Летопись жемчужины казацкого барокко
Вышла книга — взгляд на новомосковский Свято-Троицкий собор с исторического и архитектурного ракурсов«Літопис собору» — так называется книга о прошлом и настоящем Свято-Троицкого собора — выдающего памятника казацкого барокко из Новомосковска, на Сичеславщине. Издание это приурочено к 440-й годовщине города над Самарой. Способствовал его выходу благотворительный фонд «Твій рідний край», созданный по инициативе народного депутата Вадима Нестеренко.
Чудом назвали появление этой книги ее авторы-составители: научный сотрудник Новомосковского городского историко-краеведческого музея им. П. Калнышевского Константин Мешко и архитектор из Днепра Александр Харлан на презентации, которая прошла недавно в краеведческом отделе областной научной библиотеки. Книга стала симбиозом изучения собора с исторического и архитектурного ракурсов. Фундаментальной базой для ее создания служили исторические труды многих авторов, людей разных эпох, профессий и судеб, разбросанные по архивам, библиотекам, музеям. Для Константина Мешко, коренного новомосковца, влюбленного в историю, работа над «Летописью» стала логическим продолжением студенческих поисков и обобщения материалов для дипломной работы. Александр Харлан деревянным культовым сооружениям Юга Украины посвятил свою диссертацию. Известен он и другими фундаментальными исследованиями относительно роли архитектурной составляющей в формировании исторических ландшафтов края.
Представляя свой труд, авторы подчеркивали, что это не просто систематизация источников (суммарно библиографический список публикаций о соборе насчитывает свыше 200 наименований). В процессе работы их ожидали новые открытия. Константин Мешко, например, обнаружил в фондах Днепропетровского исторического музея им. Д.Яворницкого старинную фотографию из грамоты Киевского и Галицкого митрополита Гавриила о разрешении на возведение в городке Самарчик новой церкви. Данным документом митрополит удовлетворил просьбу казацкой старшины на строительство именно трехпрестольного большого храма. Грамота датирована 1 апреля 1775 года, а 2 июня состоялось освящение места и закладка Свято-Троицкого собора.
В «Летописи» впервые публикуется «Метрика для получения верных сведений о древне-православных храмах...» Заполнил ее небезразличный к родной истории священник Иоанникий Вахнин в 1888 году (его могила с надгробием сохранилась в саду, рядом с собором), а нашел в архиве Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург) Александр Харлан в 2007 году. Это редкий образец артефакта исторического и искусствоведческого характера.
Запоминается перепечатка воспоминаний Алексея Пахучего — мастера, подарившего собору новую жизнь, «Як я поновлював запорожський собор у Новомосковську». В 1887—1888 годах реставратор, основываясь на фотографию храма, сумел возобновить первозданный вид собора («Українець строїв, українець і перестроює» — успокаивал он придирчивых основателей-заказчиков). Именно благодаря Пахучему собор, собранный практически из нового лесоматериала, сохранил характерные черты, присущие эпохе казацкого барокко XVIII века.
Помещенные в книге страницы дневника искусствоведа Стефана Таранушенко, датированы июлем 1928 года, с обмерами и зарисовками собора. Судьба автора типична для ХХ века (арест в 1933 году, пятилетнее заключение, реабилитация в 1958 году, публикация в 1976 году, незадолго до смерти, дела его жизни — обстоятельной монографии «Монументальна архітектура Лівобережної України»). Архив ученого хранится в отделе рукописей НБУ им. В.И. Вернадского. Именно там и нашел дневник Александр Харлан в 2004 году.
Отдельный раздел книги посвящен роли Олеся Гончара в судьбе собора. Именно после публикации знаменитого романа, который стал катализатором диссидентского движения на Днепропетровщине, распространилась информация (только информация!) о его занесении в список мирового наследия ЮНЕСКО. Это в какой-то степени сдерживало «богоборческие» настроения и уберегло собор от разрушения. Здесь уместен комментарий Александра Харлана: «Нашего собора пока нет даже в списке кандидатов. Одним из условий включения объекта в список ЮНЕСКО является подлинность территории вокруг него. В настоящий момент эта территория — самая старая часть города — выпадает из исторического контекста, а должна полностью подчиняться памятнику истории. Его исследование может рассказать нам и о XVII, и о XVIII веке».
Новые факты открылись и во время текущей реставрации церкви (проводится с 2012 года львовскими мастерами). При снятии старой обшивки нашли фрагмент настенной росписи, которая была в храме до его реставрации: лицо Иисуса, который несет крест на Голгофу, и стражники, которые его сопровождают. Объяснение простое — некоторые колоды из старого сруба хорошо сохранились, поэтому использовались повторно.
Новая страница новомосковской святыни открылась с возвращением собора православной общине в конце 80-х годов прошлого века. Вместе со статусом вернулись в храм старинные иконы, сохраненные верующими во времена невзгод.
Интересно, что существует храм-двойник новомосковского храма — Покровская церковь. Возвышается она над рекой Псел в с. Плешивец, на Полтавщине, имеет на одну треть уменьшенные размеры, да и построена не из дерева, а из кирпича. Считают, что идею такого проектного решения автору — архитектору И.С. Кузнецову — подал Дмитрий Яворницкий. В семейном архиве потомков архитектора есть фотография собора с дарственной надписью историка: «Архитектору Погребняку-второму, И.С. Кузнецову — Д.И. Эварницкий. 1902, ІІІ, 4». Она воспроизведена в «Летописи» наряду с еще более чем 200 рисунками, чертежами и фотографиям.
Закрыв книгу, на обложке которой золотом горят девять куполов легендарного храма, еще раз перечитал роман Гончара, где в последних строках собор: «...стоїть серед заводського селища весь освітлений, парусно-повний і чистий, як тоді у минувшині, коли вперше тут виник, вичарувався з душі своїх мудрих і дужих майстрів».
Выпуск газеты №:
№210-211, (2016)