Академии нужно выстоять
А удастся это сделать только с опытным, энергичным руководителем во главеЯ решил написать эту заметку, посвященную выборам Президента нашей Национальной академии наук и нового руководства НАНУ, которые пройдут, как теперь уже стало известно, с 7 по 9 октября этого года, только после того, как произошло трагическое событие — научное сообщество простились с бессменным Президентом НАНУ Борисом Евгеньевичем Патоном, и когда уже все мы поняли, что ответственность за научно-техническое будущее, за все, что связано в стране с наукой, лежит только на нас. Уже без Бориса Евгеньевича. И все, что должно быть сделано для укрепления и развития близкой мне космической отрасли и других отраслей: авиастроения, медицины атомной энергетики, — является уже исключительно нашим долгом и долгом памяти о Б.Е. Патоне.
Внимание к этим выборам оказалось большим, чем я ожидал. С каждым днем становится все более понятно, что выборы — это не только внутреннее дело Академии, это событие, от которого зависит будущее многих отраслей экономики, без которых успех страны невозможен. Это общегосударственное дело.
Как вы знаете, я, будучи инженером и по профессии, и по призванию, 13 лет возглавлял «Южмаш» и 8 лет Национальное космическое агентство. Через нашу команду прошли и Национальная космическая программа, и крупные проекты, такие, как «Морской старт», «Наземный старт», «Днепр» и другие. На каждом этапе, и в целом, в истории космоса и ракетостроения, мы всегда убеждались, что без новых технологических и технических решений, в основе которых должны находиться именно наши разработки — а нам никто своих не подарит — невозможны никакие достижения и прорывы.
Для «Южмаша» и КБ «Южное» в этом плане всегда наша Академия была на первом, самом уважаемом месте, и когда-то в СССР, и в независимой Украине, а Б.Е. Патон был одним из самых уважаемых у нас ученых и инженеров, с вошедшими в историю нашего ракетостроения, а по сути ее создавшими, академиками М. К. Янгелем, В.Ф. Уткиным, С.Н. Конюховым.
Но, возвращаясь к сегодняшнему дню, ключевой вопрос, и он уже поднимался не раз на страницах газеты «День»: кто станет в этот сложный период первым лицом Академии. Вопрос этот, как я уже сказал, общенациональной важности, ведь у нас почти вся наука сосредоточена в НАНУ. В этом отличие, если хотите, уникальность Украины, в сравнении с другими странами.
Я прошел долгий путь в одной из сложнейших отраслей, и, мне кажется, понимаю, какие должны быть требования к руководителю высшей научной организации, в которой сосредоточены все отрасли науки, где спектр исследований — от гуманитарных наук до прикладных технических, и где первое лицо должно справляться с таким масштабом задач, безусловно опираясь на мнение большой академической команды. Это должен быть и настоящий ученый, имеющий большие личные достижения в науке и, одновременно, человек высочайшей эрудиции. С другой стороны, проблемы Академии с таким маленьким финансированием, с такой мизерной государственной поддержкой, когда нет опыта работы в высших государственных институтах, нет опыта «пробивания», лоббирования общегосударственных задач, решать невозможно. И еще я считаю, что Президент Академии должен быть известным, публичным человеком. Без этого контакты с той же властью вряд ли получатся.
А поддержка общества? С нее все начинается. Общество, которое содержит государственные институты, включая и Академию, должно понимать, что в ней происходит, какой эффект для них от огромной армии ученых. А это — умение общаться, публичная открытость, известность. Да что я говорю, вы это сами прекрасно понимаете, что главная проблема Академии в ее закрытости, неумении доступно продемонстрировать, чем она важна.
У меня сейчас больше времени, чтобы анализировать, уделять внимание общественным инициативам, и я более свободен в высказываниях. Сейчас я вижу, что в предвыборной гонке скорее всего два лидера: академик А.Г. Загородный, физик, директор Института теоретической физики, и академик В.П. Семиноженко, физик, материаловед, генеральный директор крупного комплекса «Институт монокристаллов». Оба претендента — уважаемые ученые. Но выбор должен быть один. И он не должен расколоть Академию.
Академии нужно выстоять. А удастся это сделать только с опытным, энергичным руководителем во главе. Причем руководителем и с опытом работы в Академии, и с опытом государственного управления. В НАНУ я знаю только двух таких людей — это Владимир Павлович Горбулин и Владимир Петрович Семиноженко. Владимир Павлович сейчас и.о. Президента НАНУ и не является кандидатом, а Владимир Петрович — зарегистрирован как кандидат в Президенты НАНУ.
У меня сомнений нет. Сегодня нужно исходить не из того, кто удобнее и комфортнее, а кто решительней, эффективней, опытней, может быть, даже неудобней. Защитить и дать развитие Академии — это чрезвычайно сложная задача. Особенно сейчас!
Хочу пожелать Академии не ошибиться.
Юрий АЛЕКСЕЕВ, Герой Украины, Генеральный директор «Южного машиностроительного завода» (1992—2005), глава Национального космического агентства (2005—2009, 2010—2014)
Выпуск газеты №:
№186-187, (2020)Section
Почта «Дня»