Перейти к основному содержанию

Абсурд и вечность

10 февраля, 00:00

Две бессмысленные смерти этой зимой. В январе был смертельно ранен случайной (?) пулей на охоте Евгений Кушнарев, о чем днем и ночью сообщали все СМИ. А 22 декабря в Кировограде автомобиль сбил на смерть при переходе улицы Леонида Куценко. Эти смерти между собой очень похожи своей нелепостью, но есть между ними и существенная разница. Хотя бы потому, что больше нигде, кроме «Литературной Украины», сообщения в центральных масс-медиа о гибели Л. Куценко я не встречал (возможно, что-то ускользнуло от моего внимания).

Отечественное информпространство в очередной раз сработало по принципу шоу, когда большое внимание уделяется суетной важности текущего момента, чтобы сразу же через несколько часов (дней, недель) навсегда забыть о бывшем топ-событии. Евгений Кушнарев стал невольной жертвой собственной вседозволенности и властной якобы всесильности. Потому что охота для избранных — это часто еще и показательная иллюстрация того, что «мы» и рядовые «вы» живем в разных параллельных мирах. Это параллельное существование подтверждалось сюжетами о «домике» убийцы Е. Кушнарева и «их нравах» до, во время, и после охоты, а также о том, как живут крестьяне около этого хозяйства. Ни дать ни взять — бояре приехали позабавиться, хорошо, что не истоптали посевы крестьян, а вполне могли бы, и никто бы из крестьян даже не добивался соблюдения своих прав.

А далее непонятное явление, при всем уважении к погибшему: со дня ранения до дня погребения эти события были основными новостями, с них начинали свои выпуски все информационные программы. Зрителей настойчиво пытались убедить в том, как много значил и много дал для Украины умерший. Пытаясь заработать популистские балы на этой смерти, политики и медийщики соревновались в том, кто выкажет больше уважения к покойному. Отсутствие хотя бы одного критического или объективного слова привело к появлению проекта назвать именем Кушнарева станцию метро в Харькове, а дальше вообще абсурдные намерения в духе то ли большевистском, то ли «нью-васюковском» переименовать в честь покойника улицу Сумскую (почему не Крещатик?).

Понятно: о покойнике или только хорошее, или ничего. Став публичным человеком, политик, однако, не ограждает себя от придирчивого внимания. Очевидно для каждого украинца, с Запада и Востока, что деятельность Евгения Петровича отнюдь не была однозначно позитивной для Украины, что Кушнарев стыка 1980— 1990 годов и Кушнарев 2004— 2006 годов — это разные люди. Впрочем, наверное, стоило журналистам подбить, так сказать, дебет с кредитом — выяснить не только то, сколько дал этот политик и бизнесмен нашему государству, но и сколько он, его родственники и партнеры по бизнесу и политике у него взяли.

На этом фоне до боли обидно то, что смерть Леонида Куценко не заняла хотя бы половины, четвертинки эфирного времени, отведенного на освещение гибели Е. Кушнарева. А сделал Л. Куценко для Украины не меньше. И дело не в том, что он был доктором филологических наук, профессором, потому что часто настоящей науке больше могут дать кандидаты наук или люди без званий, чем академики. Леонид Куценко был настоящим ученым и был Педагогом и Человеком с большой буквы. А еще и прекрасным организатором. Казалось, этот человек постоянно пребывал в поиске и работе. У нас мало было и еще меньше после его смерти осталось ученых, с такой скрупулезностью и настойчивостью добывавших факты, возвращавших из полузабытья в широкое обращение документы из отечественных и заграничных архивов, искавших тех, кто мог бы предоставить хоть малейшую крупицу информации. И все это имело исключительно позитивный государственно-созидательный характер, было направлено на возрождение и утверждение украинской культуры. И все это останется в украинской науке и культуре навечно.

У нас с Леонидом Куценко была договоренность, что когда- нибудь он приедет в Камянец- Подольский к студентам вместе со своими книгами, а их у него немало. Сам Леонид сокрушался: как же так, у меня есть правило обязательно побывать в том городе, о котором пишу. А тут написал о Николае Чирском, о его детстве и возмужании в Камянце, а в городе еще не был. Поездка эта все передвигалась во времени из-за неотложных дел, а теперь...

Умер Леонид Куценко от бессмысленной аварии, но умер так, как и жил. Он спешил на встречу, чтобы передать человеку нужную книгу, только-только оторвавшись от собственного научного труда. Было это 22 декабря, в его любимый, по словам Леонида, день в году — в день зимнего солнцестояния. Чем не сюжет для наших полупопсовых информационных выпусков новостей?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать