Голодомора - не абстрактное событие. Эта трагедия коснулась и нашей семьи... И в Киеве я уже находилась в такой среде, где люди говорят, знают об этом. Я начала много читать о Голодоморе. Я хочу, чтобы моя семья об этом сознательно знала и понимала. Поэтому каждый год мы ходим сюда, зажигаем свечу. Это самое малое, что мы можем сделать для тех, кто умер такой страшной смертью.

Я сегодня здесь с 10-летним внуком Даниилом. Он принадлежит к общественной организации «Союз украинской молодежи». Она воспитывает детей в духе любви к Украине. Там говорят и о теме Голодомора. Поэтому для него это не новость. И я стараюсь фрагментарно давать ему информацию, уместную для его возраста. Вот сегодня Даниил меня спросил, почему здесь лежат каменные круги. Я ему объяснила, что это жернова для производства муки. И во время Голодомора не только пищу забирали, но и эти жернова разбивали, чтобы люди не могли смолоть себе какое-то муку. Он, конечно, не все может понять и постичь. Например, спрашивает, а почему эти люди отбирали у крестьян хлеб, если потом этот хлеб гнил где-то, а люди умирали. Зачем? Это была политическая акция, поэтому я говорю: так хотели наказать украинцев за то, что они были упрямыми... Позже смогу рассказать ему больше, а он сможет больше понять.

Говорить с детьми о наших исторических травмах - это предотвращать их повторение. Чтобы, когда они вырастут, им не хотелось носить футболку с серпом и молотом. Ведь они будут знать, что за этим символом стоят не только бесплатная медицина и дешевое мороженое, но и тысячи смертей и разрушенных судеб.

Для меня Голодомор и война в Донбассе сегодня - вещи взаимосвязанные. Я вижу эту ниточку тотального страха, которая объединяет эти события. Но чем больше человек читает, чем больше знает, анализирует, чем больше учит историю и учится критически мыслить - тем меньше у него страха.

Понимание истории лишает страха. Примеры тех, кто выстоял, не сломался, достойно пережил драматичные события, - лишают нас страха.

«А ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫИГРАТЬ ВОЙНУ НА ДОНБАССЕ, НАДО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ. ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВОЙНА НЕ ТОЛЬКО ЗА ТЕРРИТОРИЮ ... »

Воин Андриенко, 57-я ОМП бригада ВСУ:

- У моей бабушки было 17 сестер и братьев, из них четверо умерли в голод. О Голодоморе я знал с детства, бабушка много рассказывала об этих событиях. Раньше нельзя было говорить об этом, а сейчас, к счастью, уже можно.

Я воин АТО. Воевал под Горловкой, в составе 57-й бригады. Сейчас лежу в Киевском госпитале, я специально отпросился, чтобы приехать и зажечь здесь свечу. Я не верю, что один человек может что-то изменить существенно, только все вместе. Страха нет. И вы не бойтесь, враг не пройдет. Мы знаем, за что воюем. Если мы забудем прошлое, будущего не будет. А мы не забываем. А для того, чтобы выиграть войну на Донбассе, надо знать историю. Ведь это война не только за территорию...

«ЭТО ИЗ ПАМЯТИ НЕ ИСЧЕЗАЕТ»

Любовь Павловна и Михаил Александрович МАРСОВЕРСКИЕ, 76 и 77 лет:

Л.П.: - Я сама пережила голод 1947 года. Я помню, как мы ходили собирать колоски в мешочки такие маленькие, и люди, которые объезжали эти поля, смотрящие, они вырывали эти мешочки и топтали наши колоски. Мы, дети, бежали тогда, а они батогом били нас по ногам. За эти колоски, оставшиеся на поле после сбора урожая...

Нечего было есть. Это из памяти не исчезает. Соседи наши ели жуков. Большие животы были у всех. Многие соседи умерли. Ходили на поле собирать гнилую картошку, желуди собирали. Ходили к прудам, выбирали корни кувшинок, аира, сушили их и перетирали. А бабушка наша делала блины из этого. Очень трудно было. Спасибо нашей бабушки, мы выжили. Только благодаря ей...

Нас, детей, в семье было очень много. И корова, которая нас кормила. А потом началась коллективизация - и я очень хорошо помню, как пришли забирать корову. Мы в окна смотрим и плачем, а мама плачет, падает в ноги тем, кто пришел забирать корову, и просит оставить животное. Они как толкнули маму, она упала, а корову забрали. Больше мы молока не видели. Трудно было. Многие люди умерли. Мы выжили как-то. И теперь каждый год зажигаем свечу. За тех, кто не выжил...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать